282 подписчика

Иран. Май 2023. Часть 8. Как ездят в Иране.

Второе небольшое отступление (первое было про метро).

Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.

Первый наш таксист, который вёз нас из Тегерана в Полур, оставил о своей манере езды неизгладимые воспоминания. "Ну и лихач!" - думал я, вжимаясь в кресло. А потом понял - в Иране так ездят все. Или почти все.

Собрать свои впечатления в единую систему я не могу, поэтому – некие разрозненные наблюдения:

Белые полоски на асфальте нарисованы для красоты. И жёлтые – для красоты. Тебе кажется это некрасивым? Ну кто-то же нарисовал! Наверное, ему это нравилось…

Двойная сплошная? Ну, может, центр дороги размечали…

- Зачем ты на встречку выехал?

- Ну там же яма! (Или неровность. Или грузовик. Или мне просто не хочется там ехать…)

Всё сказанное выше относится и к пешеходному переходу.

Так же, как русские называют дорогой место, по которому собираются проехать, персы считают пешеходным переходом траекторию, по которой собираются перейти дорогу.

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.

Переходит кто-то улицу по «зебре»? Ну, так случайно совпало…

В городках, которые мы проезжали по дороге в Полур и обратно, на дороге установлены лежачие полицейские. От привычных нам они отличаются размерами - значительно выше и значительно шире. Прямо целые трамплины! Чтобы уж точно все затормозили. И практически везде в левой полосе за этими трамплинами - глубокие царапины в асфальте (я не выходил и не мерил специально, но мне показалось, глубиной они до сантиметра, а то и больше). Не каждого иранца можно заставить снизить скорость каким- то лежачим полицейским!

Далее:

В пятидесятые годы антрополог Эдвард Холл описал межсубъектные зоны – расстояния, на которых люди общаются друг с другом в разных условиях:

интимная (0-0,5 м) – общение близких людей;

персональная (личностная) (0,5 м-1,2 м) - общение в рабочей обстановке;

социальная (1,2 м-3,65 м) - общение с незнакомыми людьми;

общественная (3,65 м и более) – всё остальное

Так вот. Все участники дорожного движения в Иране очень близки друг с другом. И предпочитают общение в пределах интимной зоны. В пробке создаётся ощущение, что между машинами с трудом влезет спичечный коробок. И все едут, и никто (ну, почти никто) не врезается!

Причём если на свободной дороге одна машина хочет обогнать другую, обгоняющему нужно подобраться к обгоняемому максимально близко, желательно – двигаясь между полос. И только потом обогнать, желательно по встречке перед носом у местного камаза.

Город. Очень плотное движение.

Но именно движение – все едут. Хаотично (на мой взгляд) перемещаясь между полосами. Две машины оказываются в потоке рядом. И вот в тот момент, когда машины практически коснулись зеркалами, между ними пролезает мотоцикл!!! Причём на мотоцикле сидят двое, на багажнике – два кубометра пустых канистр (или несколько баллонов с газом, как вариант), а водитель мотоцикла разговаривает по телефону или ковыряется в ухе!

Мотоциклы – отдельная тема.

Их много. Особенно много в Тегеране.

Основная масса – старые полумопеды с двигателем до 150 кубов. Черырёхсоткубовик, да ещё новый – крутота– крутота и повод для гордости.

Мотоцикл для большинства мотовладельцев – вещь сугубо утилитарная. Как у нас раньше – на машину денег нет, а ездить нужно. Поэтому часто на мотоцикле едет вся семья – родители, один (иногда и два) ребёнка. И груз – на базар семья ездила. И трое взрослых на мотоцикле – совсем не редкость. А что, всё быстрее, чем пешком!

Мотоциклы в подавляющем большинстве местного производства. Наверное, их сразу выпускают с пониженными передаточными числами коробки передач, иначе непонятно, как можно практически на мопеде (да ещё преклонного возраста) такие грузы возить.

Шлемы непопулярны. По правилам положено ездить в шлеме,

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-2

но подавляющее большинство на это забивает.

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-3
Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-4

И даже если у тебя есть шлем, не обязательно носить его на голове – жарко! И ездят по Тегерану мотоциклисты со шлемами, надетыми на ручку руля. За пределами Тегерана шлемов, по-моему, нет вообще ни у кого.

А ещё шлем мешает общаться. На дороге можно встретить насколько мотоциклов, водители которых едут рядом и общаются. Жестикулируют, похлопывают друг друга по плечу… Едут при этом со скоростью потока – не несутся, но и не стоят. Иногда разъедутся в стороны, пропустят какую-нибудь машину особенно торопливую – и снова едут рядом. И пассажиры (а на мотоциклах едут по двое) тоже пообщаться могут. Здорово!

За рулём мотоцикла люди едят (сам видел).

Курят.

Разговаривают по телефону.

Бреются (сам не видел, но наш гид Хоссейн рассказывал, что видел, и не раз).

Спросил Хоссейна, курят ли во время езды на мотоцикле кальян. Он задумался, потом сказал, что такое тоже видел. Но это, наверное, непопулярно потому, что кальян ассоциируется в Иране с отдыхом, а мотоциклы – это сплошная суета.

В дороге сам видел (жаль, снять не успел): едет человек на мотоцикле. Правой рукой что-то делает (то ли достаёт что-то, то ли чешется - не разглядел). а левой рукой управляет мотоциклом. Но так как ручка газа справа, левой рукой он держится за ПРАВУЮ рукоятку руля! Трасса, скорость около 80. И в такой позе он уходит в правый поворот, выезжая с трассы. Шлема нет, естественно. "Защита? А что это такое?"

Мотоциклы тюнингуют. Но тюнинг этот опять– таки сугубо утилитарный.

Первое – крыши от солнца. И дождя.

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-5
Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-6

Про ветровые стёкла я уже писал. Здесь с ними ездят многие.

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-7

Рукавицы (точнее, защитные мешки для рук) на ручках руля.

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-8

Тоже для защиты кистей от солнца и холода (зимой в Тегеране бывает отрицательная температура и даже иногда выпадает снег).

Ну и различные багажники.

В Куме и Кашане я видел мотоциклы с натуральными хурджинами – этакая сотканная на манер ковра перемётная сума, только не на лошади или верблюде, а на престарелом клоне древней Хонды.

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-9
Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-10

Вы даже не представляете, сколько всего можно увезти на одном мотоцикле!

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-11
Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-12
Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-13

Ещё про мотоциклы. Если машинам не рекомендуется ездить по встречке, то на мотоциклы в этом плане полисы, кажется, вообще закрывают глаза. Мотоциклы ездят по встречке. Мотоциклы ездят по обочине во встречном направлении. Мотоциклы ездят по велодорожкам (кое-где я видел их в Тегеране) и по тротуарам. При этом желательно включить фару, чтобы тебя заметили. Но можно и не включать, если не хочется.

На некоторых тротуарах установлены специальные ограждения, мешающие проезду мотоциклов.

Второе небольшое отступление (первое было про метро). Ниже – мои субъективные впечатления и ощущения, абсолютно не претендующие на объективность. Как акын – что увидел, о том спел.-14

Ну и ладно, мотоциклы ездят там, где таких ограждений нет.

Все записи по этой поездке:

https://dzen.ru/suite/92ca7260-ee38-4b89-aa18-acfcc3de0b40

Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать на

https://vremya-uhodit.livejournal.com/

Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!