«Я был Богом, который создал Христа. В 8 раз больше, чем Христос, я уже сделал». Так говорил «бог Кузя» - человек, который за 6 лет прошел путь от блаженного лжебатюшки до лидера секты своего имени и организатора пыточной на дому.
О ранней биографии Андрея Попова известно немного, к тому же эти сведения разнятся в зависимости от источников. Согласно официальным данным, родился Андрей 23 августа 1977 года в городе Долгопрудном. Родители мальчика развелись, когда ему было пять лет, из-за чего он очень переживал, хотя отец продолжал общение с сыном.
Ребенок был слабовидящим и друзей предпочитал заводить среди братьев наших меньших, общаясь с домашним попугаем Кузей, чью кличку впоследствии он будет использовать.
Известно, что воспитывала Андрея бабушка, которая и привила внуку любовь к религии и эзотерике. К 13 годам у него сформировалась мысль о том, что он исключителен и имеет уникальные «энергетические» и духовные сверхспособности.
По версии Попова, богом он осознал себя в 14 лет. Вспомнив свои прошлые жизни от Авраама до цесаревича Алексея, и понял, что в этой жизни он родился Иисусом.
После окончания школы Попов поступил на истфак МГУ, но высшее образование так и не получил. И решил заняться эзотерикой. По версии из другого источника: Андрей закончил школу с золотой медалью, отучился на историческом факультете МГУ им. Ломоносова.
Вскоре Андрей знакомится со Светланой Левашовой более известной в эзотерических кругах как Мзия Соломония и проходит у нее обучение азам оккультизма.
После чего начинает самостоятельно проводить свои занятия эзотерического толка с использованием нетрадиционных духовных практик, включая сексуальные оргии.
Заканчился этот период в жизни начинающего «гуру» провальной попыткой создать эзотерическую школу, в учение которой так и не удалось обратить достаточное количество последователей.
Тогда Андрей принимает решение начать религиозную деятельность, купив документы об окончании духовной семинарии, поступив на службу в качестве священника в храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Новый иерей буквально очаровал большую часть прихожан, и когда в 2007 году настоятель прихода выгнал Андрея Попова как самозванца, часть прихожан последовала за ним. В этот период жизни Попов называл себя «епископом Романом».
- Об Андрее Попове я впервые услышала в 2007 году, - вспоминает одна из прихожан церкви - Знакомая рассказала, что в храме Вознесения Господня на Гороховом поле служит молодой батюшка, очень внимательный, прозорливый. Пришла. Попов был в рясе. Я впервые услышала его проповедь. Он не читал по бумажке. Простым языком произносил такие проникновенные вещи, что мы, женщины, плакали! Слепой и смиренный. Его с одной стороны жалели, с другой – восхищались, какой же он умница. Многие прихожане со временем стали ходить именно на его проповеди. А в сентябре 2007 года он из храма исчез. Настоятель отец Василий объяснил, что у отца Романа «кое-что не в порядке с документами». Но что именно – не сказал.
Так же вплоть до 2009 года он продолжает выступать с лекциями в Почвенном институте им. В.В. Докучаева. Студенты слушали, записывали мудрые мысли «епископа», задавали вопросы. Тематика лекций была неопределенно православной – что-то про божественное, про грехи, покаяние. Во время чтения лекции Попов настаивал на переселении душ, но почвенники, видимо, не настолько были сильны в богословии, чтобы заметить откровенную ересь.
В начале своей деятельности Попов представлял себя последователям своего учения мучеником, пострадавшим от Русской Православной Церкви. Первоначально, по его словам,он был тайно рукоположенным митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым), а затем лицом, подвергнутым гонениям после смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, тайным духовником которого он, якобы, являлся. Согласно словам Андрея Попова, в 2009 году он якобы должен был стать православным Патриархом.
Его последователей величали «кондратами», по названию улицы, где они собирались — Большой Кондратьевский переулок. Собрания регулярно проходили В квартире Попова, там же проживали и несколько его соратниц, которых он называл своими «женами».
Официальной же супругой лидера секты была уроженка Красноярска и выпускница экономического факультета Жанна Фролушкина, которая была старше мужа на 15 лет.
Сначала на собрания секты собиралось три десятка прихожан из той же церкви, где он ранее работал. Но вскоре последователей культа было уже в разы больше, а стоимость участия росла.Попов все чаще стал именовать себя «богом Кузей» — в честь любимого попугая.
Также Попов придумал строгую иерархическую цепочку внутри организации, поделив всех людей на шесть кругов. Помимо ближнего круга, в который в основном входили «жены» лидера секты, у него была «любовница» или главная помощница, далее шли остальные жрицы гарема, «воскресники» — курирующие организационные вопросы, а затем «субботники» — которые делали секте кассу.
В самые дальние круги входили люди, которые не знали о божественной сущности Кузи, и те, кто отверг «бога» с Кондратьевского переулка. Правила секты запрещали любые контакты с людьми, которые не признавали авторитета Кузи. Особенно это касалось родственников.
Сектанты безропотно бросали семьи, и своих маленьких детей, потому что Кузя говорил, что все близкие — демоны.
Попов на своих службах говорил изначально цитируя Библию. НО потом начал вкраплять свои идеи. Например, что аборты разрешены, поскольку убитый в утробе ребенок в прошлой жизни сам был убийцей. Многим женщинам эти идеи грели душу.
Попов также вмешивался в личную жизнь своих прихожан, на общих сходках, называемых «выдрами», устраивал публичные разборы их семейных и финансовых дел, давал рекомендации разводиться, сдавать детей в детские дома и отказываться от родителей. За ослушание сектанты подвергались наказанию.
В поле зрения Русской православной церкви Попов снова попал после того, как вместе с последователями начал появляться на православных выставках. Его послушники продавали там литературу, монастырскую атрибутику, предлагали посетителям заказать молебен в несуществующем храме и здесь же собирали пожертвования на его строительство.
В одной из типографий было издано Поповым отредактированное им Евангелие, некие «Основы Новейшего Завета» и еще некоторые его фантазийные произведения.
На православных ярмарках помимо продажи книг, сектанты вербовали новых адептов.
– Людей уверяли, что за них будет молиться некий святой старец, - рассказывает Ольга Францева бывшая последовательница секты. - Для участия в выставках требуется письменное благословение от храма, его легко получали от каких-нибудь сельских батюшек, мол, мы от вашего имени соберем пожертвования и вам часть перечислим. Батюшки получали всего 5-10 тысяч рублей. Попов — 1,5-2 млн. в неделю. Адептам тоже платили за работу.
— Однако наличных денег нам разрешалось иметь не больше 50 тысяч, - продолжает Францева.- Тратить их нельзя, еду, одежду - все надо воровать, уповая на бога. Если не воруешь – тебя накажут физически.
Попов выходил в облачении православного священника ровно до тех пор, пока в РПЦ официально не сделали заявление, что Андрей не является «владыкой и отношение к церкви не имеет. После этого в 2013 году Попов велел именовать его исключительно «богом Кузей».
Он был весьма неплохим оратором и психологом, умел произвести впечатление, представлялся этаким слепым провидцем,плюс владел навыками гипноза. Своих последователей лидер культа вводил в транс, и в этом состоянии закладывал в их головы нужные мысли.
Последователи секты подверглись жесточайшей физической и психологической эксплуатации, которая под прикрытием некоего сплава из различных верований оккультного и псевдохристианского характера, осуществлялась Поповым во имя жажды власти и денег. В частности адепты, должны были просить разрешения позвонить другу или родственнику, не входящему в группу. О каждом часе дня, каждой минуте они обязаны были отчитываться - где были, с какой целью и с кем.
Принимать пищу можно было только один раз в день. К медицинской помощи в организации прибегать было категорически запрещено. А зачем? Ведь бог Кузя способен исцелить любую хворь.
При этом все адепты хронически недосыпали, находясь в постоянных разъездах. Они работали на сборе средств для секты по 15-20 часов в сутки, курсирую между выставками. В свое время Попов сказал прямо и откровенно: «Вы все мои рабы, я вас всех купил!».
Попов был жутким чревоугодником, помимо того, что адепты оплачивали все его квартиры, они же оплачивали и его разнообразнейший богатый стол:всяческие деликатесы, икра, рыба, соки. Так же приобретали и содержали редких, экзотических животных, внесенных в «Красную книгу», которых он размещал в специальных вольерах и аквариумах в своих квартирах.
Попов хотел чтобы в его гареме было 2000 жен, которые бы его ублажали. Также планировал он «купить пост мэра» в Туле.
Находясь в группе Попова, ты должен был сообщать о любых мыслях, которые пришли тебе в голову и ничего не утаивать от «гуру» и его сподвижников. Ведь только «бог» вправе принять правильное решение и наказать за плохие мысли, а «бог» здесь - это Андрей Попов.
С июля 2012 года постоянному насилию подвергалась одна из приближенных к богу Кузе женщин, находившаяся в группе около 5 лет. Сам Попов бил ее ремнем, его «жены» так же принимали в этом участие.
Женщина решилась написать заявление об избиении в прокуратуру. Оперативники, нагрянувшие с обыском в квартиру лидера секты.
В сентябре 2013 года Управление внутренних дел по Центральному округу города Москвы приняло решение о возбуждении дела в отношении Попова в соответствии со статьей 116 УК РФ (побои).
В мае 2014 года стало известно об обыске в одной из московских квартир Бога Кузи. Правоохранительными органами было обнаружено 150 тысяч долларов США и 200 миллионов рублей. Там же было найдено большое количество редких видов животных и рептилий. После изъятия животные были переданы в Московский зоопарк.
Таганский суд Москвы принял решение об аресте Андрея Попова, называющего себя «богом Кузей», по подозрению в мошенничестве. Об аресте Попова ходатайствовало следствие.
Защита подозреваемого настаивала на его освобождении. По словам адвокатов Попова, мужчина не может самостоятельно передвигаться и является инвалидом по зрению.
Попов получил пять лет лишения свободы в колонии общего режима, его соратницы также получили тюремные сроки.
Многим адептам культа бога Кузи до сих пор страшно вернуться обратно в Большой мир, социализироваться вновь. У них развилась в высочайшей степени социофобия - боязнь социума, общества, внешнего мира.