Однажды субботним вечером, который замкнул неделю, полную боли и гнева, листая каналы, я услышала притягательную музыку и увидела энергичные, но абсолютно завораживающие движения танцоров.
Костюмы, вроде бы, похожи на кавказские. Но это не лезгинка. И движения другие. Руки девушек и ноги юношей показывали какие-то уникальные, нереальные для обычные человека возможности - они двигались с изяществом и стремительностью языка колокольчика, которым вы звените, не задумываясь о скорости звука.
Я прямо присела. И отбросила пульт.
В повторе шло выступление ансамбля песни и танца "Тюльпан" - нарезка номеров из праздничного концерта, посвященного 100-летию автономии Калмыкии, который успел пройти при полном зале Кремлевского дворца съездов.
И вот что, братцы... Я позавидовала тем, кто сидел в этом зале живьем. Наутро нашла всю версию концерта целиком и устроила себе настоящий праздник жизни.
Вот маленькая панорама вам для понимания. Это сотая часть праздника. Потом скажу, на какие мысли он меня навел.
Постановщики, честь им и хвала, сделали прекрасную подборку фотоматериалов, не спрятав ни одной страницы истории.
Ни одной. В отличие от многих нерабов, которые демонстрировали свою крайнюю смелость, выставляя на сцену Большого во всей красе интимные снимки балетного гения. Который, кстати, просил их никому не показывать.
Но обитателям "Жан-Жака" невдомёк, что есть другие миры.
Многослойные, загадочные, о которых они не снимают кино и не ставят спектакли. А если и пробуют - хоть святых выноси.
***
Калмыки не забыли, что их новая жизнь была рождена революцией. И не вычеркнули из программы танец с красными флагами.
Они привезли и стариков, и детей, и молодежь, которым все время находилось место на сцене.
Они назвали число калмыков, которые доблестно воевали на фронтах Великой Отечественной. И вывели на экран портреты своих героев Советского Союза.
Всех. На фоне Знамени Победы. Не стесняясь его цвета и серпа с молотом.
Они рассказали о своей боли. О памяти. О том, чем для них была депортация. О том, как калмыков в 1944-м отправили в Пермский край на строительство Широковской ГЭС.
И сколько потерь понесла тогда Калмыкия, и как на время была упразднена и поделена между соседними областями их автономия. И снова фотохроника, лица... Музыка памяти.
Удивительный танец девушек на фоне непрерывной ленты фотографий напомнил о том, во что испокон веков верили калмыки.
Через века свою веру пронесли.
Я тут не буду притворяться знатоком буддизма. Просто процитирую другого человека:
Окруженная кольцом из крупных, исконно русских городов: Ростова-на-Дону, Астрахани, Ставрополя и Волгограда – Калмыкия сосредоточила в себе приверженцев буддизма. Её столица Элиста стала сердцем буддийской мысли на русском юге, привлекая на свои просторы тысячи паломников и любопытных туристов каждый год. Калмыкия — единственный в Европе регион, официально исповедующий буддизм тибетской формы.
А потом была сцена горести и счастья возвращения в родную степь. Почти без перехода... И радостная песня обретения! Я сразу вспомнила пушкинское "И друг степей калмык".
А генерал, вдруг вышедший на авансцену, напомнил: триста лет внутри России, вместе с Россией. Через многое рука об руку прошли... Вместе и будущее строим.
Точка.
А история-то у нас - ого-го... Я не переставала удивляться смене напевов, костюмов, героев, персонажей. И это одна Калмыкия!
А вот на этом номере я совершенно была добита несовершенством своих знаний. Танец воинов-калмыков, участников войны 1812 года. На сцене стоял их штандарт. На экране - уникальные рисунки.
В зале сидели многонациональные пары, каких в России на самом деле большинство.
Никто не удивлялся тому, что со сцены звучат потрясающие оперные голоса. И "Заздравную" из "Травиаты" певцы из Калмыкии исполняют на прекрасном итальянском языке.
Были и танцы чабанов, и буддистские напевы, и попурри из народных песен. И совершенно волшебный скрипач на фоне родной бескрайней степи.
И свой собственный потрясающий Государственный симфонический оркестр Калмыкии, почти не покидавший сцену. Это я для тех, кто считает, что нет жизни за пределами Садового кольца.
Это для тех, кто думает, что артисты выступали перед пустым залом.
А здесь - не показ мод в Милане. Тут круче. Когда камера наезжала на узоры, и шли крупные планы... Еще и девушки плыли, как «Березки".
Ближе к концу (простите, что всех не отметила, все потрясающие, взрыв мозга и эмоций больше двух часов), увидела колокольчики, с которых накануне для меня всё и началось. Жаль, не передать заводную музыку, которая до сих пор во мне звенит.
А потом к большому "Тюльпану" выбежал маленький "Тюльпанчик" (огромный детский ансамбль) и они вместе устроили такое, что зал аплодировал стоя.
Смотрите, как интересно кланяются калмыцкие артисты.
***
Только я вспомнила нашу неизбывную тоску в предчувствии новогодних концертов и праздничных вечеров?
Только я подумала, как мало мы знаем о своей стране? О ее жизни и истории...
У моей бабушки Каплиньи, сибирячки из алтайской тайги, были в ходу три национальности - русские, татары и цыгане. Все они в ее представлении составляли наш народ. Если бы ей показали негра из Алабамы, не по телевизору, а на соседней улице, она бы легко записала его, наверное, в цыгане. Он же свой. Сосед. Алтайцев она причисляла к татарам. Но на самом деле ей не было никакой нужды делить своих соседей на разные народы. Она, как бы сейчас сказали, привыкла вообще не заморачиваться на этот счет.
Так мы и выросли безродными космополитами. Или как таких, как мы, называют? Обычными нормальными гражданами многонациональной страны. Она так устроена, и это не имперское мышление. Это кровь у нас такая. Ее из нас не выкачаешь и не заменишь на жидкость под названием "европейские ценности" или что-то в том же роде.
И я горжусь тем, что моя дочка только плечами пожимала, пока я тут крыльями хлопала.
- Ну ты же пропустила наш семинар по Калмыкии с Дашей. И про эпосы наших народов тоже...
Это та самая Дарья Фролкина, которая ведет у нее в школе юного филолога МГУ курс "Литература народов России" и борется за то, чтобы национальные произведения включили в школьную программу. Я даже ее список тут однажды приводила.
Но я хотела сказать о другом. Нас так много, и мы такие разные, что, рассыпавшись, всех бусинок не соберем. У нас в двух соседних деревнях на Севере или в Дагестане люди могут говорить на разных языках и вышивать на одежде разные узоры.
В представлении цивилизаторов мы огромные кирпичи-монолиты: Россия - русские, Украина - украинцы, Казахстан - казахи... Далее по списку. А это не так. Объяснить им это невозможно. И не нужно.
Мы слишком разные, чтобы ходить строем. Чтоб скопом принять их одинаковые ценности. Мы тем и богаты, что у нас много народов, и у каждого есть свои собственные ценности, которые их предки пронесли через века, через боль и испытания. И они ими очень дорожат. И знают, что уберечь их смогут, если мы будем вместе.
Сжатые в один кулак.