История модернизации и последней серийной модификации танка Char Saint-Chamond
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Последняя косметическая модернизация танка Char Saint-Chamond была проведена весной-летом 1918 года при подготовке к осеннему наступлению союзников. Единственной задачей, которая была решена, стало увеличение жесткости бронекорпуса. В таком варианте было выпущено 130 танков, почти треть от общего количества в 400 боевых машин, заказанных ещё летом 1917. В источниках данный танк чаще всего называется Char Saint-Chamond Modèle 3 позднего выпуска. Единственный сохранившийся до нашего времени танк этого типа - Char Saint-Chamond, хранящийся в музее в Самюре, так же относится к последней серии.
Char Saint-Chamond (Modèle 3)/танк Сен-Шамон
Страна: Франция
Год выпуска: 1917-1918
Производитель: FAMH (Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d'Homécourt)
Кол-во выпущенных: 131 (с.н. 62669-12800, всего всех серий 400)
Боевая масса: 24 тн
Экипаж: 8-9
Вооружение: Canon de 75 modele 1897/4хMitrailleuse Hotchkiss modèle 1914
Размеры: 8830х2670х2360 мм
Ширина преодолеваемого рва: 1,8-2,4 м
Бронирование: 19 мм (лоб-борт)
Двигатель: Panhard SS, 7363cm3, 90 л.с.
Где увидеть: Char Saint-Chamond Modèle 3 позднего выпуска. Le Musée des Blindés de Saumur, музей бронетехники в г. Сомюр (Франция)
Танк это пушка, броня и движитель. Модернизировать танк можно по всем направлениям - ставить более мощное орудие, другой двигатель и усиливать бронирование. У Char Saint-Chamond от самого первого прототипа до последней модификации нижняя часть танка - ходовая и днище оставались всё время производства неизменным, в середине производства пушку заменили на более мощную и надёжную, а вот бронирование постепенно менялось в сторону сначала усиления, а затем упрочнения бронекорпуса. Уже при первой модернизации бортовая броня была усилена вторым 8-мм листом в дополнение к основному 11 мм. Суммарно 19-мм бортовой брони с промежутком между ними делали Сен-Шамон устойчивым против винтовочного калибра. Дальнейшее увеличение было и невозможно, не вынесло бы шасси, и не целесообразно - от артиллерии даже увеличение до 30-мм не помогло бы. Но кроме самой толщины броневых листов важна и прочность бронекорпуса. Собранный на угольниках рамы на болтах из вертикальных листов брони, корпус был непрочным. Попадание снаряда или даже подрыв мины или мощного фугасного снаряда обычно выводил танк из строя, практически без возможности ремонта. Листы брони просто отрывались от каркаса и бронекорпус разваливался.
Основная схема бронирования у машин последней серии осталась той же - внешний каркас из уголков, плоские 11 мм листы брони, прикрепленные к нижним и верхним уголкам и скрепленные между собой вертикальными планками, к которым соседние листы брони были прикручены тремя болтами. Для усиления бортовой брони был добавлен еще один слой бронирования - внешний, у которого броневые листы толщиной 8 мм снаружи крепились на вертикальные планки. В танках последней серии добавилась ещё одна вертикальная планка, которая монтировалась на дополнительный лист. Добавились еще три болта, которые скрепляли уже всю конструкцию. Весь "сэндвич" скреплялся тремя болтами через внешнюю планку, 8-мм лист, внутреннюю планку и 11-мм лист. Ещё два удлиненных болта - верхний и нижний стягивали эту конструкцию с внешним и внутренним угольниками. Два дополнительных коротких болта скрепляли только внутреннюю планку с основным броневым листом.
Технология сборки бронекорпусов принципиально не менялась с самого начала производства. Модернизации бронекорпуса только добавляли операций, не меняя ни инструмент, не крановое хозяйство, не порядок сборки. Сначала собиралась из угольников и укосов рама, которая устанавливалось на шасси. На раму вешали броневые листы основного бронирования, скрепляли их планками, параллельно шла сборка внутреннего оснащения. Если бы остановились на этом месте, получился бы танк первой серии. Затем на каркас устанавливали дополнительные броневые листы, формировавшие кабину и внешние дополнительные листы, доходя до состоянии ранних машин второй серии. После скрепления дополнительными вертикальными планками получали итоговую машину позднего выпуска второй серии. Таким образом нововведения, учитывая кривую обучения, не приводили к снижению темпов сборки танков, которые правда никогда не были такими высокими, как у британцев.
Производство 400 танков на заводе в Сен-Шамоне на FAMH (Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d'Homécourt) уложилось примерно в 8 месяцев с первых танков в конце ноября 1917 до последних в конце июля 1918. Ориентироваться приходится по дате поступления танков в боевые части, так как по ранним машинам статистики именно о производстве по месяцам в открытых источниках нет. Последние танки Сен-Шамон поступили в боевые группы Artillerie spéciale - AS34, AS40 и AS42 1-го августа 1918 года.
Всего в течении Первой мировой было сформировано 12 танковых групп (Артиллерии Специальной - Artillerie spéciale) из танков Сен-Шамон. Выпуск танков Сен-Шамон всё время отставал от выпуска Шнейдер СА1. Если первую группы на "Шнайдерах" уже сформировали 25 декабря 1916 года, то первую группы на "Сен-Шамонах" - AS31 только через два месяца - 23 февраля 1917 года, в апреле было три группы "Сен-Шамон" и 15 - "Шнейдер", в августе 1917 - 16 "Шнейдер" и 6 "Сен-Шамон". Последняя боевая группа на танках Char Saint-Chamond - AS42 была сформирована 20 февраля 1918 года. В одну группу входило 16 танков, сформированных в 4 батареи, штатное расписание включало 18 офицеров, 106 су-офицеров и солдат. В марте 1918 года французская Специальная артиллерия под командованием генерала Этьена включала в себя 16 групп (дивизионов), сформированных в четыре полковые группы танков Шнейдер СА1, и 12 групп в четырех полковых группах - Char Saint-Chamond, всего 222 танка.
Применять активно свою "Специальную Артиллерию" генерал Этьен не спешил, за год с начала формирования боевых групп весной 1917 года едва ли наберётся пару десятков боевых столкновений, в которых они принимали участие - от условно неудачных, как первое применение у Berry-au-Bac 1 апреля 1917 года, или условно удачных - как при сражении при Мальмезоне (Battle of La Malmaison). Оценивая первые применения танков стоит всё таки избегать таких оценок, как "успешно" или "неуспешно", в любом случае если бы операции проводились без танков потери в живой силе и расход боеприпасов был бы на порядок больше, чем с танками, даже если они почти все были потеряны в бою. "Неуспешность" применения в большинстве случаев лежала на пехоте, которая не смогла, или даже не пыталась реализовать преимущество, которое давали им танки, оставляя тех один на один с противником.
Сражение при Камбре для британцев и битва при Мальмезоне для французов стали определяющими для тактики на следующие годы - было признано, что однозначно танковые силы - это обязательная часть современной войны, но вот какими они должны быть, выводы были сделаны разными. Британцы решили, что танки должны быть двух типов - тяжелые продавливают оборону, средние входят в разрывы и превращают тактический успех в стратегический. Отсюда и все больший рост размеров и веса танков вплоть до Mark VII и попытка создания скоростных машин типа Mark D. Французы же, как всегда считал начальник их танковых сил, для себя решили, что главное артиллерийская поддержка пехоты на поле боя и сделали упор на развитие пехотных танков Renault FT. Следующие тридцать лет показали, что правда где-то посередине и наибольшего успеха добились танковые силы той страны, которая создала танк, который с равным успехом мог и сопровождать пехоту и входить в прорывы, развивая быстрое наступление. В первой декаде июня 1918 года танки примерили на себя новую роль - подвижного резерва в обороне, который контратаками остановил наступление на Париж в ходе финального сражение Весеннего наступления германцев на реке Мат (Battle of the Matz или «битва при Мондидье – Нуайоне») или как его называли сами германцы - операции "Гнайзенау". 15 июля в ходе Второго Марнского сражения (La seconde bataille de la Marne) пришло время и французским танкам показать себя.
Задачей перед операцией было срезать Марнский выступ мощными фланговыми ударами, военная классика, которую многократно реализовали успешно и неудачно. Чем-то второе Марнское сражение напоминало битву на Курской дуге в июле-августе 1943 года. И снова можно сказать то же, что и об итогах весеннего наступления германской армии на реке Мат (Battle of the Matz), если бы у германской армии были танки..., но их не было. И главную роль в сражении со стороны союзников сыграли танковые части. В наступлении, которое получило название Битва при Суассоне (Bataille du Soissonnais) приняли участие 343 французских танка.
Танковые полковые группы 11-я и 12-я Сен-Шамонов были приданы американцам, 10-я французским пехотным частям. Танки были разделены на ударные группы и резерв, отсутствие которого катастрофически сказывалось ранее на успешности всех операций. Танковая батарея придавалась пехотному батальону, огневую поддержку которому в том числе двигаясь впереди пехоты должна была обеспечивать. Танки были сконцентрированы скрытно, наступление началось почти без артподготовки, артиллерия использовалась для контрбатарейной борьбы по выявленным опорным пунктам, которые останавливали танки. Сверху танки прикрывали истребители. В 4 часа 45 минут 18 июля в сильном утреннем тумане 216 "Шнейдеров СА1", 131 "Сен-Шамон" и 220 "Renault FT" начали наступление. После прорыва первой линии обороны в ход вступил резерв и к исходу дня французские войска продвинулись от 6 до 10 километров. Особенно успешным было применение танковых групп с "Сен-Шамонами" для поддержки американских частей. Забегая вперед, можно сказать, что после окончания войны именно в качестве памяти о совместных боях два танка "Сен-Шамон" подбитые в ходе боев за Суассон были отправлены в САСШ, один из них в 80-х годах прошлого века вернулся во Францию, оставшись единственной машиной этого типа, сохранившейся до нашего времени.
Визуально отличить танки так называемой Модели 3 (позднее исполнение с пушкой Canon de 75 mle 1897) от раннего исполнения серии с пушкой Canon de 75 mle 1897 и от второй серии с пушкой Сен-Шамон-Мондрагон, можно только по наличию вертикальных дополнительных планок и по номеру танка если он виден, новые планки пошли с номера 62669. От танков первой серии с такими же планками танки можно отличить по треугольной линии крыши и отсутствию командирских башенок.
По итогам операции по срезанию Марнского выступа руководство французской армии выпустила пространный документ, который должен был напомнить пехотным генерал о правилах применения танков, которые были разработаны еще в конце 1917 года - только массовое применение и только вместе с полноценными пехотными частями, так как уже во второй день операции танки стали применяться и без пехоты, и не массово. Пехотные офицеры быстро разобрались, что даже просто наличие танков существенно снижает потери и вообще отказывались наступать без танков. В сражении приняли участие все типы французских боевых машин, которые стояли на вооружении и принципиальной разницы в использовании легких и средних танков на поле боя отмечено не было, за исключением того, что для поддержки пехоты в лесной местности танки FT все таки лучше, чем Шнейдеры и Сен-Шамоны. Первые танки, которые по большому счёту были такими созданы, потому что так получилось, должны были уйти.
В источниках можно встретить разные варианты обозначения модификаций танка Сен-Шамон. Наиболее правильно говорить скорее о прототипе, первых машинах ранней серии, машинах ранней серии и машинах поздней серии с разным вооружением. Можно встретить вариант, в котором обозначаются модификации М1 - машины с плоской крышей с пушкой L12 CTR Saint-Chamond, М2 - машины с треугольной крышей с пушкой L12 CTR Saint-Chamond, М3 - машины с треугольной крышей с пушкой Canon de 75 mm Mle 1897. Стоит отметить, что при производстве и при использовании танков Сен-Шамон не было никакого разделения и никаких дополнительных обозначений, это все придумали позже для удобства описания. Танки о которых речь идет в этой статье называют Saint-Chamond М3 (Modele 3). По факту это танки второй серии с пушкой Canon de 75 mm Mle 1897 позднего выпуска.
До наших дне сохранился один танк Сен-Шамон. Танк с серийным номером 62670 с личным ником FLEUR D'AMOUR поступил в 42-ю группу специальной артиллерии - Groupe AS42 в Groupement XIII. В ходе сражения в в секторе Сен-Реми-Бланзи был поврежден снарядами 19 июля 1918 года в боях в секторе Сен-Реми-Бланзи (Saint Rémy Blanzy). После ремонта танк отправили в Соединенные Штаты для участия в выставке, посвященной победе в войне и в честь заслуг американской армии на полях Франции. Так уплыл за океан 27 июля 1919 года и с тех пор хранился в Абердине на полигоне. В 1987 году танк вернули во Францию и после реставрации боевая машина выставлена в Музее бронетехники Сомюра.
Для первой мировой войны серия в 400 бронированных боевых машин была большой. В истории за танками Char Saint-Chamond осталась не лучшая репутация - и тонкокожий, и плохая проходимость и вообще неудачный. Но во многом это послезнание. Единственное, что можно реально "предъявить" танку, так это относительно невысокую проходимость, но опять же невысокую относительно чего - ясное дело лучше проходимость была только у британского Марка. Заговор против "Сен-шамона", да и "Шнейдера" можно смело относить к проискам британцев, которые так и не смогли сделать ничего лучшего, чем "ромбы", став фактически заложниками этой схемы. С технической точки зрения французские танки были точно не хуже, чем Марки, а во многом и лучше. Определять способности танка по тому, какой ширины траншею он может преодолеть по крайней мере странно, траншею как раз можно сделать любой ширины.
Танки "Сен-Шамон" всех серий и вариантов имели удобное и просторное боевое отделение, самое мощное орудие и унифицированное с основным дивизионным орудием французской артиллерии. Вспомогательное вооружение в виде 4-х станковых пулемётов с воздушным охлаждением и магазинным питанием было достаточным для подавления пехотных полевых укреплений и пехоты. Электромеханическая трансмиссия делала управление танком лёгким и удобным. Танки в отличие от британских имели подвеску и являлись устойчивой орудийной платформой. К минусам можно отнести недостаточную подвижность, обусловленную тракторной подвеской. В танковой дуэли против Сен-Шамонов ни у одной боевой машины Первой мировой шансов не было. Другое дело, что после того, как появился Renault FT, все остальные танки стремительно устарели.
Ещё одним камнем в огород французов стало общераспространенное мнение, что это не танки вообще, а САУ. Наверно британцев так расстроило, что их ветка была тупиковой и еще 20 лет, будучи изобретателя танков, они так ничего и не сделали, в отличие от французов, что в "битве за изобретение танка" использовались все возможности по дискредитации "противника". Если немного забыть о том, что "танк", как бы он не назывался на любом языке, это описание не конструкции, а назначения - "Прорыв укрепленной линии обороны огнем и движением", или как определяют в Договоре об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) - Боевыми танками считаются самоходные (колёсные или гусеничные) бронированные боевые машины:
- обладающие высокой проходимостью на пересечённой местности;
- обладающие высоким уровнем защищённости;
- обладающие высокой огневой мощью, что выражается в наличии пушки калибром не менее 75 мм с высокой начальной скоростью снаряда для ведения огня прямой наводкой;
- имеющие сухой вес не менее 16,5 тонн.
Char Saint-Chamond просто идеально ложится в это определение, да и вообще по современным меркам это единственный танк, среди всех танков Первой мировой. А вот если судить по конструкции, то во время Первой мировой войны "танками" были только французские машины - Renault FT и FCM 2, остальные ни вся серия Mark от I до VII, ни средние Mark А-В, ни немецкий A7V, ни итальянский FIAT2000 танками не являлись. Однако претензии почему то есть только к французским машинам и к Сен-Шамону, и к Шнейдеру.
Char Saint-Chamond были не идеальными, и эффективность их применения определялась умением танковых командиров использовать сильные стороны машин и купировать слабые. Став логичным следствием развития конструкторской идеи боевой бронированной гусеничной машины во Франции, начиная с закупки тракторов Холт, танки Сен-Шамон были явно лучше тогда, чем сейчас о них думают потомки. А для современной молодёжи возможно именно они станут символом танка Первой мировой, особенно после эффектного показа в экранизации Netflix повести Ремарка "На Западном фронте без перемен", которое видимо по мнению сценаристов отражало происходящее в ходе Второго Марнского наступления
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и развитии первого прототипа можно в других статьях на канале:
Путь к французскому танку. Часть 11.0. La machine N° 1 "Schneider". Испытания макета на чужом шасси
Путь к танку. Часть 10.1. Char Saint-Chamond №62414. 1916. Танки первой установочной партии
Французский танк. Часть 14. Char Saint-Chamond. Первые серийные танки раннего типа.
Путь к французскому танку. Часть 15. Saint-Chamond caisson. 1917. Перековать мечи на тягачи Французский танк.
Часть 16. Char Saint-Chamond. 1917. Основная серия танков раннего типа
Французский танк. Часть 17. Char Saint-Chamond. 1917. Танки с новой крышей.
Французский танк. Часть 18. Char Saint-Chamond №62401.1916. Прототип с новой пушкой.
Французский танк. Часть 19. Char Saint-Chamond. 1917. Танки с новой крышей и новой пушкой
Остальные статьи о развитии первых французских танков здесь:
Souain tank prototype. 1915 Путь к танку. Часть 6. Souain tank prototype. Холт во французской шинели.
L'appareil n ° 1 Type A/В. 1916 Путь к танку. Часть 7. L'appareil n ° 1 Type A/В. 1916. Пока британцы делали танки во Франции тренировались на тракторах
La machine N° 1 Type C. 1916 Путь к танку. Часть 8. La machine N° 1 Type C. Эксперименты с формой
Tracteur Saint-Chamond. 1916 Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон.
Char Saint-Chamond №60414. 1916 Путь к танку. Часть 10. Char Saint-Chamond №60414. 1916. Первый предсерийный прототип французского танка.
La machine N° 1 "Schneider". 1916 Путь к танку. Часть 11. La machine N° 1 "Schneider". Непрототип танка Шнейдера на шасси Фуше.
La Machine N° 3. 1916 Путь к танку. Часть 12. La Machine N° 3. Последний танк Фуше или первый прототип инженерной машины.
Char 25t Saint-Chamond. Путь к танку. Char 25t Saint-Chamond. Французский ромб на ватмане.
Источники:
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, issued in 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4.
Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон", ЭКСМО ISBN: 978-5-699-55295-5
Tim Gale. French Tanks of the Great War: Development, Tactics and Operations/ Pen and Sword Military (August 5, 2016). ISBN-13 : 978-1473823501
https://www.chars-francais.net/2015/index.php/engins-blindes/chars?task=view&id=61
https://www.chars-francais.net/2015/index.php/classement-individuel/saint-chamond-1916
https://bukvoed.livejournal.com/65478.htmlhttps://en.topwar.ru/158276-francuzskie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny.html
www.passioncompassion1418.com/Canons/Eng_AfficheCanonGET.php?IdCanonAffiche=700