Найти тему

Первый отечественный подводный ракетоносец - рассказываем об уникальной подлодке Шильдера

185 лет назад, в 1838 году, состоялся первый в истории Российской Империи пуск ракет из подводного положения с борта первой отечественной цельнометаллической подводной лодки, построенной в 1834 году по проекту генерал-адъютанта Карла Шильдера на Александровском литейном заводе (в настоящее время - Пролетарский завод, входит в ОСК).

Модель подлодки из музея Пролетарского завода (входит в ОСК)
Модель подлодки из музея Пролетарского завода (входит в ОСК)

Подводная лодка Шильдера представляла собой конструкцию обтекаемой формы, в длину 6, ширину 2,25, а в высоту - 1,85 метра. Над корпусом лодки выступали две башни, которые сверху закрывались металлическим крышками с прижимными болтами, герметичность обеспечивали прокладки из вулканизированной резины. Между этими башнями, которые служили входом в лодку, имелся люк для погрузки твердого балласта, в роли которого использовались свинцовые отливки.

Для погружения субмарины на заданную глубину в проекте предусматривался резервуар в трюме, заполняемый водой через два крана. При всплытии лодки вода должна была откачиваться ручными насосами. Для регулирования глубины погружения служили якоря-гири, отлитые из чугуна в форме сахарных голов. В движение лодка приводилась четырьмя гребками, которые, в свою очередь, приводились в движение с помощью мускульной силы. Для обзора морской поверхности в задней башне лодки находилась оптическая труба, прообраз перископа.

Подводная лодка Карла Шильдера
Подводная лодка Карла Шильдера

Вооружение подлодки состояло из мины и шести пороховых ракет. Мина, представлявшая собой сосуд с 16 килограммами пороха, крепилась к гарпунному наконечнику, которым пробивался корабль противника, а после отхода она оставалась внутри пробитого корабля и взрывалась.

К сожалению, до наших дней подлодку сохранить не удалось. Карл Шильдер после окончания экспериментов разобрал её и продал в виде металлолома. Но увидеть, как выглядела лодка, можно - в музее Пролетарского завода сохранилась её модель, которая наглядно показывает, какой была уникальная субмарина.

#USC #Судостроение #Флот #СтроимФлотСильнойСтраны #ПролетарскийЗавод

Не забывайте подписываться на наш Телеграм-канал, чтобы следить за событиями судостроительной отрасли в режиме онлайн.