Найти в Дзене
Пограничный контроль

Терпимость к насилию и внутреннее рабство

Читала на днях новые статьи из своих подписок и тут, прямо подряд один за другим, мне попались два текста двух совершенно разных авторов, тематически никак не связанные между собой.

Один текст – статья практикующего психолога об инциденте с известным коучем Сатьей Дасом, который на своем мероприятии ударил собственную зрительницу. В связи с этим психолог рассуждала о том, что клиентов у Сатьи после этого явно меньше не станет – слишком велика в нашем обществе терпимость к насилию и слишком сильны у многих детские травмы, когда малышам запрещали чувствовать свои чувства и заставляли безропотно терпеть разное насилие.

9111.ru
9111.ru

Вторая статья другого автора, который пишет на актуальные общественно-политические темы, была посвящена годовщине отмены крепостного права, манифест о которой был подписан 19 февраля 1861 года. Автор рассуждала о том, что за 160 лет свободы людям так и не удалось изжить в себе глубинное «внутреннее рабство», что они по-прежнему ищут себе хозяина, барина, и готовы идти за любым человеком, кто объявит себя таковым. Свобода оказалась тяжелым бременем, которое мало что никому не нужно – его воспринимают как нечто чуждое и враждебное всему устоявшемуся жизненному укладу.

Обе эти статьи я прочитала подряд и была поражена этим совпадением – ведь эти тексты написаны фактически об одном и том же. Терпимость к насилию – это ведь и есть то самое «внутреннее рабство», готовность добровольно принимать силовую волю другого человека над собой и отсутствие свободы чувствовать и осознавать свои чувства. Это и есть то самое зло, которое люди воспринимают как единственное известное им добро.

imperialhouse.ru
imperialhouse.ru

Дети воспринимают это зло, как добро, потому что оно исходит от единственных значимых для них взрослых, любимых родителей. Крепостные в угнетении барина видят заботу о них, так как сами они абсолютно не способны продумать и должным образом организовать свою жизнь. Это та самая выученная беспомощность, инфантильность и несамостоятельность, страх думать и чувствовать, быть индивидуальностью, личностью, который и делает людей послушными и покорными «винтиками» системы зла. В основе «внутреннего рабства» лежит все та же глубинная детская травма терпимости к насилию – просто за долгие годы она закрепилась в виде поведенческого паттерна и передается из поколения в поколение.

Нет никаких сомнений в том, что этот поведенческий паттерн является глубоко деструктивным и служит исключительно злу. Но можно ли с ним что-то сделать, можно ли как-то его изжить, пресечь, лишить способности к воспроизведению в обществе? И тем самым, замечу в скобках, лишить жизнеспособности систему зла, которая на этом страхе, покорности и самоуничижении людей и продолжает держаться? Как я уже не один раз писала, это очень трудно, но не невозможно.

Чтобы эту травму излечить, ее нужно, во-первых, проговаривать, вынося эту проблему на общественную дискуссию. Что и сделали авторы тех статей, честь им и хвала. Нужно давать людям возможность узнать, что является настоящим добром, а не его злобным суррогатом, нужно в принципе открыть доступ к познанию добра и зла через образование, просвещение, всевозможные культурные инициативы и благотворительные проекты.

Нужно дать шанс каждому, обеспечить всем равные права на самореализацию, и выстроить в обществе комфортную и благоприятную среду для всех. Если мы внимательно присмотримся к наиболее развитым и гуманным обществам в современном мире, мы увидим, что именно таким путем они и идут. Пусть и не достигли еще в этом смысле совершенства, но уже движутся в верную сторону. Потому что в реальности нет никакого другого «особого» пути, нет никакой «особенной» стратегии, кроме этой, никаких альтернативных вариантов не существует, чтобы оставаться на светлой стороне.