Найти в Дзене
В погоне за эмоциями

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть I. Дорога в Кенозерье

Оглавление

Желание взять с собой на Север кого-нибудь из членов семьи у меня возникло после первого же путешествия в те края. Конечно, первым делом мой взор был обращён на жену. Я вообще склонен возить её по тем местам, где мне самому хорошо - резонно полагая, что и ей там, вероятно, станет неплохо. Например, в деревню, в наш родовой дом я её привёз в первое же совместное лето - и о том отдыхе мы до сих пор вспоминаем, что это был будто медовый месяц. А сейчас я мечтаю взять её с собой на Север. Зимой, в трескучий 30-градусный мороз доехать вдвоём до середины "ничейной дороги" из Сегежи в Малошуйку, или до середины пути из Усогорска в Пинежье, или до извилистой лесной дороги в Пурнему - одним словом, доехать туда, где явно начинается другой, отдалённый, словно отгороженный, мир Русского Севера. Выйти вдвоём из Ховера, не останавливая двигатель (какой дурак будет глушить машину при таком морозе?) и даже не ставя на стояночный тормоз (куда он укатится по рыхлой снежной колее при давлении в шинах 0,7 атмосферы?). Взять жену за руку и, пока мороз не проберёт до костей, любоваться окружающей величественной и опасной красотой. И ничего не говорить вслух, только подумать про себя: "Ну, здравствуй, Север! Наконец-то я её к тебе привёз!"

Увы, пока моя супруга путешествие на Север воспринимает как нечто среднее между путешествиями на эшафот и в преисподнюю. Зато у нас подросла дочка, которой нынче исполнилось восемь лет и которая заинтересовалась идеей поехать куда-нибудь на несколько дней на природу. Я ещё с весны начал рассказывать ей о возможностях поехать на Унжу с палаткой - а ещё в Кенозерский национальный парк. Когда я приехал летом в Кинешму в отпуск, дочь сказала:

- Папа, на Унжу я согласна, а насчёт Кенозерья что-то сомневаюсь!

Но потом мы с ней начали спать в деревне в палатке вдвоём, и перед сном я ей рассказывал обо всех достопримечательностях Кенозерского края. Через несколько дней все сомнения у дочки улетучились, она уже с энтузиазмом воспринимала такое путешествие. А в конце июля мы с ней съездили на Унжу, где дочь показала себя очень мужественным и взрослым ребёнком. Тут уже и у меня отпали последние сомнения: надо ехать в Кенозерье.

О существовании Кенозерского национального парка я узнал из рассказов Дениса о зимнем путешествии туда. Правда, там речь шла о Плесецком секторе парка. Потом я прочитал на сайте https://autotravel.ru/ поистине замечательное повествование путешественника под ником костя АСТ. Из него я узнал о Каргопольском секторе Кенозерского парка, о Кенозерских бирюльках и Гужовской водяной мельнице - и сразу тогда подумал: с детьми на Север нужно ехать именно туда. Наконец, во время нашего зимнего путешествия 2021 года вдоль Онеги-реки мне самому довелось немного побывать на территории Кенозерского национального парка. Правда, это был тоже Плесецкий сектор. Но с дочерью я сразу решил ехать в Каргопольский сектор: ребёнку там интереснее, да и ехать до него ближе. И так длина пути получилась 800 километров, причём ощутимая часть их них - не по асфальту.

Сначала я забронировал проживание в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка на пять дней через несколько дней после нашего возвращения с Унжи. Но когда мы приехали, уставшие и искусанные комарами, захотелось немного отдыха. Позвонил в администрацию парка и перебронировал на конец августа. Оно было и к лучшему: в конце августа уже можно было надеяться на отсутствие комаров, да и номер в домике удалось забронировать на все дни (в начале августа с местами было совсем плохо, часть ночей пришлось бы ночевать в палатке). И вот, ранним августовским утром мы с дочерью, проснувшись ни свет ни заря и погрузив в Ховер остатки вещей, попрощались со всеми и выехали из Кинешмы.

-2

Изначально я планировал добираться от Кинешмы до Вологды всем известным путём: через Приволжск, Кострому и Ярославль. Но Яндекс-карты построили другой маршрут: через Судиславль, Буй и Любим. Вообще в последние лет пять очень активно приводятся в порядок региональные дороги. При этом количество машин на федеральных трассах всё больше увеличивается, что стало дополнительным фактором выбора менее загруженной дороги по шоссе регионального значения. Когда мы с дочкой подъезжали к Судиславлю, утренняя прохлада уже сменилась зноем: лето 2022 года было жарким вплоть до самого конца августа. От Судиславля мы направились коротким путём на Сусанино. Узкая извилистая дорога шла через лес, временами над ней нависали деревья, делая её похожей на дорогу из сказок. А потом асфальт и вовсе кончился. Не успели отъехать от дома и добраться до Севера, а под колёсами уже - грейдер.

-3

После Сусанина я остановился и позвонил в визит-центр Каргопольского сектора Кенозерского парка (был уже десятый час утра, офис там начал работу). По телефону мне подтвердили бронирование на три ночи и сказали, что ждут нас - но работают они только до девяти часов вечера. Мы поспешили продолжить путь, чтобы не задерживаться. Сусанинские пейзажи уже были мне знакомы по ноябрьскому путешествию 2021 года в эти края, которое я назвал "Неполной Чухломой".

-4

Сильно севернее Сусанина мы в ноябре не добирались, поэтому вот этот примечательный длинный прямой участок дороги я тогда не видел.

-5

Мы доехали до Буя, где пересекли Кострому-реку по мосту, и направились на запад, в сторону Любима. Буй относится к Костромской области, а Любим - к Ярославской. Однако в этих краях уже проскакивают вологодские словечки и выражения. Например, о дороге между Буем и Любимом местные жители говорят: "Около дела дорога, около дела". Впрочем, от Буя до железнодорожного переезда в Липятине асфальтовое покрытие было новым и идеальным. Вот дальше началось "около дела".

-6

Участок без асфальта был совсем коротким, но дальше шёл неровный асфальт. В некоторых местах Ховер на крупных неровностях будто взмывал в воздух, после чего всеми четырьмя колёсами снова плюхался на асфальт. Так мы добрались до Любима. На въезде в город увидели огромное зернохранилище.

-7

От Любима мы доехали до Пречистого, где выехали на федеральную трассу М-8 "Холмогоры". Асфальт на ней был лучше, чем на дороге от Буя до Пречистого - но уж очень много фур по ней ехало! Обгонять их было тяжело: всё-таки Ховер на тяжёлых МТ-колёсах диаметра 31.6" стал разгоняться заметно медленнее. Поэтому мы довольно медленно плелись за фурами до самого Грязовца, где остановились пообедать в кафе "Баранка" на АЗС "Лукойл". Для меня это кафе стало словно гастрономическими воротами Русского Севера - всегда, когда едем в те края, обедаем в "Баранке" под Грязовцем. В этот раз глазастая дочка сразу увидела в меню молочный коктейль и потребовала себе его - в дополнение к супчику.

-8

Пообедав, мы продолжили свой путь. Вскоре доехали до Вологды и свернули на новую окружную дорогу - замечательную трассу по две полосы в каждую сторону.

-9

С окружной мы съехали на трассу А-119 и вскоре остановились в посёлке Майском, заправились на "Газпромнефти". Я заметил, что и там присутствует кафе "Баранка". Раньше всегда думал, что кафе этой сети располагаются только на заправках "Лукойл". Дочь тем временем поедала один за другим огурцы, выданные нам в дорогу тестем и тёщей.

-10

И началась долгая езда по трассе А-119 "Вологда - Медвежьегорск". Чем-то она мне напоминает федеральную трассу Р-21 "Кола": шоссе по одной полосе в каждую сторону с идеальным асфальтом, идущее сквозь густой хвойный лес, очень слабо загруженное. На этой дороге получалось большую часть пути держать скорость порядка 105 км/ч: чтобы не терять зря время и не рисковать получить штраф. Стационарных камер в Вологодской области традиционно много, и один штраф после путешествия я потом всё-таки получил - как раз с этого участка.

Я второй раз в жизни ехал по А-119 от Вологды до Прокшина, и второй раз этот участок пути воспринимался так, что его надо поскорее проехать, чтобы добраться до Архангельской области. А ведь в этой местности тоже уже много всего интересного: одни только монастыри в Кириллове и в Ферапонтове заслуживают внимания! Кроме того, нас уже окружал озёрный край. Одно гигантское Кубенское озеро чего стоило - длиной около 60 километров; а дорога проходит как раз почти по его берегу! Ещё мы проезжали несколько более мелких озёр, пока не доехали до Липина Бора, стоящего на берегу Белого озера. В отличие от вытянутого Кубенского озера, оно округлое - и по площади в три раза больше, хотя в длину чуть меньше. Ещё в средней полосе обычно реки и ручьи только впадают в озёра - здесь же озёрам свойственно наличие вытекающих из них рек: из Кубенского вытекает Сухона, из Белого - Шексна, а из озера Лача, что под Каргополем - Онега.

В Липином Бору, к слову, есть АЗС "Лукойл" и снова кафе "Баранка". А ещё там ловит сотовая связь. Далее со связью было плохо до самой Архангельской области. В районе Прокшина мы свернули на трассу Р-1 - и вскоре асфальт кончился. Мы были на пороге въезда в тот самый другой мир, в котором асфальтовые дороги встречаются не так уж часто - в грейдерный край. По грейдерам нам предстояло проехать несколько сотен километров, поэтому я выпустил дочь подышать свежим воздухом, а сам достал дефлятор и принялся стравливать колёса.

-11

Пока я возился с колёсами, мимо проехали три машины. Из них две остановились поинтересоваться, не нужна ли нам помощь: Нексия с архангельскими номерами и Мерседес с московскими. Приятно было убедиться, что законы Севера уже действуют на этой территории - причём не только для местных жителей. Кроме того, я ни разу не ездил по грейдеру между Прокшином и Солзой летом, а в прошлые годы состояние этой дороги в тёплое время года было весьма плачевным. Поэтому изначально, выезжая из Кинешмы, я не был уверен, что мы так уж легко пройдём этот участок (а Ховер был без лебёдки). Смело едущие в ту сторону легковушки убедили меня, что дорогу привели в порядок. Поэтому и колёса я стравливал не до грязевого давления в 0,7 атмосферы, а до грейдерного - полторы атмосферы.

-12

Закончив с колёсами, я пересадил дочку вместе с её креслом на переднее пассажирское сиденье, на место штурмана: асфальтовых дорог с оживлённым движением впереди не предвиделось, можно было снизить требования к безопасности. Пока мы совершали все эти манипуляции вокруг Ховера, мимо проехал грейдер, ровнявший дорогу.

-13

Наконец, загрузившись в машину, мы поехали дальше - в Солзу, которая уже относится к Архангельской области. Убедились своими глазами, что в наше время дорога между Прокшином и Солзой, которая ещё несколько лет назад была труднопроходима для легковушки, сегодня представляет собой отличный ровный грейдер, хотя и узкий и извилистый. Грейдер идёт сквозь лес, в одном месте по деревянным мостам пересекает сразу две реки - Большую Индоманку и Чёрную. Дальше он проходит по берегу реки Чёрной, которую снова пересекает по деревянному мосту. На этой реке есть два озера - Малое Клематовское и Большое Клематовское. Мне не удалось сделать фото, чтобы они попали в кадр вместе с Ховером, но здесь мы остановились именно на берегу озера. Когда мы проезжали по этой дороге полутора годами ранее зимой - всего этого не было видно.

-14

Двигаясь со скоростью около 50 км/ч, мы потратили на путь до Солзы менее часа. В Солзе заканчивается узкий и извилистый грейдер, начинается широкий и прямой. Дорожные знаки там, конечно, очень красноречивы: можно подумать, что следующие 100 километров - полная глушь. От Солзы до Каргополя действительно чуть меньше 100 километров, но местность не такая уж и глухая: по этому грейдеру ходят автобусы и иногда появляется сотовая связь.

-15

Я привык ездить по грейдерам довольно медленно, не более 60 км/ч. Но грейдер до Каргополя был хорош: широкий, прямой, ровный. На слегка стравленных шинах можно было комфортно ехать 80-90 км/ч. Местные жители с такой скоростью и ездят.

-16

Плюс грейдера в том, что его повреждения могут быть оперативно устранены местными силами - одноимённой дорожной техникой, без привлечения катков и асфальтоукладчиков. Ещё один плюс: в отличие от асфальта, его не разрушает гусеничная техника, что для Севера весьма актуально. Минусы же в том, что в межсезонье грейдер может стать труднопроезжаемым (для грузовых автомобилей весной и осенью могут вводить ограничения максимальной нагрузки на ось) - а в сухую погоду вокруг него очень пыльно. Вся листва окружающих деревьев была покрыта дорожной пылью.

-17

В Каргополе, за несколько километров до которого начался асфальт, нам нужно было заправиться и поужинать. Заправка "Роснефть" мне была уже знакома, на ней мы залили полный бак. Чтобы не тратить время на поиски кафе в городе, там же купили хот-дог и гамбургер. Отъехали немного от города - и принялись за еду с моей голодной штурманессой.

-18

Оттуда же я позвонил жене, пользуясь наличием сотовой связи и быстрого Интернета. Сообщил, что мы в Каргополе, далее направляемся в Морщихинскую, до которой нам около 70 километров и чуть больше часа езды. Жена увидела солнце высоко над горизонтом и удивилась: в Кинешме уже начинало темнеть. А мы забрались севернее на пять градусов по меридиану.

Закончив с ужином, мы начали финальный этап нашего пути - направились в Каргопольский сектор Кенозерского национального парка. Асфальт вскоре кончился, пошла дорога из плит. Ехать по ней было намного хуже, чем по грейдеру. А ехали мы прямо на запад. И на горизонте уже загоралась вечерняя заря.

-19

Мне кажется, я никогда не перестану восхищаться северными восходами и закатами. Полтора года я не был на Севере и уже успел позабыть, какое чувство благоговейного восторга в душе они вызывают - а тут каргопольская заря сразу освежила память. Северные восходы и закаты чаще имеют ярко-красный цвет, это очень живописно. Здесь же небо полыхало огненно-жёлтым - и это тоже было потрясающе! Будто сам Господь собственной рукой раскрасил небеса золотом - чтобы люди посмотрели на закат и, отбросив греховную мирскую суету, задумались о чём-то по-настоящему важном, о вечном. Я всегда говорю, что северные зори будто дёргают за неведомые струны человеческой души.

-20

В Лядинах мы остановились, чтобы немного полюбоваться церковью Богоявления Господня на фоне вечерней зари. Богоявленская церковь - деревянная: Каргопольский край знаменит своими деревянными храмами. Построена она в конце XVIII века и до 2013 года была летним храмом Лядинского погоста - северного "тройника". После того пожара, уничтожившего зимнюю Покровскую церковь и колокольню, северных "тройников" осталось всего шесть...

-21

Поехали дальше. Грейдер и дорога из плит сменяли друг друга, изредка перемежаясь асфальтом. В какой-то момент (уже рядом с Лёкшмозером) дорога сузилась и стала извилистой, что резко снизило среднюю скорость до 50 км/ч. Кроме того, начали сгущаться сумерки. Из-за этого мы не стали останавливаться для фото у красивого деревянного знака с надписью "Кенозерский национальный парк" на въезде в парк: темно уже было, да и устали мы. В сумерках проехали деревню Хвалинскую (Орлово), где располагается пара турприютов - а ещё там дорога идёт по самому берегу Лёкшмозера. Вообще эта дорога далее следует на запад, в Карелию, в Пудож - но мы вскоре на развилке свернули направо, на север. Там уже было рукой подать до деревни Морщихинской - "столицы" Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. Сначала мы по ошибке заехали в администрацию парка, но местный житель подсказал, что визит-центр находится в другом месте. Подъехали туда - и заселились в заранее забронированный номер. На часах было без двадцати девять, а проехали мы за день около 800 километров.

-22

Визит-центр - полностью деревянный и двухэтажный, нам достался номер на втором этаже. Номер небольшой, но очень уютный. Но самое изумительное, что в визит-центре присутствовали туалет с унитазом (т.е. полноценный ватерклозет), душевая кабинка и Интернет через вай-фай!

-23

А я, собираясь в Кенозерский парк, морально готовился к жизни в полностью диких условиях: ходить в туалет в деревянную будку в полусотне метров от дома, мыться по вечерам в озере и раз в сутки отправлять домой смс с сим-карты "Мегафона" (сеть только этого оператора можно поймать в Кенозерье). Своё восхищение визит-центром я озвучил молодой светловолосой девушке-администратору, которая нас заселяла. Она ответила:

- Деревня Морщихинская держит марку!

И чувствовался в её словах какой-то правильный патриотизм, гордость за родную деревню. Приятно было это слышать.

-24

Сразу же при заселении я поинтересовался, открыты ли Кенозерские бирюльки и можно ли организовать экскурсию на Гужовскую водяную мельницу. Дружелюбная администратор ответила, что на следующий день с утра состоится экскурсия по бирюлькам, к которой можно присоединиться. На мельницу также планировалась экскурсия через день, но эти планы были менее определёнными. Мы записались на экскурсию в Кенозерские бирюльки, приняли душ после долгой дороги - и улеглись спать без задних ног в нашем уютном номере, в котором приятно пахло свежим деревом.

P.S. Подробные рассказы о путешествиях всегда пишутся спустя некоторое время. В режиме онлайн я выкладываю фотографии и короткие заметки в свой Телеграм-канал: https://t.me/beacon1143/