Найти в Дзене
Remont1969

Путь к французскому танку. Часть 9.2 Tracteur Saint-Chamond "Automobillette". 1916. Прототип французского танка Сен-Шамон с пушкой и крышей

История вооружения первого ходового макета танка Saint-Chamond

Создание французских танков не столь хорошо документировано, по крайней мере в открытых и изученных источниках. При более подробном изучении дат стремительно начинают двигаться к концу 1916 - началу 1917 года с середины 1916. Французов можно понять. 15 сентября на территории Франции прошла "премьера" британских ромбов, и историкам БТТ этой страны, так же как и американским и российским хочется быть изобретателя танка, если уж не первыми, то хотя бы независимыми. Несмотря на то, что испытания char Saint-Chamond à l'Automobilette пытаются сдвинуть в лето, первые предсерийные танки были испытаны только в начале декабря 1916 года. Но до этого было сделано очень много, и нельзя сказать, что работы во Франции шли очень медленно, у тех же британцев от первого шасси до боевого применения прошёл почти год, так же как и у французов. Первые испытания шасси, построенного лейтенантом Фуше La machine N° 1 Type C из нескольких тракторов Holt 45hp были испытаны 18 марта, а ходовой прототип конструкции того же Фуше La Machine N° 2 или tracteur Saint-Chamond с электромеханическолй трансмиссией и установленным макетом бронекорпуса вышел на полигон в Винсеннесе 1 августа.

Испыьтания La Machine N° 2 или tracteur Saint-Chamond в Винсеннесе
Испыьтания La Machine N° 2 или tracteur Saint-Chamond в Винсеннесе

Совместные испытания второго шасси Фуше (Lieutenant Charles Fouché) с макетом корпуса от будущего танка Сен-Шамон и первого шасси Фуше с макетом бронекорпуса от будущего танка Шнейдер СА1 прошли не сказать, что бы очень успешно, но отвечающему за поставку танков в армию замминистра Альбер Тома (Albert Thomas, Sous-Secrétaire d’Etat à l’Artillerie et aux Munitions) категорически потребовал у генерала Муре, командующего технической автомобильной службой (Service Technique Automobile, STA) и их партнеров фирмы FAMH (Compagnie des Fonderies, Forges et Aciéries de Saint-Etienne) предоставить к 10 сентября на испытания не просто "корыто" на гусеницах, а готовый танк. Но всё случилось не так. К 10 сентября ни от Шнейдера, ни от FAMH предсерийных прототипов представлено не было. А показаны были очередные макеты, правда уже вооруженные.

Tracteur Saint-Chamond/La Machine N° 2/'Automobillette "/Тягач Сен-Шамон

Страна: Франция

Производитель: Service Technique Automobile (STA)/Farman/FAMH

Год выпуска: 1916

Кол-во: 1 (модернизация прототипа)

Боевая масса: 20-22 тонны

Экипаж: 8

Вооружение: Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet)

Бронирование: 8,5-11,5 мм

Размеры: 8830х2670х2350 (серийной машины) мм

Двигатель: Panhard SS, 7363cm3, 90 k/c/

La Machine N° 2 с крышей и вооруженный орудием стал первый предсерийным прототипом танка Сен-Шамон (Char d`Assault Saint Chamond) и возможно был собран в мастерских технической автомобильной службы (Service Technique Automobile, STA) и на заводе Farman под руководством уже су-лейтенанта Фуше. Эта машина представляла собой Tracteur Saint-Chamond, который испытывался в Венсеннесе в августе 1916, только с полным бронированием и вооруженный. На макет бронекорпуса их конструкционной стали была установлена крыша с тремя люками в башенках. Крыша в основном повторяла конструкцию первых серийных машин с небольшими отличиями, снизу это было то же второе экспериментальное шасси Фуше с тем же посадочным макетом бронекорпуса, что и на первых предъявительских испытаниях а начале августа. Четыре штатных пулемета не устанавливались, хотя для них были подготовлены амбразуры. Крыша прототипа была плоской, люки для покидания машины располагались по всей крыше и в 3-х "командирский башенках. Еще один люк был в задней правой кормовой броне.

Прототип Сен-Шамон на шасси Фуше со 120-мм пушкой Баке, сентябрь 1916 у форта Марли
Прототип Сен-Шамон на шасси Фуше со 120-мм пушкой Баке, сентябрь 1916 у форта Марли

А в качестве основного оружия была установлена 120-мм короткая пушка Баке образца 1890-го года (Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet). Прототип был построен снова для демонстрации развития проекта замминистра Альберу Тома, инициатору этого проекта, который затребовал к 10 сентября показать ему полноценные танки. Но ни Шнейдер, ни FAMH не успевали сделать даже предварительные макеты и снова сотрудникам STA пришлось спасать судьбу французского танкостроения. Конструктивно бронекорпус будущего танка Сен-Шамон был задуман с установкой основного орудия в переднем свесе, из-за чего пришлось удлинять и задний свес, что придало танку своеобразный вид. Использование в качестве орудия на первом прототип 120-мм орудия Баке скорее можно отнести к разряду - "поставили, что под руку попало", но тем менее выбор был достаточно удачным, именно как боевая машина поддержки пехоты такая машина могла иметь смысл.

В 1979 году в журнале "Техника-Молодёжи" начали публикацию рубрики "Наш танковый музей". Фактически это были первые общедоступные материалы об истории боевой техники в мире, а не только в СССР. По крайней мере для меня это была реальная информация не только о советских боевых машинах. Как и любой школьник, немного видевший фотографии военной техники в книгах и документальных фильмах, сразу отнес французские танки к САУ. А что? Ведь похожи.
Третий выпуск "Нашего танкового музея" в "Техника-Молодёжи" №4 за 1979 год.
Третий выпуск "Нашего танкового музея" в "Техника-Молодёжи" №4 за 1979 год.
И сейчас в обсуждениях статей приходится иногда сталкиваться с дискуссиями по терминологии. Если посмотреть на все первые серийный танки от Марка I до A7V все они не похожи на "настоящие танки", тем не менее их роднит общность задачи и то как их применяли, в вольной трактовке - прямой прорыв укрепленной линии противника, обеспечение проходов для пехоты, ведение огня прямой наводкой. Обычно можно ссылаться например на определение танка в Договоре об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). В общем и Сен-Шамон, и Шнейдер, и даже A7V - это танки.

120-мм орудие Баке у французов считается гаубицей, но часто переводится например как "короткая пушка". Скорее можно отнести эту систему к промежуточному типу - полевой гаубице-пушке. Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet) стала первым крупнокалиберным орудием с учётом новых требований военных, приведших к технической революции в артиллерийском деле. Основой этой революции стало введение в конструкцию пушек противооткатных систем. Это сразу позволило решить две проблемы - точности и скорострельности. Появилась возможность вести непрерывный огонь по одной цели без исправления прицела и исчезла необходимость выкатывать всю пушку на позицию для стрельбы. 120-мм пушка Баке прославилась не только революционной конструкцией, но и своим косвенным участием во всемирно известном судебном деле Дрейфуса, ведь его обвиняли именно в том, что он передавал пруссакам чертежи этой пушки-гаубицы.

Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet)
Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet)

Вместе с использовании на орудии Баке революционной конструкции противооткатных приспособлений и составного лафета ствольная группа и конструкция затвора были взяты без изменений от знаменитой артиллерийской системы казнозарядных нарезных орудий «де Банжа» (Systeme de Bange). Система была разработана в период с 1877 по 1882 год, и усовершенствована с 1886 по 1892 год, ситсема Де Банджа подразумевала единый тип установки прицельных  приборов, замков, конструкции ствола для всех калибров.

Конструкция замка по системе (Systeme de Bange)
Конструкция замка по системе (Systeme de Bange)
Конструкция ствола 120-мм пушки по системе Банжа (Systeme de Bange)
Конструкция ствола 120-мм пушки по системе Банжа (Systeme de Bange)

Кроме введения противооткатных механизмов, начав конструирование в 1886-м году, Луис Баке, имея задание французской армии на создание современного орудия поля боя, которое могло стрелять по мортирному, придумал составную станину. Орудие 120 mm Baquet имело составную станину - нижнюю транспортную часть с колесами, на которую устанавливалась верхняя часть L-образной формы, на которой в цапфах крепились ствол и системой отката. Конструкция верхней станины позволяла обеспечить большие углы возвышения ствола, а нижней - хорошую жесткость.

-7

Установка такого орудия на новой боевой машине резко увеличивала её огневую мощь, а так как на танк устанавливалась только верхняя часть можно предположить, что всё так и задумывалось. Но это было бы лестью для лейтенанта Фуше. Всё получилось случайно. Скорее всего 120-мм пушка была поставлена просто потому, что оказалась под рукой, так как к 1915-году все пушки Баке образца 1890-года были выведены с передовой на склады и в крепости. Её конструкция позволяла легко, отделив колёсную часть поставить её на предназначенное место в бронекорпус. 7 сентября машина с пушкой и крышей была 7 сентября предъявлена для испытаний у форта Марли (Marly-le-Roi).

Отличить машину на испытания у форта Марли от первого прототипа можно по наличию крыши, а от танков первой серии Char d`Assault Saint Chamond орудием, на серии стояли 75-мм пушки, гладкими бортами без усиленного бронирования, отсутствием защиты орудийной амбразуры и передними овальными командирскими башнями установленными продольно. Ну а в общем проблем с опознаванием быть не должно, так как известна только одна фотография Tracteur Saint-Chamond со 120-мм пушкой Баке.

Замминистра, отвечавший за поставки артиллерии и боеприпасов, Альбер Тома, который собственно говоря и был инициатором создания второго танка, в конкуренцию фирме Шнайдер, хотел показать и испытать обе боевые машины. Может быть он хотел показать, что его выбор - разместить заказ не только у Шнейдер был правильным. Тем не менее и в сентябре у Марли, так же как и в августе в Винсеннесе он увидел только макеты, но может быть об этом даже и не узнал. История же шасси Фуше на этом не закончилась. В ноябре 1916 года когда первые серийные шасси стали поступать в распоряжение учебной школы в справочной записке от 20 ноября 1916 года оно получило номер нулевого прототипа - 62400. Иногда этот вариант шасси называют - "Automobillette" по имени ангара заволда в котором он собирался. В следующем 1917 году La Machine N° 2 или уже более точно Char Saint-Chamond №62400 снова была испытана с новой, ещё более мощной пушкой.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах и развитии первого прототипа можно в других статьях на канале:

Танки

Источники:

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, issued in 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4.

Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон", ЭКСМО ISBN: 978-5-699-55295-5

https://www.chars-francais.net/2015/index.php/6-archives/des-origines-1930/3154-1916-fouche-2

https://www.chars-francais.net/2015/index.php/6-archives/des-origines-1930/3156-1916-fouche-schneider

https://en.topwar.ru/158276-francuzskie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny.html

https://alex-cat-1975.livejournal.com/23551.html