Найти тему
1520. Все о путешествиях

Самая длинная узкоколейка РФ с ночными плацкартами. 87 фото с поездки по Алапаевской ЖД, что на Урале

Самая длинная узкоколейка в России находится в Свердловской области. Ее маршрут пролегает из Алапаевска на северо-восток, в лесную глушь. Дорога, которую строили еще «при царе» функционирует по сей день: здесь сохранились как грузовые, так и пассажирские перевозки. Причем пассажирский поезд – ночной и с плацкартными вагонами. Такая экзотика есть только тут.

Пассажирский вагон и вагон-лесовоз на станции Санкино Алапаевской узкоколейной железной дороги
Пассажирский вагон и вагон-лесовоз на станции Санкино Алапаевской узкоколейной железной дороги

Недавно я побывал на этой железной дороге. Сейчас покажу вам ее красивые мосты, необычные вагоны и достопримечательности для туристов. Но сперва немного истории.

174 км – самая длинная узкоколейка России

Алапаевскую узкоколейную железную дорогу (АУЖД) строили в конце 19 века для подвоза сырья на местные заводы. Ширина колеи составляет 750 мм. К расцвету дороги, который пришелся на 1970-е годы, длина линии с ответвлениями достигала 600 км. Сейчас осталось «всего» 147 км по главному ходу и 27 км в сторону. В общей сложности – 174 км. Это в три с половиной раза меньше, чем было 50 лет назад, но все равно такая протяженность пути позволяет оставаться Алапаевской дороге самой длинной узкоколейкой в России.

Из заводов сейчас остались только фанерный комбинат в Верхней Синячихе и деревообрабатывающая фабрика в Алапаевске. Сюда и возят лес поезда.

Тепловоз ТУ-8 на фоне вагонов-лесовозов на станции Санкино АУЖД
Тепловоз ТУ-8 на фоне вагонов-лесовозов на станции Санкино АУЖД

Но есть у этой железной дороги еще одно очень важное предназначение. Она связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты, в том числе такие, куда нет автомобильных дорог. До самой дальней станции – Калача – из Алапаевска нужно ехать на двух ночных поездах с пересадкой. Скорость у здешних поездов небольшая. Путь не позволяет разогнаться быстрее 30-40 км/ч, так что на преодоление 147 км уходит больше семи часов.

Вид АУЖД в районе поселка и станции Ельничная
Вид АУЖД в районе поселка и станции Ельничная

Живут в деревне рядом с конечной станцией Калач десять человек, но отменить поезд и разобрать узкоколейку означило бы оставить их без какого-либо сообщения с цивилизацией. А значит – и без врачей, и без продуктов. На промежуточных станциях, кстати, есть куда более крупные населенные пункты. Так что пассажиропоток у поездов пусть и небольшой, но стабильный.

Отправление поезда со станции Ельничная АУЖД
Отправление поезда со станции Ельничная АУЖД

А еще у многих местных жителей есть мотодрезины (они же «пионерки» или «бешеные табуретки»). На таких «пионерках» можно поехать в город, в лес за грибами, на охоту или искать металлолом. Те, кто поумнее, используют «пионерки» для покатушек туристов. Все же Алапаевская железная дорога знаменита на всю страну и притягивает сюда любителей железных дорог.

Расписание поездов

Еще в 2004 году схема железной дороги выглядела так.

Схема Алапаевской узкоколейной железной дороги. Источник: сайт о железной дороге Сергея Болашенко
Схема Алапаевской узкоколейной железной дороги. Источник: сайт о железной дороге Сергея Болашенко

Сейчас остался только главный ход от Алапаевска до Калача. Единственное сохранившееся ответвление – на Берёзовку. Впрочем, поезда туда пока не ходят – там меняют путь.

Ночной поезд ходит от Алапаевска до Санкино. Он согласован с поездом Санкино – Калач. По субботам есть дневной «туристический» поезд из Алапаевска в Синячиху. По дням недели также назначаются поезда из Строкинки до Синячихи.

Актуальное на осень 2020 года расписание движения поездов Алапаевской узкоколейной железной дороги. Впрочем, оно не менялось с 2017 года:

Расписание поездов Алапаевск – Санкино – Калач Алапаевской узкоколейной железной дороги
Расписание поездов Алапаевск – Санкино – Калач Алапаевской узкоколейной железной дороги

Как выглядит железная дорога сегодня

Железная дорога, хоть и идет по большей части через лес и болота, весьма живописна. Сейчас я покажу некоторые наиболее интересные объекты АУЖД – станции, мосты и просто красивые виды.

Я посещал Алапаевскую узкоколейку в составе тура, ежегодно организуемого компанией «Поезд напрокат». Самостоятельно осмотреть дорогу тоже можно, но гораздо сложнее. Во-первых, по всему пути можно проехать только на ночном поезде. Дневные поезда есть лишь на некоторых участках. Во-вторых, организаторы тура договариваются с железной дорогой об остановках в самых интересных местах за пределами станций. Во время самостоятельной поездки вы вряд ли сможете уговорить машиниста «притормозить, чтобы сфоткать поезд на мосту».

Узкоколейная железная дорога, как следует из ее названия, начинается в Алапаевске, куда можно приехать из Екатеринбурга на пригородном поезде по широкой колее или на автобусе. В Алапаевске есть депо, вокзал и музей АУЖД.

Здания вокзалов с залами ожидания и кассами есть далеко не на каждой станции. Самая красивая постройка – в Синячихе. Именно здесь располагался знаменитый Верхне-Синячинский завод по производству железной руды, на снабжение которого и работали узкоколейные поезда. Сейчас от завода ничего не осталось.

Зато местные музейщики восстановили облик дореволюционной станции. Туристам здесь можно не только побродить по зданию вокзала, но и прокатиться на дрезине. А еще тут есть полноценный железнодорожный переезд. Само собой, нерегулируемый.

Следующая станция, которая заслуживает нашего внимания, – Угольная. Она примечательна тем, что здесь сохранился и работает настоящий вокзал – с кассой и залом ожидания. Ну и вообще, это красивая ухоженная станция. Находится она, кстати, территориально, в черте Верхней Синячихи, так что на перегоне от Угольной до Синячихи поезд становится фактически городским транспортом. Как говорят проводники, тут есть даже свои малолетние зацеперы.

Сразу за Угольной – путепровод, где узкоколейка проходит над железной дорогой широкой колеи. Здесь же можно попрощаться с мобильной связью. Дальше если что-то и будет ловить, то только уральский оператор «Мотив», да и то далеко не везде.

Следующая остановка – станция Ельничная. Тоже довольно крупная по местным меркам станция. Здесь, как и на Угольной, есть вокзал с залом ожидания и кассой, а также депо. Возле станции установлен таксофон и даже есть wi-fi от Ростелекома, правда, чтобы авторизоваться в нем, нужно получить СМС, а связь уже не ловит.

Следующая остановка – станция Строкинка. Раньше тут была большая деревня, разделенная на два берега рекой Строкой. Но сейчас мост развалился, и все, кто остался, живут на одном берегу.

Едем дальше и приезжаем в одно из самых живописных мест Алапаевской УЖД. К мосту через реку Кыртомка. Название реки вы, вероятно, не слышали. А вот про схиигумена Сергия Романова, который рассорился с РПЦ, недавно говорили «из каждого утюга». Так вот, Сергий обитает именно в здешних краях, и один из монастырей, который он восстанавливал – Кыртомский, он находится тут неподалеку. А сразу за мостом – станция Муратково и одноименная деревня.

Следующая остановка – станция Санкино. Здесь расположено третье депо. И именно до Санкино ходит ночной поезд №1/2 с плацкартными вагонами из Алапаевска. Поселок Санкино – достаточно крупный по местным меркам. Когда-то число жителей тут измерялось тысячами, сейчас – больше сотни. Есть даже школа.

Те, кому нужно дальше, пересаживаются на другой поезд №3/4 сообщением Санкино – Калач. Он согласован с первым и состоит лишь из одного вагона. Но дальше – совсем глушь, и людей почти нет. Сразу за станцией – мост через мощную реку Туру, ту самую, что течет через Тюмень. О силе потока можно судить по деревьям, оставленных течением на быках моста.

Следующий мост – через Санкину речку, местами весьма заболоченную.

Следующая остановка – конечная, Калач. Чтобы прочитать этот текст и посмотреть все фотографии вам потребовалось минут пять. Чтобы добраться из Алапаевска до Калача, нужно почти восемь часов. Калач – весьма любопытная деревня. Здесь живут с десяток человек, но есть и станция с поездом, и магазин, и таксофон, и даже свой дизель-генератор, который дает электричество на несколько часов по вечерам.

Дома тут старинные и добротные, построенные еще явно по дореволюционным стандартам. Есть крытые дворы и срубы, доходящие прямо до крыши.

Вот такая она, Алапаевская узкоколейная железная дорога. Одна из самых самобытных в России. А здесь можно увидеть фото плацкартных вагонов изнутри.