Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — знаменитый итальянский скульптор, художник, философ и поэт, человек, уже при жизни признанный безусловным гением. Его называют «отцом Барокко», он создал величайшие статуи «Давид», «Пьета», «Бахус» и др., спроектировал купол собора Святого Петра, лестницу Библиотеки Лаурентина и другие монументальные здания. Но главным делом жизни Микеланджело многие искусствоведы небезосновательно считают роспись Сикстинской капеллы. Всякий кто видит масштаб, качество и величие подобной работы приходит в восхищение перед талантом и трудолюбием Микеланджело. Многие русские художники, в том числе Константин Коровин и Константин Горбатов специально приезжали в Италию, чтобы посетить Сикстинскую капеллу и ознакомиться с фресками Микеланджело.
Гёте, посетив Сикстинскую капеллу писал: «почти невозможно представить, что нечто подобное может создать один человек». О том, как Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу и на самом ли деле он это делал в одиночку мы и поговорим в этой статье.
Задача повышенной сложности
Обновление Сикстинской капеллы являлось одной из главных задач, наряду со всякими церковными и государственными делами, стоявшей перед Римским Папой Юлием II. Роспись находилась в далеко не лучшем состоянии, да и была она достаточно примитивной — обычное, наскоро зарисованное звёздное небо. А тут ещё был ремонт, проведённый итальянским архитектором и художником Донато Браманте, в результате которого на потолке образовалась не слишком приглядная «заплатка».
По словам, художника Джорджо Вазари (1511—1574 гг.) Микеланджело получил этот заказ стараниями его недруга и конкурента Донато Браманте, который решил убедить папу Римского дать ему практически невыполнимую задачу. Всё просто — площадь необходимой Сикстинской капеллы составляла свыше 1100 квадратных метров, нужно было расписывать высоченный потолок в неудобной позе, готовые краски отсутствовали, нужно было их или делать самому или довериться не слишком надёжным помощникам и купцам, готовых взять за такую работу втридорога. Техника живописи была предельно сложной, а Микеланджело практически не имел опыта в написании фресок — он был скульптором, а не живописцем. Сам Папа Римский отнюдь не был терпеливым заказчиком — нужно было использовать капеллу для церковных богослужений, а не ждать, пока Микеланджело доведёт всю работу до идеала. То есть всё было против самого Микеланджело, но благодаря своему запредельному упорству, железной силе воли и недюжинному таланту он с этой работой справился.
Подстава от Микеланджело
Согласно первоначальному замыслу, на фресках должно было быть только 12 апостолов, а всё остальное пространство предполагалось заполнить различными завитушками и украшениями. Но когда Микеланджело начал работу, он понял, что так получиться слишком просто, никак не соответствующе величию Сикстинской капеллы. Микеланджело заявил Папе Римскому: «если делать одних апостолов, то будет бедно». Тот согласился, дал Микеланджело карт-бланш на композицию, разрешил писать всё исходя из своего видения, включая и нижние фрески.
Микеланджело не искал лёгких путей, а намеренно ещё больше усложнил задачу. Попутно успел подложить свинью Донато Браманте, объявив, что леса, которые были выстроены под его руководством, никуда не годятся и их нужно переделывать, а заодно испортить отношения с некоторыми своими коллегами-художниками, соскоблив все их фрески, уже имеющие на стенах и потолке капеллы.
Когда все подготовительные работы были закончены, пришло время непосредственно писать фрески. И вот тут всё было совсем не просто — Микеланджело, конечно, умел рисовать, он обучался у Доменико Гирландайо и даже соперничал с самим Леонардо да Винчи за возможность разрисовать дворец Сеньории, но всё равно опыта в создании фресок ему не хватало.
Потому он и обратился к своим итальянским друзьям-художникам Джулиано Буджардини, Граначчи, Индако Старшему и другим. Те приехали и начали работу, но их фрески совершенно не устраивали Микеланджело. Он сбил их все и начал писать уже самостоятельно без помощников, запёрся в капелле, никого туда не впускал, лишь ненадолго отлучался домой для сна и обеда. Но даже дома никого не хотел видеть, в том числе и своих помощников.
Те были, мягко говоря, в недоумении, если это шутка и причуда гения, то она явно не совсем безобидная — бросить все свои дела, приехать по просьбе товарища, раскрыть все секреты мастерства и в ответ вместо благодарности получить отстранение от работы, то есть, по сути дела, признание в собственной некомпетентности. Впрочем, есть шутка о том, что когда Бог раздавал талант и хороший характер, Микеланджело встал во второй раз в очередь за талантом, напрочь забыв про характер. Он вообще был очень угрюмым и замкнутым человеком, для него существовало лишь искусство, и ради него он был готов и не на такую подлость.
А были ли помощники?
Писал Микеланджело по сырому, то есть каждый день наносил слой штукатурки на той площади, которую планировал расписать. Если задуманный объём осилить не удавалось, то лишнюю штукатурку нужно было удалить. Между написанными за день участками стены и потолка были границы, что в итоге и позволило исследователям выяснить количество дней, которые Микеланджело затратил на роспись и средний объём работы за день.
Возникла ещё одна проблема — фрески стали покрываться плесенью, поскольку известь во Флоренции несколько отличалась по составу от римской. Но тут Микеланджело здорово помог советом художник Якопо л’Индако — он просто порекомендовал в верхнюю штукатурку, служившей основой для росписи добавить больше песка.
Впрочем, без помощников Микеланджело всё же не обошёлся, поскольку средневековая технология росписи предполагала растирание краски, подготовку поверхности — нанесение этого самого верхнего слоя штукатурки и нанесение контура с картонных трафаретов. То есть были очень трудоёмкие работы, не требующие особой квалификации, понятно дело, лучше их всех переложить на кого-либо другого, поскольку ни один человек, сколько бы работящим и талантливым он ни был, не сумел бы уложиться в заданные сроки, если работал один.
Но всё равно масштаб и качество выполненной работы впечатляют. Однако Микеланджело получил за неё довольно скромную оплату, несопоставимую с приложенными усилиями. Он оставил в этой капелле очень много здоровья, даже расписывал потолок, не лёжа на лесах, а стоя, запрокинув голову сверху — находиться в такой позе целый день не пожелаешь и врагу.
Спустя 25 лет Микеланджело вновь писал фреску в Сикстинской капелле, на сей раз «Страшный суд». Его друг и ученик Себастьяно дель Пьомбо упросил папу римского разрешить Микеланджело писать по сухому, то есть без ежедневного накладывания свежей штукатурки, но сам пожилой скульптор заявил, что так пишут лишь женщины и богатые бездельники, такие как дель Пьомбо. Потому и велел всё очистить и перегрунтовать для старой и трудоёмкой сырой техники. Заодно и до конца жизни рассорился с дель Пьомбо.
Однако Микеланджело был умным человеком, он наверняка понимал, что делает работу на века, которая будет впечатлять не одно поколение всех, имевших счастье побывать в Сикстинской капелле. А это и есть высшее предназначение настоящего художника.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.