Найти в Дзене

Коммунизм — это утопия? Часть 3.

Мы продолжаем обсуждать идею коммунизма и рассуждать на тему, реально ли было его воплотить в реальность. Предыдущие части читайте по ссылкам:

Автор Глеб Андреев

Возможен ли коммунизм?

Коммунизм многим кажется несбыточным.

Он пугает отсутствием государств и денежной системы, но самым спорным оказывается вопрос свободы человека.

Ленин, один из последователей Маркса и Энгельса, неоднократно называл революционный лозунг прошлого с требованием свободы фальшивым. О какой свободе может идти речь, если Маркс не раз говорил, что те, кто о ней пишет, требуют ее для капитала, а значит, и для тех, кто угнетает рабочий класс.

При коммунизме все идет так, как говорил кот Матроскин: «совместный труд объединяет». Рабочие превращаются в одно целое, единый организм. Для действительно эффективной работы нужно, чтобы каждый отказался от своей индивидуальности, действовал как нечто универсальное, что можно запросто заменить. Так человек и теряет. Сливаясь с другими, он перестает быть собой. Коммунизм действительно сплачивает, но какой ценой? Вот о чем спрашивали коммунистов их критики.

Маркс утверждал, что настоящая свобода заключается в освобождении трудящихся от гнета капитала и отчуждения.

Отчуждение можно легко наблюдать в том, что  человек превращается в винтик большого механизма. Из того, кто управляет машиной, человек при капитализме сам становится маленькой деталью большого конвейера по производству капитала. Он отчужден от своего труда, от того, что он производит, и от других людей. Он сам превращается в товар. И чем больше масштабы производства, тем беднее рабочий.

Товары растут в цене день ото дня, а цена человека все сильнее падает. В итоге хорошая жизнь перестает быть целью труда. Человек трудится ради того, чтобы просто выжить.

Деньги и собственность — два важных аспекта этого процесса. Понять это нам поможет Карл Каутский, редактор четвертого издания знаменитого «Капитала» Карла Маркса.

Каутский объясняет формулу капитала Маркса, показывая на примерах отношения денег и товара. Здесь есть два типа превращения товара в деньги и наоборот. Первый тип очень сложный. У вас есть товар и вы меняете его на деньги, то есть продаете. Например,  вы вырастили томаты, продали их на рынке и получили за это деньги. Но для этого нужно, чтобы кто-то хотел купить ваши томаты, иначе вы можете ими зарасти, но у вас не будет даже тарелки, на которую вы могли бы их положить.

Второй тип превращения гораздо проще. У вас есть деньги, и вы меняете их на товар: покупаете что-нибудь, что вам нужно, например, тарелку. Такими товарно-денежными отношениями пронизан весь мир: один продает томаты и получает деньги, а потом покупает тарелку, и деньги получает уже другой продавец.

При капитализме же человек стал товаром, который обменивает на деньги свою работу.

По Марксу, такова жизнь обычного рабочего при капитализме: он теряет свою природу и превращается в предмет вроде лопаты или экскаватора, в зависимости от своих умений.

Именно поэтому человечество необходимо спасать. Пролетарии, все, кто работает на других, должны утвердить свою диктатуру, сбросить гнет капитала, разрушить круг товарно-денежных отношений и жить наконец по-настоящему свободно. Именно поэтому Маркс, Энгельс и их последователи призывали пролетариев всех стран соединяться.

Если вы хотите составить взвешенное мнение о коммунизме и вам необходимо больше информации, вы найдете на нашем курсе «Философия: главные имена, школы и идеи». Смотрите курс по подписке от 199 рублей в месяц или получите доступ навсегда за 999 рублей. Через месяц вы придете к гармонии с собой и станете счастливее.