Найти тему
Sunny Blues

Басисты. Девять историй из жизни поклонников толстых струн

Оглавление

Вы знаете Джона Энтвистла, Пола Маккартни, Фли и Гедди Ли? Скорее всего, вы не всё знаете о басистах.

Пол Маккартни
Пол Маккартни

1.

Лемми
Лемми

Ещё до того, как стал вокалистом-басистом MOTORHEAD, Лемми Килмистер тусовался в Лондоне, пытаясь создать группу.

Своего жилья в столице у него не было, и Лемми спал на полу и диванах своих друзей, включая некоего Невилла Честера, с которым Лемми познакомился, когда играл в группе
THE VICARS, а Честер был роуди в THE WHO.

Лемми уехал на некоторое время из Лондона в Норидж пообщаться с группой
THE BIRDS на предмет возможного сотрудничества, а когда вернулся в Лондон, Честер уже покинул THE WHO и работал роуди в JIMI HENDRIX EXPERIENCE.

Честер снимал небольшую квартиру на пару с басистом EXPERIENCE Ноэлем Реддингом и предложил Лемми присоединиться к ним.

JIMI HENDRIX EXPERIENCE запланировали тур по Британии из 16 концертов, одного роуди было явно мало, и Честер предложил должность Лемми, который сразу же согласился.

Так Лемми отправился в тур.
EXPERIENCЕ и THE MOVE были хедлайнерами, а разогревали THE NICE и PINK FLOYD во главе с Сидом Барреттом. Три группы выступали дважды за вечер по пятнадцать минут, а Хендрикс - дважды по двадцать минут.

2.

Джон Энтвистл
Джон Энтвистл

Басист группы THE WHO имел знаменитую коллекцию гитар и бас-гитар - более двухсот инструментов.

Классический состав THE WHO включал четырех человек, трое из которых были совершенно выдающимися личностями. На их фоне Энтвистла можно было не заметить, но только до того момента, пока он не играл. Квартет играл то, что они называли «максимальным ритм-энд-блюзом», причем слово «максимум» в том числе имело отношение и к той громкости, на которой они играли. Энтвистл в общем миксе умел совместить пульсирующие нижние ноты с мелодичными пробежками, когда это было необходимо. В конечном счете он сформировал свой стиль игры, который, по сути, можно было бы назвать «лид-бас».

«У него была техника, которая на несколько световых лет превосходила всех остальных в то время», - сказал об Энтвистле клавишник Рик Уэйкман. «Никто не играл так, как Джон. Лучший басист рок-н-ролла», - добавил Лемми.

Ещё в 1972 году журналист посетил его дом в пригороде западного Лондона, и Джон продемонстрировал ему коллекцию из 32-х гитар и бас-гитар, отметив, что он намерен иметь больше.

3.

Фли
Фли

Басист RED HOT CHILI PEPPERS сыграл в таких фильмах, как Большой Лебовски и Мой личный штат Айдахо, и не только.

Фли начал свою актерскую карьеру с середины 1980-х. Его первой ролью была роль молодого панка Раззла в фильме Пенелопы Сфирис Пригород (1984).

Вскоре после этого он снялся вместе с CHILI PEPPERS, которые сыграли самих себя, в скейт-драме Столкновение (1986). Затем Фли сыграл ещё одного панка Майло в другом фильме Пенелопы Сфирис Стиляги (1987). На следующий год он появился в документальном фильме Брюса Вебера о жизни и карьере джазового трубача Чета Бейкера под названием Давай потеряемся.

После этого Фли сыграл роль приятеля Марти Дугласа Нидлза в фильмах Назад в будущее, часть II (1989) и Назад в будущее, часть III (1990). Но в интервью он назвал вторую часть «мусором стоимостью в несколько миллионов долларов», заявив, что совершенно не доволен ни фильмом, ни своей игрой в нем.

Фли - Дуглас Нидлз
Фли - Дуглас Нидлз

В 1990-х Фли сыграл роль Бадда в независимом фильме Мой личный штат Айдахо (1991), татуировщика в фильме Зять (1993), водителя грузовика в Погоне (1994), «Хиппи» в Страхе и ненависти в Лас-Вегасе (1998), немецкого нигилиста в Большом Лебовски (1998).

В конце десятилетия он снялся в римейке Психо (1998), а также озвучил персонажа Донни в мультсериале Дикие Торнберри. А в 1992 году Фли и другие музыканты RED HOT CHILI PEPPERS появились в анимационной комедии Симпсоны.

Следующие десять лет пролетели для Фли вне кинематографа, а в 2011 году он снялся в двух документальных фильмах: Боб и монстр и в ещё одном - Другое слово на букву F, посвященном поколению панк-рокеров.

В 2014-м Фли снялся в фильме Совсем низко про джазового пианиста Джо Олбани. Фли вместе с Энтони Кидисом также стали исполнительными продюсерами этого фильма, в котором снялись Джон Хоукс, Эль Фаннинг, Гленн Клоуз и Питер Динклэйдж. Фильм успешно дебютировал на кинофестивале «Сандэнс».

В 2015 году он озвучил «мозгового полицейского» Джейка в фильме Наизнанку.

В 2015 году Фли появился в роли самого себя в сериале
Хайстон, а в 2017-м сыграл Эдди Безносого в боевике Эдгара Райта Малыш на драйве (2017). В том же году он сыграл эпизодическую роль в пятнадцатом сезоне мультсериала Гриффины в эпизоде ​​под названием Peter's Def Jam. В сцене, когда Стьюи Гриффин говорит своей собаке по имени Брайан Гриффин, что из-за неё у него в комнате постоянно блохи, входит Фли и играет на басу. Он спрашивает Брайана, не хочет ли тот потусоваться, но Стьюи выгоняет Фли из комнаты.

Фли снимается вместе с Лукасом Хеджесом, Николь Кидман и Расселом Кроу в фильме 2018 года Стертая личность.

16 февраля 2018 года Фли принял участие в Матче всех звезд НБА в составе команды под руководством канадского музыканта Джастина Бибера.

В 2021 году было объявлено, что Фли сыграет вместе с Брэдом Питтом, Марго Робби и Самарой Уивинг в фильме Вавилон с режиссером Дэмиеном Шазелем. Действие фильма происходит в конце 1920-х годов, когда киноиндустрия переходила от немого кино к звуковому. Фильм вышел в декабре 2022 года.

4.

Джон Пол Джонс
Джон Пол Джонс

Бас-гитарист (мультиинструменталист) LED ZEPPELIN Джон Пол Джонс сыграл на клавишных на альбоме HQ Роя Харпера. Сессии в студии собрали ещё нескольких рок-звезд, на гитаре играл Дэвид Гилмор (PINK FLOYD), на барабанах - Билл Бруфорд (YES, KING CRIMSON), а на басу - сессионщик Дэйв Кокрейн.

Сотрудничество не закончилось на этом, Харпер неоднократно появлялся на сцене вместе с ZEPPELIN, а Джонс принял участие в записи ещё нескольких альбомов Роя Харпера как клавишник.

5.

Cтив Харрис
Cтив Харрис

Бас-гитарист IRON MAIDEN помимо основной работы в группе также занимался режиссурой и монтажем музыкальных видео для своего коллектива.

Как очень разносторонняя творческая личность, Харрис взял на себя несколько ролей в IRON MAIDEN:

  • продюсирование и сведение
  • режиссура и монтаж музыкальных клипов
  • режиссура и монтаж концертных видео
  • клавишные и синтезаторы
  • бэк-вокал

Ещё в 1988 году на записи альбома Seventh Son of a Seventh Son Стив и гитарист группы Адриан Смит сыграли клавишные партии.

Однако регулярно писать клавишные для студийных альбомов IRON MAIDEN Харрис начал десятью годами позже, с альбома Virtual XI. До этого релиза клавишные партии в основном записывал Майкл Кенни, бас-техник Харриса. Он до сих пор играет на клавишных на концертах и помогает в студии. Вместе с гитаристами Адрианом Смитом и Дэйвом Мюрреем Харрис экспериментировал с разными синтезаторами на альбомах Somewhere in Time и Seventh Son of a Seventh Son, в частности использовал бас-синтезатор на Somewhere in Time и исполнял «струнные синтезаторные» клавишные на Seventh Son of a Seventh Son.

Стив Харрис также известен тем, что постоянно наращивает свою роль в сведении альбомов группы, спродюсировав большую часть того, что они выпустили в 1990-х, запись проходила в его собственной студии Barnyard Studios. Однако начиная с альбома 2000 года Brave New World по настоянию фронтмена MAIDEN Брюса Дикинсона группа покинула Barnyard, который, по утверждению Дикинсона, имел ограниченные врозможности из-за своего размера. IRON MAIDEN наняли Кевина Ширли, а Харрис стал сопродюсером.

Возвращаясь к клипам - Харрис занимался режиссурой и монтировал многие концертные видео группы, начиная с Maiden England 1989 года.

Хотя Харрис и не собирался делать этого, но он отредактировал DVD Rock in Rio, поскольку был неудовлетворен результатами продюсерской группы, которую наняли MAIDEN. Занявшись этим проектом, Харрис освоил программное обеспечение для цифрового монтажа на оборудовании, которое он установил у себя в Barnyard Studios, после чего отредактировал ещё несколько концертных DVD группы. Кроме того, он участвовал в создании тринадцати музыкальных клипов группы, в их числе Infinite Dreams, Holy Smoke, Tailgunner и Bring Your Daughter... to the Slaughter, объединив в своем лице режиссера и редактора.

6.

Пол Маккартни
Пол Маккартни
«Никто из нас не хотел быть басистом. В нашем понимании это был такой толстый парень, который всегда стоял на сцене позади всех».

Тем не менее однажды Пол Маккартни стал басистом.

К 1959 году трое музыкантов THE QUARRYMEN - Джон Леннон, Пол Маккартни и Джордж Харрисон, уже вполне сформировались как концертная группа, но их трем гитарам был необходим дополнительный драйв, чтобы они могли звучать, как американские рок-н-ролльные группы, которым они стремились подражать. Не сумев поначалу найти постоянного барабанщика, они остановились на басисте.

Стюарт Сатклифф. Он подружился с Джоном Ленноном, когда они оба учились в Ливерпульском колледже искусств. Сатклифф был талантливым художником, и в ноябре 1959 года уже продал одну из своих картин на художественной выставке. В январе 1960 года Леннон убедил его использовать полученные 65 фунтов на покупку бас-гитары Hofner President в музыкальном ливерпульском магазине Hessey's, в результате чего группа превратилась в квартет.

Сатклифф не был прирожденным музыкантом, но изо всех сил старался научиться играть на инструменте. Позже Джордж Харрисон так прокомментировал ситуацию: «Лучше иметь бас-гитариста, который не умеет играть, чем вообще не иметь бас-гитариста».

Группа отыграла несколько концертов в окрестностях Ливерпуля, и в мае 1960 года на них обратил внимание владелец площадки Ларри Уильямс. Они выступали у него под разными названиями - LONG JOHN & THE SILVER BEETLES, THE SILVER BEETLES, а затем SILVER BEATLES.

В конце августа 1960 года Уильямс познакомил их с Бруно Кошмидером, который нанял группу для выступления в его клубе в Гамбурге. Поспешно пригласили барабанщика Пита Беста из другой ливерпульской группы, THE BLACKJACKS.

Пока добирались до Гамбурга, решили решили убрать из названия слово SILVER и называться просто BEATLES. Играть в The Kaiserkeller было нелегко - по четыре сета за вечер. И хотя они работали на износ, группа росла. Джон Леннон вспоминал: «Нам приходилось играть много часов подряд. И песня часто длилась двадцать минут и в ней было двадцать соло. Это конечно улучшило нашу игру». К октябрю группа решила, что им платят слишком мало, и они покинули Kaiserkeller, устроившись на работу к его конкуренту Top Ten Club.

Кошмидер был очень недоволен, заявив, что Маккартни и Бест испортили комнату, в которой они жили в Kaiserkeller, а Харрисон работал незаконно, не будучи совершеннолетним. В конце ноября все трое были депортированы из Германии. Леннон остался ещё ненадолго, но к началу декабря также вернулся в Ливерпуль. Сатклифф обосновался в Германии со своей девушкой Астрид Кирхерр и сообщил остальным, что покидает группу.

Они часто получали предложения выступить, и теперь, в отсутствие Сатклиффа, им надо было найти басиста.

Чес Ньюби, бывший товарищ Рита Беста по группе THE BLACKJACKS, стал новым участником группы на время его рождественских каникул в колледже. Он вышел на сцену с THE BEATLES 17 декабря в клубе Casbah Club, который принадлежал матери Беста Моне. Чес отыграл еще три концерта, последний из которых прошел в Casbah в канун Нового года. Леннон был очень впечатлен игрой Ньюби, и предложил ему отправиться с группой в Германию, но тот отказался, не желая бросать колледж.

Так что 5 января 1961 года в Litherland Town Hall Пол Маккартни сыграл свой первый концерт в качестве басиста THE BEATLES.

Он cделал из своей электрогитары Rosetti Solid 7 некоторое подобие баса, поставив на неё три толстые фортепианные струны, и cыграв таким образом около двадцати концертов.

Rosetti Solid 7
Rosetti Solid 7

А в конце января в Ливерпуль вернулся Сатклифф, он хотел пройти собеседование на курсы подготовки учителей в Ливерпульском колледже искусств. Джон пригласил его вернуться в группу, и 9 февраля они отыграли
свой первый концерт в The Cavern Club с Маккартни на гитаре и Сатклиффом на басу. За это время их фанатская база в Ливерпуле основательно выросла, но к концу марта группа всё-таки снова отправилась в Гамбург - после того как Питер Экхорн, менеджер клуба Top Ten, уладил все проблемы с местными властями.

Прошло всего несколько недель в Германии, как сломалась гитара Пола Rosetti Маккартни, и он пересел за фортепиано. Сатклифф снова стал встречаться с Астрид. Устав от постоянных выступлений и чувствуя себя совершенно неудовлетворенным в музыке, он частенько опаздывал на репетиции и даже пропускал их. Его необязательность совершенно не устраивала других участников группы, всё закончилось конфронтацией Сатклиффа с Полом Маккартни, и к концу их очередного выступления в The Top Ten Сатклифф решил снова уйти. Астрид посоветовала ему вновь заняться искусством, и он поступил в Гамбургский университет изящных искусств.

Стало совершенно очевидно, что Пол Маккартни должен снова взять в руки бас, хотя в тот момент он вовсе не думал, что это надолго: «Бас для меня был тем, на чем играли толстые мальчики, которых всегда просили встать позади всех… В общем, я определенно не хотел этим заниматься, но Стюарт ушел, и я влез в это. Однако позже я был очень счастлив как басист». Первоначально он одолжил бас-гитару Сатклиффа, но поскольку Маккартни был левшой, а Сатклифф попросил его не переставлять струны, ему приходилось играть все партии в перевернутом варианте, и в конце концов он накопил денег, чтобы купить собственный инструмент.

Маккартни посетил музыкальный магазин Steinway-Haus на соседней улице с клубом: «Я помню, как сходил туда и увидел там бас-гитару, которая стоила довольно-таки дешево. Я не мог позволить себе Fender, они стоили тогда около 100 фунтов. Я реально мог заплатить около 30 фунтов стерлингов. Итак, примерно за 30 фунтов я нашел бас Hofner 500/1 в форме скрипки. Мне он понравился - я был левшой и выглядел с ним не так глупо из-за его симметричности».

vHofner 500/1
vHofner 500/1

THE BEATLES вернулись в Ливерпуль и вскоре cтали успешной группой и в Британии, и за рубежом. В рамках рекламного контракта Hofner изготовил для Маккартни леворукий 500/1, но он продолжал возить с собой и тот первый инструмент в качестве резервного баса в турах BEATLES, однако в конце 1969 года его украли из студии Abbey Road.

Играя на басу поначалу не слишком охотно, Маккартни вскоре полюбил этот инструмент. Позже он вспоминал: «Когда мы встретили Элвиса Пресли, он как раз хотел научиться играть на басу, и я ему сказал: «Ты хочешь научиться играть на басу, сынок?» Давай я покажу тебе кое-что». Так что я очень гордился тем, что был басистом».

7.

Даг Уимбиш
Даг Уимбиш
«Научитесь играть слэпом. Но используйте его со вкусом или не используйте вообще»

Даг Уимбиш - бас-гитарист группы LIVING COLOR, сессионный музыкант, работавший с THE ROLLING STONES, Миком Джаггером, DEPECHE MODE, Джеймсом Брауном, Энни Леннокс, Тарьей Турунен, Баррингтоном Леви.

8.

Дональд «Дак» Данн
Дональд «Дак» Данн

«У нас была мощная группа, достаточно мощная, чтобы козлиная моча превращалась в бензин!» - Дональд «Дак» Данн в фильме Братья Блюз (1980).

Простое перечисление альбомов, на которых играл Данн, займет не одну страницу. Его основной группой была BOOKER T & THE MG'S, и с ним сотрудничали Эрик Клэптон, Мадди Уотерс, Фредди Кинг, Род Стюарт, Майк Блумфилд, Альберт Кинг, Отис Реддинг, Руфус Томас, Джон Фогерти и многие другие.

9.

Джон Дикон
Джон Дикон

Басист QUEEN в 1971 году получил диплом с отличием в области электроники, закончив лондонский Chelsea College. Фредди Меркьюри сказал однажды, что Дикона взяли в группу «за музыкальный талант, спокойный характер и навыки в области электротехники».

Джон Дикон: «Если бы я всю свою жизнь был басистом в группе, я не был бы удовлетворен… Я считаю, что это только часть того, что я делаю».

Именно он написал в 1980-м хит Another One Bites The Dust, который помимо зажигательного танцевального ритма отмечен его давней любовью к соулу.

Песня многократно транслировалась по радио как на черных, так и на белых музыкальных станциях США и быстро стала одним из самых продаваемых синглов группы.

Читать также: