Солнце, лето, крупный песок берегов Оки. И я, счастливый, бегу к реке, услышав вдалеке знакомый приглушенный звук двигателя теплохода «Луч». Недавно, отыскав старую фотографию, я решил восстановить историю всех этих теплоходов в районе Серпухова от Коломны до Калуги. Самый поздний из них работал на Оке до 2017 года!
В 1980-ые годы эксплуатация первых глиссирующих быстроходных теплоходов «Заря» на многих реках была запрещена, и они начали сниматься с линий. Одной из причин замены была сильная волна, которую создавал при движении теплоход «Заря» —это служило причиной гибели мальков и разрушения берегов. Их сменили два последующих поколения — теплоходы «Зарница» и «Луч» на воздушной подушке со скегами по бортам. В "подушку" воздух подавался с помощью вентилятора.
«Зарница» — белый кораблик моего детства
В детстве я собирал макеты этих теплоходов, делая корпус из пенопласта и кабину из картона. И пускал на веревочке по Оке. Очень хорошо помню «Зарницу» – с большим количеством окон, и дверью, посередине кабины!
Катера «Зарница» оснащались турбированными дизельными двигателями 3Д6Н/3Д12 мощностью 235-300 л.с., то есть, втрое более слабым, чем на теплоходах «Заря». Они двигалась медленней, чем «Заря», а также обладали другим профилем днища – поэтому, волна от них была не такая сильная.
Теплоход «Зарница-13» был приписан к порту Серпухов и был задействован на экскурсионных линиях, до Поленово, Тарусы, Велегожа. Иногда привлекался как служебно-разъездное судно.
В 1990-ые годы теплоход был переведён в порт Дзержинска, где и был списан в 2002 году.
«Луч» на Оке в 1980-ые годы
Кроме «Зарниц» я очень хорошо помню, конечно, самые поздние серии этих теплоходов — «Лучи». Они оснащались более мощными двигателями в 520 л.с. марки 12ЧН15/18 (3КД12Н).
«Луч-3» был получен в сентябре 1985 года, а весной 1986 первым встал на линию в районе Серпухова. Теплоход запечатлён на фото в начале статьи, там он с красным дном и рисунком красного флага в районе моторного отделения! Он прослужил на Оке до 2017 года, о почти детективном расследовании его судьбы в новейшее время — в самом конце статьи!
Упомяну ещё и «Луч-1» — первый из выпущенных на Астраханском судостроительном заводе в 1983 году. Затем, он был переименован в номер 10, из-за чего порой возникает путаница:
Однако в Серпуховском порту трудился другой «Луч-10». Он был построен первым на Московском Судостроительном заводе в 1987 году. На этой фотографии он запечатлён на испытаниях в Нагатинском затоне:
Теплоход был оснащён польским двигателем и характерной высокой выхлопной трубой над крышей машинного отделения.
После 1993 года он был первым продан из порта Серпухов компании "Норильский Никель". Теплоход ходил по Норило-Пясинской водной системе полуострова Таймыр, включающей в себя озёра Пясино, Лама, Мелкое, Глубокое и реки Норильская, Пясино, Талая, Лама.
UPD. Осень 2023 года. По сообщению читателя к 2023 году "Луч-10" и два "Луча-2" были списаны. В работе остаётся лишь теплоход "Заря":
Они исчезали один за другим...
С 1990-х пассажирское судоходство верхней Оке становится нерегулярным, в том числе из-за сильного обмеления Оки. Обслуживание силового агрегата, растущие цены на топливо — после развала СССР эксплуатировать эти суда становилось всё трудней.
«Луч-4». В позднее время был выкрашен в желтый цвет.
Около 2009 года был выкуплен. Весной 2013 года частично затонул, затем поднят из воды и доживал свой век на берегу затона в Серпухове... К апрелю 2021 был вывезен в неизвестном направлении...
Также к порту Серпухов были причислены «Луч-5» и «Луч-7».
В 2002 году «Луч-5» был передан в порт Ярославля, а «Луч-7» — выкуплен предпринимателем из Нижнего Новгорода.
«Луч-3» в 2000-ые годы. Последний из могикан
Номер 3-ий — последний, остававшийся на плаву в среднем течении Оки.
В начале 2000-х годов судно выкуплено московским "ООО", после чего передается ГУП "Автовокзалу Калуга" и с 2002 года начинается его последняя регулярная эксплуатация на Оке.
Здесь он уже выкрашен в цвета российского флага:
В 1997 году в Калуге появляется еще один теплоход – «Луч-24»:
Примерно в 2013-2014 на него упала стрела крана на причале Калужского турбинного завода, где он отстаивался на берегу, корпус пришел в негодность, после этого теплоход был списан.
В 2009—2011 годах калужские речники открывали навигацию по маршруту Калуга-Алексин. В 2012-2013 годах маршрут Калуга-Алексин теплохода «Луч» сокращен до пристани Дугна.
Здесь на борту «Луч-3» видна надпись порта его приписки Калуга:
В 2014 году теплоход на маршрут уже не вышел, ожидая решение своей судьбы на берегу...
После 2016 года судно вновь попадает в Москву, затем предпринимателю базы отдыха "Ольгинка. Вот последняя фотография, запечатлевшая его на Оке - 30.07.2017 года у "Ольгинки":
Я надеялся, что хотя бы этот теплоход сохранился. К сожалению, и его на Оке уже нет!
Весной 2018 года он был выкуплен частным предпринимателем и увезён в Новороссийск. В январе 2021 года корпус теплохода выставлен на продажу...
Здесь можно прочитать об уникальном пластиковом судне и о первой, самой насыщенной странице жизни быстроходных глиссирующих теплоходов на Оке в 1970-ые годы:
Очень жаль, что эти теплоходы исчезли с наших рек. О важности водного сообщения по Оке местные жители вспоминают до сих пор. Да, белый кораблик моего детства уплыл навсегда. Но как же хочется вернуться снова туда, где быстрый «Луч» скользит по воде, а я счастливый на волнах, и все ещё живы...