Закреплено автором
Алалия Дизартрия Логопед Нуриева
Как лучше задать вопрос логопеду - автору канала. Мой ребёнок только скачет и ничего не повторяет. Что делать?
1,7K · 10 месяцев назад
Алалия Дизартрия Логопед Нуриева
Сводная таблица по лексике, характерной для общего недоразвития речи 1,2,3,4 уровня
1,1K · 3 месяца назад
Алалия Дизартрия Логопед Нуриева
Что делать, если совсем не идёт понимание речи при сенсомоторной алалии
440 · 5 дней назад
Статьи
299 прочтений · 9 часов назад
Как нас слышат дети с алалией?
Одной из самых стойких проблем на выходе из алалии часто оказывается нарушение фонематического восприятия. Уже и лексику неплохую накопил ребёнок, и грамматика почти не внушает опасений, а вот с недостатками фонематического слуха никак не удаётся справиться. Вот, для примера, зарисовка одной мамы. Короткий диалог с сыном показал ей, что не всё ещё ладно у него с восприятием речи на слух. Дальше её прямая речь. 🟣 Мы всё с фонемами воюем. И смех, и грех. Вчера объясняла, что мама и папа - это родители...
73 прочтения · 2 дня назад
Бери и занимайся. Подготовка к школе. Учимся задавать вопросы к одушевленным и неодушевлённым существительным. 1-фото - обычно к 6-7 годам дети уже умеют правильно задавать вопросы кто? что? Сложнее справляться с ними в предложениях т. к. падежные формы сложнее узнать. Начинаем с В. п. Вопрос что? к неодушевлённым существительным не меняется, его легко узнать, а идущий с ним в паре вопрос кого? легче воспринимается на фоне неизменного что? 2-е фото - тут уже сложнее найти все одушевленные и неодушевлённые существительные, т. к. они стоят в разных падежах. Помогаем, если ребёнок испытывает затруднения, мы сами ставим слово в И. падеж. Обычно в начальной форме детям удаётся правильно задать вопросы кто? что? 3-4 фото - первичные упражнения с этими вопросами удобно проводить по карточкам Коняхиной, они есть в интернете в свободном доступе. Картинки там яркие и понятные.
94 прочтения · 4 дня назад
Речевая логика. Задание выходного дня для любителей подумать. Опять девочка Лиза нашла странное место, на этот раз - это супермаркет. Ищем ошибки и обсуждаем. Не забываем о причинно-следственных союзах, хотя бы пару раз спросите у ребёнка "почему?" и "зачем?". Хорошо, что на прилавке сидят курицы, которые несут яйца, а то у меня недавно несколько учеников, после диалога о крокодилах, задумались, чьи же яйца лежат у нас в холодильнике. Прямой вопрос: "Кто несёт яйца?" - не вызвал затруднений, все помнят, что курица. Но вот добавили информацию о змеях и черепахах, понадобилось уточнение о том, что в магазинах у нас продаются именно куриные (еще перепелиные) яйца, а не змеиные и черепашьи. Рассматривайте нелепицы и веселитесь!
98 прочтений · 4 дня назад
На границе уровней 3-4 начинаем разбирать с детьми социальные и семейные связи. На уроках я включаю задания на изучение профессий и разбор сюжетных картинок на семейные темы. В выходные дни отлично подойдёт очередная картинка, где члены команды теплохода прибывают в разные города. У каждого из них есть имя, а у питомцев свои клички. Договариваемся перед разглядыванием сюжета, что каждый из играющих (например, мама, папа и ребёнок) находит по 3 героя и кратко говорит о том, что он делает или какая у него профессия. Выигрывает тот, кто быстрее найдёт "своих" персонажей. Можно не устраивать соревнование, а просто рассматривать картинку и находить героев одного за другим. Играйте так, как нравится ребёнку. Главное - донести до него, что все люди заняты разными делами. Потом попробовать во время вашей прогулки найти хотя бы одного человека, который делает то же самое, что и любой персонаж. Например, встретили девочку, которая, как и Маша на палубе, что-то ищет в своём телефоне. Или дети бегают друг за другом, как и Паша с Филей. Помним, что лексика набирается при активном взаимодействии с окружающими людьми и на волне личных интересов ребёнка. Социальные навыки тоже формируются, если помогать детям разбираться с примерами взаимоотношений людей. Картинку лучше вывести на экран компьютера, так будет лучше видно все детали.
440 прочтений · 5 дней назад
Что делать, если совсем не идёт понимание речи при сенсомоторной алалии
Редко, но встречаются случаи, когда организовать предметное понимание речи у ребёнка с сенсомоторной алалией не удаётся. Усилия прилагаются в течение 1,5-2 лет, достигнутый максимум - узкоситуативная реакция на речь. В причины погружаться не буду, но уточню, что диагноз СМА в таких случаях не совсем правомерен, он может прозвучать, чтобы обозначить плоскость речевых проблем: нет произвольной артикуляции (а чаще и спонтанная выражена 1-2 гласными) и полностью отсутствует понимание речи. Словами...
102 прочтения · 6 дней назад
Бери и занимайся. Задание для детей 3-4 уровня развития речи. Подобные диалоги в дальнейшем, с детьми 7-8 лет, использую как основу для написания первых изложений с вопросным планом. Поэтому рекомендую не выбрасывать эти пособия, это не "проходной" материал. Он используется не менее трёх раз: 🔸первый - знакомство с животным, умение отвечать на вопросы; 🔸второй - отработка навыков чтения; 🔸третий - работа над изложением с вопросным планом. 🦫 Итак, "Бобр" или бобёр, можно называть, как привычнее. При описании среды обитания сделала акцент на России, чтобы лишний раз проговорить с ребёнком название нашей страны. Кто живёт в других странах, уточните, обитают ли у вас бобры. Расширяем словарь прилагательных. Обсуждаем, почему бобр умный и умелый. 🔹Умный - тот, кто может что-то придумать интересное. Бобры придумали, как делать запруды на реках. Интересуюсь у ребёнка, что он придумывает. Конечно же, много всего разного, значит, он очень умный! 🔹Умелый - тот, кто умеет что-либо хорошо делать. Бобры строят хатки (домики). Каждый в семье ребёнка умеет что-то отлично делать, значит все члены семьи умелые.
104 прочтения · 7 дней назад
Собрала для вас небольшую галерею моих маленьких учеников, которые наслаждаются летним отдыхом. 🔹Дениска собирает для мамы букет из одуванчиков. 🔸Таечка так зажигательно танцует среди своих родных, день рождения крестного празднуют. 🔹Клим приехал в город на Неве и гуляет по набережным. 🔸Лаврик, как обычно, находит удивительные места для своих путешествий. В этот раз был в парке "Кудыкина гора" между Воронежем и Тулой. Не зря поётся, что "лето - это маленькая жизнь!"
133 прочтения · 1 неделю назад
Подготовка к школе. После 6 лет, примерно за год до школы, по специальной таблице проверяю скорость чтения у своих учеников. Слова все из трёх букв, статистика накопилась по скорости чтения конкретно этого набора слов достаточная. Если ребёнок смог прочитать 12-18 сл/мин, то через год, когда придёт пора идти в 1 класс, техника чтения будет соответствовать уровню подготовленного к школе ребёнка. Читать он будет примерно 26-30 слов в минуту. Этого вполне достаточно, чтобы успешно справляться с программой 1 класса. Проверила скорость чтения у Мирона и Лаврика. Им обоим 6 лет, оба по диагнозам: выход из моторной алалии + дизартрия. Обоим мальчикам чрезвычайно сложно даётся дифференциация близких по звучанию фонем, с трудом идёт автоматизация звуков. Скорость чтения оказалась абсолютно одинаковой: 12 сл/мин. Вообще они меня удивляют тем, что имея довольно большие различия в становлении речевых навыков (Мирон вышел из алалии на 1,5 г. раньше, чем Лаврик), развитие письменной речи у них протекает очень похоже. Все-таки общие диагнозы имеют значение. Привожу фото таблички, по которой удобно отслеживать улучшение качества навыка чтения.
95 прочтений · 1 неделю назад
Бери и занимайся. Задание для устойчивого 3-го уровня развития речи. 🔹1-е фото и видео - рассказ "Гадюки". Ключевые моменты для обсуждения, которые точно запоминаются: - опасные, потому что ядовитые. Яд попадает в ранку через зубы, поэтому не подходить к змее, чтобы не укусила; - бывают чёрные (см. видео) и с зигзагообразным узором на спине. Тут я с детьми рисую три линии и напоминаю их название: прямая, кривая, ломаная-зигзаг; - гадюки средней полосы живут в лесу и на болоте, лучше ходить туда в сапогах; - обязательно проговариваем, что гадюка не травоядная, она ловит добычу. У детей эта информация вызывает удивление, т. к. хищники для них - это волки, тигры, львы. В интернете есть информация, что гадюки охотятся только на теплокровных животных, т. к. реагируют на тепло жертвы. Это не так, змеи реагируют и на движение добычи, прекрасно ловят лягушек. Своими глазами видела на болоте, как гадюка обедала лягушкой. Неприятно, но факт. 🔹2-е фото задание на грамматику. Согласование порядковых числительных и прилагательных с существительными в Пр. падеже. Животные сели на поезд и едут на ферму, у каждого свой вагон. 🔹3-4 фото - согласование количественных числительных с сущ-ыми в Тв.п. Медведь гуляет - с двумя медвежатами - с тремя медвежатами - с четырьмя... - с пятью... - с шестью... - с семью... - с восьмью (равнозначно восемью)... - с девятью... - с десятью... Добавляю эмоциональный фон через рассказ о том, что медведь - воспитатель в лесном детском саду. Сначала на рисунке два медвежонка, а потом в садик постепенно приходят другие медвежата. Около медведя дорисовываю (может рисовать ребёнок) медвежат. У меня картинка ламинированная, поэтому фломастер потом смываю спиртом, можно вкладывать карточку в прозрачный файлик. Если дома много игрушечных медведей (зайцев, лисиц), то вообще замечательно! Ещё добавлю для любознательных: когда ударение в слове "вóсемью" ставится на первый слог, то это уже наречие, а не числительное! (Ох уж эти ударения, даже часть речи меняют.) Например, вóсемью пять будет сорок.
113 прочтений · 1 неделю назад
Речевая логика. Задание выходного дня для самых внимательных. Для тех, кто заметит странную речку в виде цистерны с водой и лыжника на зелёной траве, катер на дороге и джентльмена, забывшего надеть брюки. Рассматривайте, веселитесь, обсуждайте!
235 прочтений · 1 неделю назад
Люблю звуковую "доводку" ребёнка с алалией
Самый спокойный по эмоциям и по энергозатратам этап работы с алаликами - это введение артикуляторно сложных фонем в речь, так называемая автоматизация звуков. Уже понимаешь, что абсолютно всё получилось: ребёнок хорошо говорит, словарь и грамматика на границе с нормой, трудности с общением позади. Нужно только "подчистить хвостики", которые всегда остаются на выходе из алалии. Чаще всего "хвостики" видны в фонетической структуре речи, грамматика и лексика тоже имеют свои особенности, но они менее заметны для непосвященных в проблему слушателей...
69 прочтений · 1 неделю назад
А как сейчас обстоят дела с рукодельными игрушками в г. Мышкин?
В городе Мышкин всего 5 тысяч жителей. Каждый кому-то если не брат, так сват. Испокон веку умели в этом городе валять валенки. Да и сейчас каких их тут только нет! Придумали взрослые, как увлечь детей старинным ремеслом. Чтобы интересно им было, отдали ребятам целый зал в местном музее под войлочные фантазии. Первыми в зале игрушечных валеных фантазий нас встречает Семья Барашкиных. В уютном деревенском доме живут и муж с женой, и дедка с бабкой, и внучата их рядышком бегают. По небу плывут облака-барашки, курочка из войлока на гнезде сидит...
Ролики
Видео