Найти в Дзене

В кривом зеркале другого человека

Оглавление

Почему люди столь неистово критикуют всё и вся? Не вы, конечно, уважаемый подписчик канала, другие "люди" :)

Выглядит как шутка, чтобы снять напряжение перед серьезным разговором? Но, помнится, мы уже говорили, как использовать эту склонность ума к негативу с пользой (тут).

Продолжим.

Привнесем чутка науки, как выражается мой товарищ, деревенский мужик Саня. И для начала создадим классификацию, разложим всех критиков на две, весьма неравные по длине полки.

"Белинские"

Белинский, "Неистовый Виссарион", человек настолько влиятельный, насколько и опасный, его имя было изъято из публичного обращения во времена царствования Александра II.

За что?

За то, что посмел влиять на умы целого поколения. А "самодержец", следовательно, не мог влиять. И даже наоборот.

Помните?

«Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию». Современники утверждали, что «Радищев с Чернышевским ему в подметки не годятся!»

Пожалуй, еще цитату - и довольно, Sapienti sat.

«Некрасов снёс рукопись Белинскому в тот же день…. «Новый Гоголь явился!» – закричал Некрасов, входя к нему с «Бедными людьми». – «У вас Гоголи-то как грибы растут», – строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. Когда Некрасов опять зашёл к нему вечером, то Белинский встретил его «просто в волнении». «Приведите его скорее!»
«Это была самая восхитительная минута в моей жизни. Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю её каждый раз с восторгом» (Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»).

Критик "первого рода" - это всякий "Белинский", всякий спортивный тренер, критикующий спортсмена, то есть направляющий его к мастерству. Это ученый, вступающий в научную дискуссию ради выяснения истины.

Что их объединяет?

Улучшение.

Намерение улучшить человека, общество, конкретную сферу жизни, способность понимания, развитый интеллект, ответственность не только за себя, любимого.

* * *

Знаете, как необходимо писать в "сочинении" по русскому языку на ЕГЭ, чтобы баллы не скостили?

"Этому типу критиков автор противопоставляет критиков иного рода". Тогда будет хороший балл, а иначе вам удачи не видать. Ведь это - "творческое задание" ).

Собственно, про "Белинских" я написал для контраста, для легкости понимания, для (пардон) противопоставления, используя метод "от противного", известный в математике и логике.

Небелинские. "Аффтар ничё не панимает"

Эта группа составляет подавляющее - в обоих смыслах - большинство.

Критикуют почти все, всех и вся. Путина, погоду, правительство,, перестройку - "А чтоб им всем пусто было!"

Вот это что за ерунда, а? Ну кто такие колонки делает? Совсем власть совесть потеряла!!!
Вот это что за ерунда, а? Ну кто такие колонки делает? Совсем власть совесть потеряла!!!

Меня в очередной раз навели на эти мысли некоторые комментарии к моей же статье про образование, о котором я писать прекратил за нефункциональностью. Но я же говорю - ЕГЭ на носу у младшего сына. Поэтому "Остапа опять понесло".

Когда я писал про школьную математику да физику - вот где копьев было наломано - мама, не горюй! Вот где крик стоял столбом! ("Речевая ошибка"! Крик столбом стоять не может, только пыль!)

Помнится, не только с "обыкновенными" учителями, но и с соавтором учебника математики "схлестнулся", не убоявшись авторитетности "педагога с более, чем сорокалетним стажем".

Он все пытался меня убедить, что дробь 0.(9) в точности равна 1, но ничего в свое оправдание, кроме "кручу, верчу, обмануть хочу" в стиле шарад из "Занимательной математики" Перельмана так и не привел. (А они таки есть, между прочим, более серьезные, адекватные объяснения, выходящие далеко за пределы школьной программы - но он же "школьный учитель").

(Вчера заглянул к нему на канал - математический авторитет с более, чем сорокалетним стажем упал совершенно низко, "Переквалифицировался в управдомы". "Более, чем сорокалетний педагог-математик" теперь рерайтит сообщения новостных лент об известном событии).

И вот я опять не смог удержаться, написал про "авторитетность". На этот раз - в Великом и Могучем. И - "никогда такого не было, и вот опять" (с).

Отличительная особенность небелинских - отсутствие аргументов.

Казалось бы, разумно противопоставить позиции автора хоть что-нибудь?

  • "Ха-ха-ха".
  • "Гы-ы-ы-ы".

Только оценочные суждения, обзывалки и традиционное: "Нет! Только так!"

Иначе (они это чуют) можно и под огонь встречной критики попасть. "Небелинские" в этом смысле (но только в этом) - совершенно не дураки.

"Небелинским" непонятно, им искренне невдомек - как так? Как "обычный человек", не дипломированный учитель способен одинаково хорошо понимать как школьную математику, так и физику?! Но это еще куда ни шло, а что бы еще и Великий и Могучий?! Это совершеннейший перебор!

"Автор обнаглел совсем, мнит из себя ..." (цитирую по памяти, лень пересматривать ерунду).

Бог ты мой! Куда закатилось образование ...

("Речевая ошибка! Образование - это процесс, а не предмет, оно закатиться не может!" Слышится откуда-то снизу ...)

* * *

"Небелинские", "недураки только в этом смысле" отличаются неспособностью к анализу. И - о Великий Парадокс!- именно эта, их собственная неспособность их же и задевает эмоционально!

(Замечу между строк, что т.н. "Сочинение в формате ЕГЭ" и близко с сочинением не лежало. Это простенький тест на способность понимать, как связаны вместе несколько слов в "предложенном тексте", свидетельствующий, что одиннадцатиклассник преодолел-таки минимальный порог функциональной неграмотности.)

"Змея кусает собственный хвост".

  • "Почему, как?"
  • Через сравнение.

Но ведь анализ и есть сравнение? Да, но аргументированное сравнение, "с опорой на текст". А "небелинские" в этом слабы, поэтому их "анализ" по-другому называется "Рефлексы собак Павлова".

Мягче следует выражаться? Хорошо. Пусть будет "Эмоционально-лингвистическое реагирование".

Я согласен с вами, человек все-таки не собака. Хотя даже школьнику известно, что человек, в основном, именно животное ("Ишь, каков нахал! Он ещё и биологию знает!").

Человек имеет возможность думать, рассуждать, даже критиковать. Но действовать, исходя из доводов разума, способен далеко не каждый, имеющий эту потенциальную возможность.

Ницше, помнится, писал о человеке, как переходном звене между животным и сверхчеловеком. Но - не буду ...

Хотел написать: "У кого что болит, тот о том и говорит", но слабость расхожих мыслей в их привычности и происходящей от этого нашей к ним невосприимчивости.

Трудно почувствовать изменение воды на пару градусов, когда сидишь в ванне, играя в Архимеда. Требуется, говоря аллегорически, шоковая, метафорическая терапия.

В зеркале чужих ошибок

"Небелинский" чувствует, что "Что-то не то" ("Стилистическая неточность!"). Но не понимает, что именно "не то"?

Как животное днями воздерживается от пищи, потом съедает определенную травку, когда чувствует, что приболело, так и "небелинский" ищет спасения от собственной неспособности, пытаясь увидеть свои недостатки в зеркале.

В зеркале чужих ошибок. Я бы сказал "ошибок". Сейчас поясню на простом примере.

Допустим, я нахожусь в хорошей физической форме, поэтому для меня пройтись босиком по свежескошенной траве одно удовольствие и мечта ("Ещё одна стилистическая неточность! "Одно" местоимение - среднего рода, а "мечта" существительное - женского рода!").

Но для изнеженного существа "свежескошенная трава" превращается в болезненные, ранящие ноги колючки, доску с гвоздями для тренировки йогов.

Понимаете?

Где здесь правда, где ошибка, а где правило?

"Что для русского (способного) хорошо, то для немца (неспособного) - ужас кошмарный, если и не смерть, то "совершенно недопустимая ошибка!".

Вот, вспомнил ведь!

Почти три года назад я писал про граммар-наци:

Эти товарищи и товарки из этой же оперы, из "небелинских".

Поскольку граммар-наци, как и "небелинские", не способны уловить смысл, их ломает говорить по существу, аргументированно. Поэтому они выискивают "Речевые ошибки" и пытаются строить из себя наследников Розенталя.

Публике на потеху.

* * *

Я тут наспех и чутка иронично ("Совершенно неэкспертно!!!") прошелся по теме.

Но если вы сможете уловить за шуточками-прибауточками смысл ("Проблему, о которой размышляет автор"), то сможете научиться диагностировать собеседника на очень глубоком уровне.

С самим собой (вот, блин! Еще одна речевая неточность! А-а-а!) такие номера не проходят. Или проходят со скрипом, с огромным трудом.

"В чем разница?", спрашиваете. А вы попробуйте увидеть тыльную часть своей спины южнее поясницы. Получилось?

Но даже самый, что ни на есть посредственный врач или даже массажист, просто посмотрит и определит по некоторым нюансам, что "там не так". Или "все так" и "не дурите себе головУ" (как выражается Саня).

Практически невозможно увидеть особенности своей психики, будучи ее частью, живя в реальности, которую сам и создаешь.

А другой человек смотрит - и для него все очевидно.

Такая вот штука, которая называется "внешняя точка наблюдения", без которой развитие весьма и весьма затруднительно, если вообще возможно.

Правда иногда, под гнетом сложившихся обстоятельств человек все-таки обнаруживает "затычку", не пускавшую его жизнь дальше, не позволявшую ему сдвинуть жизнь с "мертвой точки".

И ему становится смешно и он хочет воскликнуть:

"Как?! Бл...!!! Такая мелочь!? И почему я раньше этого не видел!!? Почему не понимал такой очевидной вещи, зачем потерял столько драгоценного времени!!!"
-2

---------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

----------------------------------------------------------------------