Оглавление
Наступило наше третье утро в Тотьме - и настало время уезжать домой, в Кинешму, к родителям и детям. Новогодняя северная сказка на двоих близилась к своему концу, к вечеру мы должны были возвратиться в будни повседневности. Этим утром мороз немного отступил: в семь часов утра на улице было всего 26 градусов ниже нуля - "теплынь, хоть портки скидывай да загорай". Двигатель Ховера, конечно, при такой умеренной температуре запустился легко.
Собрав вещи, мы с женой бросили прощальный взгляд на наш номер в гостинице "Кинг", в котором так уютно провели три тотемских ночи. Номер большой, а батарея маленькая - неудивительно, что приходилось включать электрообогреватель на ночь (при таких-то морозах).
Зато душ и туалет были в номере.
Комната администратора гостиницы оказалась закрыта, но по телефону нас попросили просто оставить ключ в двери, после чего спокойно уезжать. Не во всех гостиницах наблюдается такое доверие к постояльцам... Погрузившись в Ховер, мы поехали первым делом завтракать - в кафе "Лисий остров" при одноимённой гостинице на окраине Тотьмы, рядом с АЗС "Лукойл" и напротив кемпинга "Аляска". Это кафе с гостиницей гармонично встроилось в островок придорожной инфраструктуры на перекрёстке трасс Вологда - Котлас и Тотьма - Никольск. Нас накормили вкусным и разнообразным завтраком по умеренной цене, причём быстро (поскольку раздача блюд там столовского типа), при этом в кафе было чисто и культурно.
Мы вышли из "Лисьего острова" в начале девятого и... восхитились. На горизонте уже вовсю разгоралась утренняя заря, залившая горизонт густой краской насыщенного красно-оранжевого цвета. Будто Тотьма провожала нас, подсвечивая дорогу домой этим северным восходом - который, как всегда, будто дёргал за потаённые струны человеческой души.
Мы с супругой сели в Ховер и поехали по шоссе на запад, в сторону ледовой переправы у Черепанихи. По пути была отворотка в сторону Вожбала, куда мы и свернули. Впереди на небе ещё вовсю светила луна.
А сзади, на правом берегу Сухоны - вовсю полыхала северная заря, становившася более оранжевой.
От асфальтового шоссе до местечка под названием Вожбал - где-то 15 километров (видимо, по грейдеру). Изначально я почему-то думал, что Вожбал - это нежилое урочище. На местности выяснилось, что это большой "куст" деревень, причём жилых и вполне справных.
Супруга в валенках выбралась из Ховера, чтобы снять на видео панораму местности, строго-настрого приказав мне:
- Не глуши мотор!
- Добро пожаловать в мой мир! - в очередной раз сказал ей я.
На улице было около 25 градусов мороза - и жена правильно сообразила, что не стоит останавливать двигатель при такой температуре и в таких широтах. Было приятно осознавать, что она проникается обычаями и повадками путешественников по Северу.
Мы доехали до деревни Сергеево и свернули в сторону Мишукова, на окраине которого и находится интересовавшая нас Благовещенская церковь, построенная в первой половине XVIII века - как водится, в стиле тотемского барокко.
Рядом было кладбище, а вот расчищенной дороги к храму мы не нашли. Просто посмотрели на него с дороги, не пробираясь по сугробам. Жена, вылезая из Ховера, снова настоятельно рекомендовала:
- Не глуши двигатель!
Несмотря на ранний час и сильный мороз, мимо нас проходил человек. Подошёл и вежливо поинтересовался, не знаем ли мы, в каком доме живёт какой-то местный житель (назвал его имя и фамилию). Мы ответили, что не местные - и он пошёл искать дальше. Домов поблизости от церкви было немало - попробуй, найди нужный. А я ещё думал, что мы едем в нежилое урочище.
Когда мы поехали обратно, уже в десятом часу из-за горизонта, продолжавшего полыхать оранжевым пламенем, наконец-то показалось солнце.
Солнышко ярко подсвечивало нам обратный путь по грейдеру до шоссе.
По асфальту нам оставалось ехать совсем недолго. Съехали с трассы на заснеженный грейдер и, направляясь на юг, к Сухоне, в очередной раз пересекли газопровод Уренгой - Помары - Ужгород. Добрались до Черепанихи, снова заплатили 150 рублей за проезд по ледовой переправе. На льду стоял чудной автомобиль ("Жигули" в кузове "пикап"), а над рекой висела тонкая полоса какого-то непонятного тумана.
Только переехав Сухону, я сообразил, что происходило на переправе: её заливали! Бригада мужиков, пробурив несколько лунок во льду чуть поодаль от переправы и опустив в них шланги с мощными насосами, распыляли воду Сухоны над ледовой переправой. Вода при этом равномерно распределялась по льду, укрепляя переправу и делая её более грузоподъёмной. А поскольку на улице был 25-градусный мороз, а вода распылялась на мелкие капельки - над рекой и возникал такой искусственный туман.
От Черепанихи и Красного мы довольно бодро поехали по широкому грейдеру на юг, вверх по реке Толшме. Любовались красотами зимнего леса и зимней дороги.
В урочище Игошево сфотографировали церковь Алексия, человека Божия - которую по пути в Тотьму не видели, поскольку проезжали в темноте.
В двенадцатом часу мы проехали Гремячий и въехали на зимний "телепорт".
Ближе к концу "телепорта", в Трофимове мы остановились и подняли в воздух квадрокоптер. Сделать это при 25-градусном морозе было нелегко: аккумулятор пришлось предварительно согревать за пазухой - и всё равно он сразу после запуска дрона почти мгновенно разрядился до 45% от максимального заряда. Но за это время он согрелся (при работающих на больших оборотах двигателях аккумулятор разогревается градусов до сорока, если не больше) и начал выдавать нормальный ток. Зимняя дорога с высоты выглядела живописно.
Плохо было то, что объектив камеры коптера замёрз, поэтому изображение получилось мутным. Но это выяснилось уже потом - а в тот момент я направил дрон в сторону урочища Николо-Чалово, где на высоком холме стоит Никольская церковь, построенная в конце XVIII века в стиле Тотемского барокко.
От Трофимова до Николо-Чалова - около километра. Я был морально готов к тому, что аккумулятор либо винты на полпути замёрзнут, квадрокоптер камнем упадёт в сугроб - и придётся вставать на снегоступы, чтобы найти его в снегу. Но полёт получился неплохой. Дрон долетел до самой церкви и лишь там потерял связь с пультом управления, и то из-за того, что я забыл разложить на пульте антенны. Там уже и аккумулятор разрядился, поэтому коптер развернулся и благополучно прилетел в точку запуска. Потом я ещё немного побаловался, летая на нём вокруг Ховера, за что и поплатился: высадил аккумулятор почти до нуля, в результате чего дрон в метре от земли попёр напролом к точке запуска - а на его пути как раз был я. Еле успел отпрыгнуть.
Пейзажи вокруг Трофимова напоминали зимнюю сказку. Деревья, кусты, торчащая из сугробов трава - всё было белым.
От Трофимова мы доехали до Кузёмина - а там уже и "телепорт" кончился, началась круглогодичная цивилизованная дорога. На въезде в Солигалич мы остановились, чтобы накачать шины с полутора атмосфер до асфальтного давления. В наконечнике компрессора, видимо, какая-то резинка перемёрзла: он пропускал огромное количество воздуха, так что с накачиванием я провозился добрых полчаса. Сам компрессор в процессе, конечно, находился в ногах водителя, под струями тёплого воздуха. Такую методику мне подсказал мой товарищ Денис.
В Солигаличе мы плотно пообедали пельменями в пиццерии "Сова". Уже привычно было, что в этом уютном заведении нас сытно и вкусно накормили. А потом началась долгая и довольно однообразная дорога на юг. Вечерняя заря застала нас где-то между Галичем и Вороньем. Закат тоже был красив, я даже остановился для фото. Но... чего-то в нём будто не хватало. Не было уже на этой широте той густоты и интенсивности красок, которую мы наблюдали с утра в Тотьме.
В надвигающихся сумерках мы доехали до Судиславля, где залили полный бак на "ТНК". За 340 километров пути мы сожгли 50 литров бензина. Это довольно много, но и двигатель с семи часов утра не глушился - к тому же при таком морозе, как мне кажется, масла в трансмиссии на ходу густеют. Машина едет ощутимо тяжелее, чем при более умеренных температурах.
Доброй новогодней традицией стало, возвращаясь из наших январских путешествий, заезжать в Судиславле в гости к родственникам - к семье моей двоюродной сестры. Они традиционно приезжают в Судиславль на новогодние праздники, и дом у них традиционно очень гостеприимный. С удовольствием посидели за столом хорошей компанией, поговорили в тепле, возле печки. На улице вечером мороз, кажется, снова стал крепчать.
И уже в темноте мы вернулись домой, в Кинешму. Дневной пробег получился небольшой, чуть меньше 450 километров. Но на лесных грейдерах порой расстояние исчисляется не километрами, а часами езды.
Наутро предстояло поехать всем семейством вместе с детьми в Москву - и мы ещё не знали, что заводить Ховер придётся при 34-градусном морозе, причём на этот раз всё будет честно: на улице термометр покажет 33 градуса ниже нуля...
* * *
Впечатления от нашего романтического путешествия были разнообразные. Впервые в жизни я довёз свою жену до 60-ой параллели северной широты, впервые я показал ей зимник ("телепорт"), ледовую переправу, бескрайние северные леса и бесконечные пустынные северные грейдера - причём всё это происходило при морозах ниже 25 градусов. Несмотря на название повествования "Замёрзшая в Тотьме" - благодаря правильной подготовке и заблаговременному приобретению подходящей одежды и обуви, мы при таких температурах не только не замёрзли, но и довольно комфортно себя чувствовали. Супруге наше новогоднее путешествие понравилось.
Я оценил, насколько сильно отличается путешествие на Север с женой от путешествия в одиночку или с товарищами-джиперами. Был бы я один - мне бы захотелось ночевать не в гостинице, а где-нибудь в лесу, в салоне Ховера с автономным отопителем; проснувшись, приготовить завтрак прямо на улице, на газовой плитке; а потом поехать по снежной целине к развалинам какой-нибудь старинной церкви. По пути я бы застрял в сугробе, полдня откапывался и лебедился и, возможно, до церкви бы даже и не доехал - но домой всё равно бы вернулся в отличном настроении, шикарно отдохнувшим, с интересными воспоминаниями о северных приключениях. С женой всё получается естественным путём более цивилизованно: ночлег в гостинице, питание в кафе - но зато и более познавательно: посещение музеев и даже местных культурно-массовых мероприятий, покупка краеведческих книг, активное изучение Интернета на предмет информации о посещаемом городе. Я задумался, что хорошо было бы съездить с супругой ещё куда-нибудь на Север, где уже бывал раньше в "диком" формате - чтобы на этот раз посетить то же самое место в формате "цивилизованном".
Отдельно нужно написать о Ховере, который при таких суровых морозах показал себя отлично: всегда благополучно заводился и довозил нас, куда надо. Было на нашем маршруте немного лёгкого снежного бездорожья (по пути к терему, что в Погорелове), но основную нагрузку на автомобиль давали грейдера (включая "телепорт"). Около 500 километров Ховер проехал на стравленных до полутора атмосфер колёсах (новые зимние шины Ovation Ecovision при этом тоже показали себя неплохо). Давняя (кажется, ещё с 2017 года) проблема с "троением" холодного (или остывающего на скорости) двигателя при сильных морозах ни разу себя не проявила. Возможно, помогло промывание форсунок, которое я делал где-то за полгода до путешествия.
В целом же - сейчас развивается внутренний туризм, многие выбирают направления внутри России для путешествий. По-моему, Русский Север - не самое плохое из таких направлений.
P.S. Вот уже и лето кончилось, и не за горами следующие новогодние каникулы. Если мы до них благополучно доживём и если всё будет хорошо - надо будет снова совершить романтическое путешествие на Север. А рассказ о прошлом путешествии я закончил только сейчас. Поэтому в очередной раз рекламирую свой Телеграм-канал, в котором фотографии, видеоролики и короткие заметки из путешествий появляются раньше всех: https://t.me/beacon1143