Найти в Дзене
Наталия Ефимова

Кто хоть однажды слышал про подвиг Матрёны Вольской?

Отчество у нее было как у моей бабушки Каплиньи - Исаевна. Это не единственное, что меня поразило, когда в маленьком приволжском Городце нас подвели к скромному памятнику женщины, к сожалению, ушедшей в 1978 году. С ней было о чем поговорить... Партизанка. Псевдоним "Месяц". Уроженка Смоленщины. В 1942-м ей было 23 года. Она ждала ребенка, хотя ни с кем, как понимаю, этим не делилась. Фашист творил в местах, где они с мужем партизанили, такие дела, что было принято решение собрать детей по всем окрестным деревням и селам, провести их окольными тропами по лесам и болотам к нашим и отправить за Урал. Наш экскурсовод заметила, что тихая учительница начальных классов Смольковской школы никому не рассказывала о том, что ей пришлось пережить в сорок втором. Люди, которые пролили свет на ту давнюю историю нашлись лишь в канун очередного юбилея Победы. А сама она, казалось, всё еще не могла пережить то, что происходило с ней тогда... Детей не только нужно было собрать, но и пройти с риском поп

Отчество у нее было как у моей бабушки Каплиньи - Исаевна.

Это не единственное, что меня поразило, когда в маленьком приволжском Городце нас подвели к скромному памятнику женщины, к сожалению, ушедшей в 1978 году.

С ней было о чем поговорить...

Партизанка. Псевдоним "Месяц". Уроженка Смоленщины.

В 1942-м ей было 23 года. Она ждала ребенка, хотя ни с кем, как понимаю, этим не делилась.

Фашист творил в местах, где они с мужем партизанили, такие дела, что было принято решение собрать детей по всем окрестным деревням и селам, провести их окольными тропами по лесам и болотам к нашим и отправить за Урал.

Наш экскурсовод заметила, что тихая учительница начальных классов Смольковской школы никому не рассказывала о том, что ей пришлось пережить в сорок втором. Люди, которые пролили свет на ту давнюю историю нашлись лишь в канун очередного юбилея Победы. А сама она, казалось, всё еще не могла пережить то, что происходило с ней тогда...

Детей не только нужно было собрать, но и пройти с риском попасть в руки к немцам и под огонь их авиации 200 километров.

Ее помощниками стали Варвара Полякова, учительница того же возраста, и фельдшер Екатерина Громова.

Я прочитала книгу "Операция "Дети". Это не художественное произведение, а, скорее, сборник воспоминаний, по крупицам собранных поисковиками. Часть их изложена далеко не беллетристическим языком.

-2

Это перечень фактов.

Если вы бы знали, как страшно ее читать.

Ведь не случайно партизаны, за которыми в те дни шла страшная охота - была объявлена особая операция по их уничтожению - решили все-таки немедленно заняться спасением детей.

Из заявления Гитлера 16 июля 1941 года на совещании в верхах: "В принципе речь идет о том, чтобы правильно разделить огромный пирог, дабы мы могли: во-первых, им овладеть; во-вторых, им управлять; в-третьих, его эксплуатировать. Русские теперь отдали приказ о партизанской войне за линией нашего фронта. Эта партизанская война имеет свои преимущества: она дает нам возможность истребить всех, кто против нас".

Я поставлю несколько скринов, потому что робот снесет текст, выложенный в другом виде.

ЛЮБИТЕЛЯМ СДАВАТЬ ЛЕНИНГРАД, МЕЧТАЮЩИМ ПИТЬ БАВАРСКОЕ:

-3

Для тех, кто не верит, позже нашли еще не одно свидетельство того, что так оно и было. Это - подтверждение уже другого источника.

-4

*****

Пока колонна шла по лесам и болотам, к ней присоединялись новые и новые дети. Рассказывали такое, что свет меркнет в глазах. Не забрать детей, отказать кому-то не представлялось возможным, хотя колонна разрасталась и разрасталась. И становилась гигантской мишенью...

В разных источниках указывается, что дети были старше десяти лет. Но я встретила свидетельства того, что были детки и поменьше:

"Катя Громова в ситцевом платье, резиновых туфельках взяла самую трудную колонну - младших, слабых и больных".

Связь с партизанами шла непрерывно. Буквально на следующий день большого пути Вольская получила от них предупреждение (аналогии с сегодняшними днями напрашиваются на каждом шагу):

"24 июля 1942 года. В наш партизанский край противник забросил большое количество шпионов из бывших военопленных, специально подготовленных в школах. Все шпионы хорошо осведомлены о наших воинских частях, знают командиров рот по фамилиям и именам. На руках имеют документы, красноармейские книжки. Вооружены винтовками, некоторые ППШ. При задержании говорят, что их части разбиты и они якобы оторвались от своих частей. Таких шпионов поймано двое. Старшие из заброшенных групп имеют рации и передают сведения самолетам, которые кружатся над районом раций. Командирам партизанских отрядов приказываю: 1. Всех подозрительных задерживать. 2. Доставлять в штаб. 3. Усилить бдительность. Особенно предупредить командира 3-й бригады, через его район деревень Терешино, Маховичи пробрались две группы шпионов, одна 8 человек, другая 12 человек".

Крошечный, но характерный отрывок из книги:

- Немцы с "рамы" сбросили, специально для нас.

Он протянул ей пачку листовок.

"Дети ФЗУ, не прячьтесь в траву! Куда идете, я и там вас найду! Не убегайте, детки, будут из вас котлетки! Возвращайтесь назад! Немецкая армия несет вам освобождение!"

***

Специально для тех, кто верит последователям генерала Власова:

-5

***

Процитирую лишь часть гида по книге "Операция "Дети", поскольку пересказывать ее всю не имеет смысла.

Что легко не будет Мотя, Матрена, партизанка "Месяц", незадолго до войны вышедшая замуж (супруг - партизан Михаил Вольский, их дом был конспиративной квартирой до дня, когда пришлось уйти в леса), поняла сразу.

"... в первый день похода, - писал Леонид Новиков. - Перед ней стояла тысячная толпа детей с узелками со слезами на глазах, крепко обнимающая своих родителей. Они прощались, не зная, куда их отправляют и удастся ли им вновь увидеть свой дом...

23 июля 1942 года 1500 детей отправились в опасный путь. В помощники Моте дали учительницу Варвару Полякову и медсестру Екатерину Громову. Ребят было решено разбить на отряды, за каждым закрепили по командиру из числа тех детей, кто был постарше. В первый же день на след колонны напал немецкий самолёт-разведчик. Сперва с неба на детей посыпались листовки, а через несколько часов и бомбы.

Секретный путь стал известен фашистам. Изначально планировалось идти через Матисские болота на Желюхово и Слободу, но маршрут нужно было срочно менять. Детей решили вести по другой, более сложной для них дороге. Шли в основном по ночам. С каждым днём сопровождаемых Мотей детей становилось всё больше. К их нескончаемой колонне постоянно примыкали ребятишки из соседних разграбленных и сожжённых немцами деревень. Через несколько дней похода у Вольской насчитывалось уже около двух тысяч подопечных. Когда дети отдыхали, Матрёна уходила в разведку на несколько километров вперёд, потом возвращалась и принимала решение о дальнейшем передвижении. Скромные запасы еды очень скоро закончились.
Дети постоянно испытывали упадок сил и еле шли. Питались в основном оставшимися крошками от сухарей, лесными ягодами, одуванчиками и подорожником. Особенно остро они испытывали жажду. В уничтоженных сёлах и деревнях вода в колодцах была отравлена немцами.

- Рано утром 28 июля вышли к реке Западная Двина, дети бросились к реке. - вспоминала Матрёна Вольская. - Налетели три немецких самолёта и стали обстреливать детей, ранили Женю Алехнович. Дети побежали через мост на другой берег и в лес.

29 июля особенно измождённых погрузили в четыре нагнавшие колонну полуторки и отправили на станцию Торопец. Остальные шли пешком. Когда до пункта прибытия оставалось 8 км, дети окончательно ослабли. Старшие несли малышей на руках, ноги у многих были стёрты в кровь. Собравшись с последними силами, они смогли дойти до Торопца. Вольская передала 3225 детей уже новым сопровождающим. В акте приёмки эвакуированных детей значится следующая запись: "Дети имеют ужасный вид, совершенно не имеют одежды и обуви. Приняли от Вольской 3225 детей".

Повторяю: Матрена Вольская и ее соратники спасли

3225 детей

По отчетам старших групп, прочла я в книге, в Торопце на состав усадили 3240 детей. Про 15 из них потом будет отдельная история. Но все остались живы.

Правда, Вольской пришлось убеждать принявших их в Горьком людей не отправлять детей дальше. Они были настолько измучены и истощены, что приводить их в порядок надо было на месте. Иначе до Урала бы они не доехали...

Кажется, вот тот самый день и остался самым ярким в памяти молодой женщины, которая потом пережила очень трудные роды. Но и ее ребенок был спасен.

***

Матрена Вольская прослужила учительницей в селе Смольки Городецкого района Горьковской области 33 года.

И тихо ушла в 1978 году.

Памятник, возле которого мы стояли в Городце, был открыт 1 сентября 2020-го.

-6

Из репортажа "Нижегородского вестника" с открытия мемориала:

"Все выступающие отмечали величие подвига учителя, выведшего с оккупированной фашистами территории более 3 тысяч детей от 10 до 15 лет, её необычайную скромность и самоотверженность. Матрёна Исаевна никогда не считала своё дело подвигом.

- Я просто исполняла приказ командира, – говорила она.

Интересные факты рассказали инициаторы установки памятника - А.А. Чкалов, который возглавил в 1977 году велопоход горьковских, смольковских и смоленских школьников по маршруту спасения детей, и Н.М. Дроздова, тележурналист, издавшая в 1986 году вместе с бывшим партизаном Л.К. Новиковым книгу "Операция "Дети".

Среди ребят, спасённых Матрёной Вольской, в районе осталось жить несколько человек, но кажется невероятным, что она, до конца жизни проработавшая в нашем районе, не знала об этом. Один из них – С.И. Павлючков. Долгие годы он проработал на Городецкой судоверфи, был награждён орденами Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы III степени. На торжестве присутствовал его сын Анатолий Сергеевич, в прошлом – офицер-десантник, который в составе ограниченного контингента советских войск исполнял свой воинский долг в Афганистане. Анатолий Сергеевич также выступил с приветственным словом

- Если бы не Матрена Вольская, не родился бы я, мои дети и внуки...".

-7

Переход через линию фронта длился 23 дня. Прошли 200 километров. 23 июля 1942 года путь начался, 14 августа закончился в Горьком (Нижнем Новгороде).

-8

Можно не буду рассказывать, сколько грязи на эту историю было вылито в 90-е, скольким сомнениям подвергался каждый факт, упомянутый в книге?

Я читала, мне хватило.

***

В мае сорок пятого мы были очень уверены в себе.

Мы, советские люди (именно так и никак иначе) не предъявили миру свои беды,

Казалось, после нашего Знамени Победы над Рейхстагом мир понял, что почем.

Нам только казалось...

***

В обсуждении допустимо все, кроме сопоставления "Праведника" и истории Матрены Вольской, по национальному признаку.

Ибо сейчас это единственная линия разлома, по которой бьет противник. Об этом прямо, хотя будто бы между делом, сказал в эфире Александр Сытин. Он далеко не друг нам, но доктор исторических наук и знает иногда больше, чем говорит, в отличие от своего идейного коллеги Федорова, зам. министра иностранных дел из 90-х.

Я выросла в семье, где знали три национальности - русские, цыгане и татары. Так по крайней мере всю жизнь говорила моя бабушка Каплинья Исаевна. Пережив гражданскую и Великую Отечественную, похоронив двух мужей и шестерых детей из девяти, она никогда ни на кого не катила бочку, трудилась, где могла, не зная грамоты, шила мне немудреных кукол вручную. Я навещала ее в Карагайке, когда ей было хорошо за 90.

Будьте, как Каплинья.

Мы, люди старшего поколения, не утратившие память, выросшие на идее интернационализма, должны удержать страну.

И никогда, никогда не предавать память своих героев.

---------------

На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen

Чтоб не теряться в случае чего.