Замёрзшая в Тотьме. Часть I. Дорога за Сухону

Оглавление

А сейчас я мечтаю взять её с собой на Север. Зимой, в трескучий 30-градусный мороз доехать вдвоём до середины "ничейной дороги" из Сегежи в Малошуйку, или до середины пути из Усогорска в Пинежье, или до извилистой лесной дороги в Пурнему - одним словом, доехать туда, где явно начинается другой, отдалённый, словно отгороженный, мир Русского Севера. Выйти вдвоём из Ховера, не останавливая двигатель (какой дурак будет глушить машину при таком морозе?) и даже не ставя на стояночный тормоз (куда он укатится по рыхлой снежной колее при давлении в шинах 0,7 атмосферы?). Взять жену за руку и, пока мороз не проберёт до костей, любоваться окружающей величественной и опасной красотой. И ничего не говорить вслух, только подумать про себя: "Ну, здравствуй, Север! Наконец-то я её к тебе привёз!"

Спустя каких-то четыре месяца эта моя мечта отчасти сбылась. Но - обо всём по порядку.

Для нас с женой уже стало традицией в новогодние праздники оставить детей дедушкам и бабушкам, а самим отправиться в небольшое романтическое путешествие. В январе 2020 года мы так съездили
в Кострому, в январе 2021 года - в Солигалич. В январе 2022 года тоже собирались куда-нибудь поехать. Жена предлагала снова отправиться на пару ночей в Солигалич: уж очень ей понравился этот тихий городок на самом севере Костромской области, который так тесно связан с историей нашей семьи. Я же в ответ организовал двухходовочку: сначала согласился, но предложил из Солигалича одним днём съездить на прогулку в Тотьму. Когда супруга поддержала моё предложение, я вскоре его дополнил: поехать сразу в Тотьму и переночевать пару ночей там, погулять по городу. Жена подумала и снова согласилась. Я забронировал гостинцу в Тотьме и уже считал, что мой план по заманиванию любимой супруги всё дальше на Север безотказно работает, но тогда всё пришлось отменить: мы всей семьёй заболели вскоре после Нового года, никуда не поехали.

Путешествие перенеслось на этот год, и жена уже не возражала против такого выбора пункта назначения. Более того, мы даже договорились поехать аж на целых три ночи (всё-таки Тотьма находится чуть дальше от Кинешмы, чем Солигалич). В середине ноября я начал искать гостиницу - и сразу понял, что следовало позаботиться об этом раньше: уже почти нигде не было свободных мест. Кое-как нашёл номер в гостинице "Кинг", что на окраине Тотьмы, в деревне Савино. Стало понятно, что наши люди массово ударились во внутренний туризм - в связи с некоторым усложнением путешествий за границу.

Ближе к назначенной дате отъезда прогноз погоды стал неумолим: в Тотьме нас ожидали морозы до 30 градусов и ниже. Меня такими природными явлениями сложно испугать, после ночёвки на берегу Онеги и прогулок по Турчасову
при 35 градусах ниже нуля. Но я переживал, как к таким суровым морозам отнесётся супруга. Впрочем, я, полагаясь на свой опыт, заранее приобрёл для неё три предмета одежды, необходимые для зимнего путешествия на Север: валенки (настоящие, из Вышнего Волочка), тёплые перчатки Catch от "Сплава" и флисовый бафф на шею. С таким снаряжением можно было относительно комфортно себя чувствовать даже при весьма низких температурах.

Рано утром 5 января мы с женой, оставив детей на попечение бабушкам и дедушкам, сели в Ховер и выехали из Кинешмы. С утра мороз был вполне умеренный, около 10 градусов. Мы выехали ещё затемно, а когда рассвело (уже после Судиславля) меня ожидаемо начало клонить в сон. Пришлось найти площадку у дороги и полчаса подремать, пока мы оба не проснулись от холода. Ох, и сладок же этот придорожный сон!

Оглавление В начале повествования о нашем с дочерью летнем путешествии в Кенозерский национальный парк я писал о том, как мечтаю пригласить свою супругу в путешествие на Север:

А сейчас я мечтаю...

Поехали дальше. Проехали Воронье, где на ходу сфотографировали Успенскую церковь конца XVIII века (из красного кирпича) и Троицкую церковь первой половины XIX века (белокаменную, действующую).

А сейчас я мечтаю...-2

В Митине также на ходу (со спуска в низину) сняли великолепные виды на север.

А сейчас я мечтаю...-3

Так мы доехали до Чухломы, где заправились на АЗС "ТНК". Я заранее запланировал заехать по пути в Погорелово, чтобы показать жене знаменитый терем (конечно, если удастся найти дорогу, в чём я в тот момент сомневался). Залив полный бак, я стравил колёса до полутора атмосфер и закрутил хабы. Ничего не подозревающей супруге объяснил, что это для более безопасного движения по грейдеру.

А сейчас я мечтаю...-4

Двумя годами ранее мы во Введенском повернули направо, чтобы повидать терем в Асташове. В этот раз поехали налево - в сторону Погорелова.

А сейчас я мечтаю...-5

Идея заезжать в Погорелово с севера, от Красной Нивы - мне не очень нравилась: не хотелось переезжать Вигу вброд в такой мороз. Зато я много читал о дороге, ведущей в Погорелово с юга, по правому берегу Виги, от Гольцова. На карте я приметил отворотку на эту дорогу и записал координаты в навигатор. В нужной точке я свернул с грейдера и направил Ховер на узкую лесную дорогу - которую, впрочем, не так давно чистили от снега. Жена немного поволновалась:
- Что происходит? Куда ты меня везёшь?
Именно поэтому шины были стравлены и хабы закручены ещё в Чухломе: если бы я начал заниматься этим непосредственно перед съездом с грейдера на одиночную колею в снегу - супруга бы сразу заподозрила, что дело пахнет снежным оффроадом. А тут удалось её быстро успокоить, после чего мы покатили по колее в сторону леса. Жена убедилась, что Ховер не застрял в сугробе через 10 метров этой дороги - поэтому даже спокойно отнеслась к идее остановиться из машины, чтобы сделать фото.

А сейчас я мечтаю...-6

Мы останавливались довольно часто: уж больно хороши были окружающие виды.

А сейчас я мечтаю...-7

Супруга отметила, что в лесу деревья образуют будто коридор, по которому идёт колея - а ветви (а иногда и целые стволы) деревьев местами красиво нависают над дорогой. Я вспомнил дорогу перед Малошуйкой и произнёс:
- Добро пожаловать в мой мир!
Мой мир - это тот, в котором ветви деревьев и кустарников под тяжестью снега нависают над затерянными посреди лесов дорожками, создавая ощущение зимней сказки. Я немало поездил по таким дорожкам и уже успел к ним привыкнуть - а тут впервые повёз по такой дорожке жену, для которой всё это было в новинку.

А сейчас я мечтаю...-8

Езда по таким дорожкам всегда сопровождается неким исследовательским азартом: то ли доедешь до пункта назначения, то ли увидишь непреодолимое препятствие и вынужден будешь развернуться, то ли вообще застрянешь. Я был морально готов к тому, что мы упрёмся в глубокий сугроб и будем вынуждены далее идти пешком (снегоступы были предусмотрительно загружены в багажник). Но дорожка вела нас к терему, расстояние до которого всё уменьшалось. Застряли мы всего один раз уже почти рядом с Погореловом: колея в том месте была раскатана. Выехал я легко - достаточно было просто включить понижайку. Наконец, мы запарковали Ховер в сугроб на въезде в Погорелово, спешились - и пошли по знакомой аллее к терему.

А сейчас я мечтаю...-9

Я первый раз видел терем в Погорелове именно зимой, в снежном обрамлении. В это время года он обладает особым шармом.

А сейчас я мечтаю...-10

К слову сказать, температура воздуха стремительно снижалась: прогноз погоды нас не обманул. Утром в Кинешме было около 10 градусов ниже нуля, в Погорелове же температура опустилась едва ли не до 20 градусов мороза.

А сейчас я мечтаю...-11

Дорога от терема на север, к броду через Вигу - отсутствовала (т.е. не была почищена). Стало понятно, что зимой маршрут к терему с юга, от Гольцова по правому берегу Виги - единственный доступный для автомобиля. Мы к броду не пошли. И запускать квадрокоптер, чтобы снять терем с воздуха, тоже не стали. Вот в ноябре я вдоволь поснимал терем с коптера.

А сейчас я мечтаю...-12

Мы были не единственными туристами, приехавшими посмотреть терем. Рядом с ним стояли лифтованный УАЗ и Nissan Patrol. Водитель УАЗа занёс в терем огромную канистру с бензином или соляркой - видимо, хозяину дома, А.И. Жигалову: тот осенью рассказывал, что электричеством его обеспечивает генератор. Экипажи этих двух автомобилей разложили термосы и какую-то еду на столике рядом с теремом.

А сейчас я мечтаю...-13

Когда мы налюбовались теремом и собрались уезжать, УАЗик и Патруль тоже выехали из Погорелова. Мы их пропустили, сами поехали следом. Вблизи Погорелова дорога почему-то ощутимо раскатана.

А сейчас я мечтаю...-14

В том месте, где я слегка забуксовал по пути в Погорелово, УАЗ, который ехал первым и был на летних грязевых колёсах, застрял основательно. Я уж думал, придётся его выдёргивать - но водитель одолел снежную кашу, выехал-таки вперёд. Патруль проехал это место с разгона, а следом за ним и я тоже.

А сейчас я мечтаю...-15

Дальше опасных мест не предвиделось. Мы с женой уже предвкушали, как доберёмся до грейдера, через Чухлому доедем до Солигалича - и отобедаем в замечательной пиццерии "Сова". Но... сюрприз на нашем пути возник в виде встречного Land Cruiser, с которым наша колонна столкнулась в узком месте.

А сейчас я мечтаю...-16

Все вышли из машин, поздоровались. Крузеру нужно было отъезжать назад, но сделать это в снежных колеях при асфальтовом давлении в колёсах оказалось не так-то просто: он то сваливался в глубокую колею и рисковал застрять, то направлялся в сугроб. Наконец, удалось благополучно отъехать назад на пару десятков метров.

А сейчас я мечтаю...-17

УАЗ ринулся направо в сугроб - пробивать колею для нашего объезда Крузера. И застрял сам!

А сейчас я мечтаю...-18

Под снегом оказалась лужа, в которую провалились передние колёса, проломив лёд.

А сейчас я мечтаю...-19

На помощь пришёл Patrol, выдернувший товарища стропой из плена сугроба. К тому моменту из машин уже начали вылезать женщины и дети: все ехали с семьями - а тут такое приключение!

А сейчас я мечтаю...-20

Вторая попытка прокладывания пути в объезд (уже слева) увенчалась успехом.

А сейчас я мечтаю...-21

Вслед за УАЗом по колее проехал Патруль.

А сейчас я мечтаю...-22

А затем и мы с женой на Ховере. Остановились, попрощались, пожелали друг другу удачи - и поехали: мы тремя машинами к Чухломе, а экипаж Land Cruiser - в Погорелово.

Приключение с лесным разъездом внесло разнообразие в наше путешествие, но отняло добрый час времени. Не накачивая шины и не останавливаясь для повторной заправки в Чухломе, мы с женой доехали до Солигалича, где уже в четвёртом часу заехали в замечательную пиццерию "Сова", чтобы как следует пообедать перед продолжением пути и перед апофеозом нашей дороги - зимним "телепортом" от Кузёмина до Гремячего.

А сейчас я мечтаю...-23

Мы выехали из Солигалича уже в сумерках: на январских выходных день уж очень короток, и чем севернее - тем короче. Когда на выезде из города проезжали мимо базы отдыха "Соликом", супруга вспомнила наш отдых на ней двумя годами ранее и мечтательно проговорила:
- А может, не поедем в Тотьму, снова здесь остановимся? Тут ведь так хорошо!

А сейчас я мечтаю...-24

Когда в январе 2021 года я привёз жену из Солигалича в Трофимово, чтобы показать начало "телепорта" в Гремячий - я написал следующие строки:

Зимняя дорога, обрамлённая заснеженными деревьями, манила — так, как кусок свежеобжаренного на углях мяса манит голодного путника; как полуобнажённая молодая красотка манит пылкого юношу. Хотелось сесть в Ховер, включить передачу и отправиться вдвоём с женой в автопутешествие на Север. Нас бы ждали Гремячий, Тотьма, Великий Устюг, Котлас, Сольвычегодск, Яренск, Микунь, Усогорск… По берегам Сухоны, Вычегды и Вашки мы бы добрались Лешуконского, далее по заснеженному грейдеру вдоль Мезени-реки доехали бы до Мезени-города и до Долгощелья — а там уже настал бы момент потихоньку начинать обратный путь, через Кимжу и Кулогору, вниз по Пинеге, затем вверх по Северной Двине. Такое путешествие предполагает примерно десять дней пребывания в замкнутом пространстве салона автомобиля, и сложно пожелать для этого дела лучшего товарища, чем любимая супруга. А через десять дней мы бы вернулись в Кинешму, к родителям и детям. Подъехав к дому, посмотрели бы друг другу в обмороженные лица — и увидели бы загадочные улыбки обветренных губ и необъяснимый блеск в глазах, какие возникают только от прикосновения к Русскому Северу.

В этот раз, спустя два года, мечта частично сбылась: мы вдвоём в Ховере ехали сквозь темноту по "телепорту", и впереди нас ждали Гремячий, Тотьма - и прикосновение к Русскому Северу.

А сейчас я мечтаю...-25

"Телепорт" мы прошли без приключений и оказались в Гремячем, где пересекли узкоколейную железную дорогу, проехав мимо гружёных лесом вагонов.

А сейчас я мечтаю...-26

Далее пошёл уже круглогодичный грейдер. Поскольку было темно, ничего интересного мы вокруг увидеть не смогли. Чтобы доехать до Тотьмы побыстрее, я решил двигаться маршрутом через Черепаниху - соответственно, пересечь Сухону по льду. Помня фиаско 2018 года, я ещё из Солигалича позвонил по телефону, который нашёл на сайте паромной/ледовой переправы, и выяснил: переправа действует, грузоподъёмность её уже семь тонн. Так что Сухону мы успешно переехали по льду между Красным и Черепанихой.

А сейчас я мечтаю...-27

Жена перед переправой задремала - и потом, проснувшись, даже испугаться не успела, что мы по льду едем. А на выезде со льда нас ждал шлагбаум с будкой, где с меня взяли 150 рублей за проезд по ледовой переправе. Я читал, что паромную переправу летом и ледовую зимой там организует какой-то бизнесмен - вот, видимо, он этим и зарабатывает. Конечно, лучше уж платная переправа, чем её отсутствие.

После Черепанихи мы ещё какое-то время проехали по заснеженному грейдеру, а затем выехали на асфальтовое шоссе Вологда - Тотьма с весьма оживлённым движением. По этой трассе ехалось быстро, и уже через час после переправы мы нашли свою гостиницу "Кинг" на окраине Тотьмы, припарковали Ховер и принялись разгружать вещи. Мороз к этому моменту дошёл уже примерно до 25 градусов ниже нуля.

А сейчас я мечтаю...-28

На часах было семь вечера. Прогулки по Тотьме мы планировали уже на следующий день. А в тот момент у нас были номер в гостинице, бутылка шампанского и домашние пирожки. Что ещё нужно молодым родителям, сдавшим детей на попечение бабушек и дедушек и уехавших от них на 400 километров, чтобы устроить романтический вечер?

P.S. До написания подробных рассказов о путешествиях у меня традиционно не сразу доходят руки. Всех быстрее фото из моих поездок появляются в Телеграм-канале: