Найти в Дзене
Завершаю серию постов про "Отцов и детей" Несколько коротких заметок о том, что бросилось в глаза Одинцова, знакомясь с Аркадием, спрашивает, не сын ли он Николая Петровича: "Я видела вашего батюшку два раза и много слышала о нем, — продолжала она, — я очень рада с вами познакомиться". Мне кажется, это важная характеристика любимого героя Тургенева. Кирсанов хоть и не самый хороший хозяин, слишком мягкотел, но слава о нем идет добрая в округе, приличное имя (плюсы НП). Двойниками и антиподами становятся не только Базаров и Одинцова, Базаров и Павел Петрович, но и Павел Петрович и Одинцова. Они - достаточно молоды (45 и 28 лет), но оба чувствуют себя старыми, не имеют цели в жизни, хотя умны и остры на язык. Павел Петрович после дуэли похож на мертвеца, Тургенев еще жестче говорит: "Да он и был мертвец". Одинцова про себя: "Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти". У обоих есть принципы, которым они следуют (про блюсти аристократа ПП мы помним, а вот Одинцова говорит Базарову: «С вашей точки зрения, вы правы — и, может быть, в этом случае, я — барыня; но в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет», — то есть она понимает, что заведенный ею распорядок просто дань традициям, а не наполненный глубиной смысл жизни, но продолжает делать по-своему). Николай Петрович нанял вольных работников, ушел от барщины (это инновации, современный способ ведения хозяйства), а у Одинцовой имение на оброке. Да, у НП дела идут не очень (приказчики бессовестно воруют, пользуясь добротой барина, сам он пытается идти в ногу со временем, переходя на вольный труд и новые методы, но не имеет ни опыта, ни знаний, чтобы сделать это успешно), но он пытается, тогда как Одинцова ведет дела практично и с максимальной выгодой для себя. последнее. Нигилисты отрицают все, в том числе и такой ненужный пережиток прошлого, как гордость. И это слово дважды звучит в романе: Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость гордость так и поднялась на дыбы (после вызова на дуэль) Гордость героя задета, когда он понял, что любит, и когда его пытается "проучить" тот, кого он презирает. Нигилизм, конечно, не проходит проверку жизнью. Это были небольшие заметки на полях при перечитывании великого романа Тургенева. Делитесь, что особенно запомнилось вам. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
1 день назад
Трикстер - герой литературы
Это божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу (но в некоторых произведениях их уловки могут иметь очень серьёзные последствия). Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев, но могут быть героями или злодеями...
1 день назад
Фенечка и Павел Петрович (и поцелуй Базарова) Фенечка - одна из самых приятных героинь, чей образ вызывает у читателя только положительные эмоции. Давайте подумаем, почему Базаров ее целует и почему Павел Петрович странно себя ведет при Фенечке. Итак, Федосье Николаевне около 23 лет, она очень хороша собой, очаровательна, у нее плавные и мягкие жесты ("Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки"). У нее недавно родился сын Митя (внебрачный, но после свадьбы с Николаем Петровичем он будет признан). Почему Базаров нарушил все мыслимые правила гостеприимства и поцеловал Фенечку? Здесь можно найти очень много объяснений, Тургенев прямого ответа не дает. Она правда очень хороша собой, с Базаровым складываются теплые приятельские отношения, а Базаров измучен своими чувствами к Одинцовой. Можно сказать, что он проверяет собственную теорию и самого себя, ведь он сам утверждает, что не верит в любовь и красоту. Возможно, его поцелуй - попытка доказать самому себе, что он выше норм и правил, что влечение - это просто инстинкт (хотя здесь теория рушится сама об себя, ведь Базарову правда нравится Фенечка своей женственностью). Можно вспомнить о том, что Базаров заметил, какие чувства испытывает Павел Петрович к девушке (об этом ниже). Тогда это некий жест мести, вызов. Можно говорить о некой попытке «вылечиться» от любви к Одинцовой, как жест отчаяния. Он ищет простое, необременительное чувство, чтобы заглушить сложную и мучительную страсть. Фенечка как анти-Одинцова, простая, добрая, доступная. А почему Павел Петрович странно ведет себя при Фенечке, можно ли утверждать, что он тайно влюблен в нее? Ответ кроется в небольшом диалоге между ПП и НП после дуэли: — А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли? — С какою Нелли, Паша? — Как это ты спрашиваешь? С княгинею Р... Особенно в верхней части лица. C'est de la même famille. 5 Николай Петрович ничего не отвечал, а сам про себя подивился живучести старых чувств в человеке. «Вот когда всплыло», — подумал он. Вот когда всплыло - очень важная фраза. Сам Николай Петрович не подозревал, что образ княгини Р.до сих пор властвует над душой брата. Что Павел Петрович мог найти общего между простой веселой девушкой и загадочной утонченной аристократкой, княгиней Р.? Чисто внешне - "волосы пушистые и глаза темные". Для Павла Петровича она — воплощение того же типажа, той же недостижимой нежности, которую он когда-то потерял, символ утраченного счастья. Мне кажется, это не любовь, а попытка вернуться в прошлое, оживить старую страсть, сделать насыщеннее свою память, а значит, и настоящее (пустое и безотрадное, в общем-то). Это, кстати, объясняет ту ярость, которую испытал Павел Петрович, увидев поцелуй, - это не только рыцарское чувство за брата, но и вспышка личной, мужской ревности, ведь молодой наглец посмел прикоснуться к тому, что было недосягаемым идеалом. Из-за этих сложных чувств к Фенечке вырисовывается еще более грустная пустая судьба героя - он обречен лишь созерцать простое человеческое счастье (брата, Фенечки, ребенка), но не может быть его частью, он как зритель, который смотрит спектакль. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
3 дня назад
Роль природы в романе "Отцы и дети" Мы помним, что нигилисты отрицают природу (а она, равнодушная - реминисценция на Пушкина - и величественная, переживет любое "бунтующее сердце"; пока человек спорит с ней, не обрести ему счастья). Но что же может природа, по мнению Тургенева? зачем нам с вами гадать, давайте просто посмотрим, что делают главные герои, когда они смятены. Вот Николай Петрович, задумавшись о покойной жене, вспоминая счастье, которое было между ними, сравнивает жену с Фенечкой, понимает, что это разные чувства, испытывает определенную неловкость перед Фенечкой и перед памятью о жене, пытается как-то примирить высокое воспоминание о жене и настоящие чувства к Фенечке. Фенечка невольно потревожила философский ход его мыслей, и он, заметив в себе следы барства, "приподнялся и хотел возвратиться домой; но размягченное сердце не могло успокоиться в его груди, и он стал медленно ходить по саду, то задумчиво глядя себе под ноги, то поднимая глаза к небу, где уже роились и перемигивались звезды. Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы его. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели". Мы с вами уже вспомнили Базарова и его двухчасовую прогулку в поисках себя. А вот другой фрагмент про него же (чувства растут в душе): "Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось". Герои ищут в природе не только уединения, но и успокоения своим чувствам, пытаются найти решение внутренних проблем, выход из определенного духовного кризиса. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
6 дней назад
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧКА Обратимся к 22 главе "Отцов и детей" (начало в предыдущей статье). После посещения родителей Базарова приятели возвращаются в Марьино, но по дороге решают заехать снова в Никольское (отметила на карте точку). После объяснения в любви Базаров уезжает быстро, Одинцова, соблюдая приличие, говорит, что будет рада снова видеть друзей у себя. И вот.. они решаются заехать в Никольское. Между Одинцовой и Базаровым - отчуждение из-за объяснение; Базаров и злится на себя, и где-то таит небольшую надежду, а Аркадий все больше понимает, что ему симпатична Катя. Кучер перепряг лошадей и, взобравшись на козлы, спросил: направо аль налево? Аркадий дрогнул. Дорога направо вела в город, а оттуда домой; дорога налево вела к Одинцовой. Он взглянул на Базарова. — Евгений, — спросил он, — налево? Базаров отвернулся. — Это что за глупость? — пробормотал он. — Я знаю, что глупость, — ответил Аркадий. — Да что за беда? Разве нам в первый раз? Базаров надвинул картуз себе на лоб. — Как знаешь, — проговорил он наконец. — Пошел налево! — крикнул Аркадий. Тарантас покатил в направлении к Никольскому. Но, решившись на глупость, приятели еще упорнее прежнего молчали и даже казались сердитыми. Как вы думаете, почему приятели были сердитыми, на кого или на что они сердились? Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
1 неделю назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала