Найти в Дзене
Закреплено автором
Литература_100
Пост-знакомство. Меня зовут Виктория, я школьный учитель (в глухом декрете, так как мать четверых детей), эксперт ЕГЭ и ОГЭ по литературе и основатель школы Литература_100 Каждый год мы готовим ребят на годовых, полугодовых, трехмесячных и месячных курсах, наши ученики сдают на 85+. В 2025 году мы побили собственный рекорд предыдущего года - на сто баллов ЕГЭ по литературе сдал ... каждый четвертый ученик. Да, это возможно. Литература, конечно, сложный экзамен, но безумно интересный, а дорогу точно осилить идущий, главное - идти :) Также у нас есть летняя школа для 11 класса и курс по литературе для 10 класса, курсы для учителей и проект для всех, кто любит литературу, - литературная дегустация (мы выбираем тему месяца и читаем вместе, обсуждаем в закрытом телеграмм-канале). Я веду блог про подготовку к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также делюсь своими мыслями о любимых произведениях. Сейчас пропасть между учеником и русской классической литературой все увеличивается и увеличивается. Тексты кажутся сложными, часто биография и конспект учебника важнее "встречи" ученика с текстом. Очень важно приучать себя читать медленно, с отставками, задавая себе вопросы - а почему героя зовут так? А почему система образов героев выстроена именно так? А почему герой появляется на фоне того-то и того? Ели ты ищешь ответы на похожие вопросы, то выходишь на диалог с автором текста, на авторский замысел (что хотел сказать автор). Когда я работала в школе, вопрос "что хотел сказать автор?" доводил меня до белого каления. Да как мы можем знать, что он там хотел сказать (и тут шутки про спиритические сеансы). А вот сейчас я точно знаю: именно поиск авторского замысла и делает нас со-творцами писателю, а настоящее произведение искусства воспитывает из нас вдумчивых читателей. Сюжет пересказать легко, а вот найти ключик к пониманию текста - гораздо сложнее. Но без этого нет литературы. Собственно, об этом я и веду блог.
1965 · 2 года назад
Завершаю серию постов про "Отцов и детей" Несколько коротких заметок о том, что бросилось в глаза Одинцова, знакомясь с Аркадием, спрашивает, не сын ли он Николая Петровича: "Я видела вашего батюшку два раза и много слышала о нем, — продолжала она, — я очень рада с вами познакомиться". Мне кажется, это важная характеристика любимого героя Тургенева. Кирсанов хоть и не самый хороший хозяин, слишком мягкотел, но слава о нем идет добрая в округе, приличное имя (плюсы НП). Двойниками и антиподами становятся не только Базаров и Одинцова, Базаров и Павел Петрович, но и Павел Петрович и Одинцова. Они - достаточно молоды (45 и 28 лет), но оба чувствуют себя старыми, не имеют цели в жизни, хотя умны и остры на язык. Павел Петрович после дуэли похож на мертвеца, Тургенев еще жестче говорит: "Да он и был мертвец". Одинцова про себя: "Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти". У обоих есть принципы, которым они следуют (про блюсти аристократа ПП мы помним, а вот Одинцова говорит Базарову: «С вашей точки зрения, вы правы — и, может быть, в этом случае, я — барыня; но в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет», — то есть она понимает, что заведенный ею распорядок просто дань традициям, а не наполненный глубиной смысл жизни, но продолжает делать по-своему). Николай Петрович нанял вольных работников, ушел от барщины (это инновации, современный способ ведения хозяйства), а у Одинцовой имение на оброке. Да, у НП дела идут не очень (приказчики бессовестно воруют, пользуясь добротой барина, сам он пытается идти в ногу со временем, переходя на вольный труд и новые методы, но не имеет ни опыта, ни знаний, чтобы сделать это успешно), но он пытается, тогда как Одинцова ведет дела практично и с максимальной выгодой для себя. последнее. Нигилисты отрицают все, в том числе и такой ненужный пережиток прошлого, как гордость. И это слово дважды звучит в романе: Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость гордость так и поднялась на дыбы (после вызова на дуэль) Гордость героя задета, когда он понял, что любит, и когда его пытается "проучить" тот, кого он презирает. Нигилизм, конечно, не проходит проверку жизнью. Это были небольшие заметки на полях при перечитывании великого романа Тургенева. Делитесь, что особенно запомнилось вам. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
1 день назад
Трикстер - герой литературы
Это божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу (но в некоторых произведениях их уловки могут иметь очень серьёзные последствия). Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев, но могут быть героями или злодеями...
1 день назад
Фенечка и Павел Петрович (и поцелуй Базарова) Фенечка - одна из самых приятных героинь, чей образ вызывает у читателя только положительные эмоции. Давайте подумаем, почему Базаров ее целует и почему Павел Петрович странно себя ведет при Фенечке. Итак, Федосье Николаевне около 23 лет, она очень хороша собой, очаровательна, у нее плавные и мягкие жесты ("Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки"). У нее недавно родился сын Митя (внебрачный, но после свадьбы с Николаем Петровичем он будет признан). Почему Базаров нарушил все мыслимые правила гостеприимства и поцеловал Фенечку? Здесь можно найти очень много объяснений, Тургенев прямого ответа не дает. Она правда очень хороша собой, с Базаровым складываются теплые приятельские отношения, а Базаров измучен своими чувствами к Одинцовой. Можно сказать, что он проверяет собственную теорию и самого себя, ведь он сам утверждает, что не верит в любовь и красоту. Возможно, его поцелуй - попытка доказать самому себе, что он выше норм и правил, что влечение - это просто инстинкт (хотя здесь теория рушится сама об себя, ведь Базарову правда нравится Фенечка своей женственностью). Можно вспомнить о том, что Базаров заметил, какие чувства испытывает Павел Петрович к девушке (об этом ниже). Тогда это некий жест мести, вызов. Можно говорить о некой попытке «вылечиться» от любви к Одинцовой, как жест отчаяния. Он ищет простое, необременительное чувство, чтобы заглушить сложную и мучительную страсть. Фенечка как анти-Одинцова, простая, добрая, доступная. А почему Павел Петрович странно ведет себя при Фенечке, можно ли утверждать, что он тайно влюблен в нее? Ответ кроется в небольшом диалоге между ПП и НП после дуэли: — А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли? — С какою Нелли, Паша? — Как это ты спрашиваешь? С княгинею Р... Особенно в верхней части лица. C'est de la même famille. 5 Николай Петрович ничего не отвечал, а сам про себя подивился живучести старых чувств в человеке. «Вот когда всплыло», — подумал он. Вот когда всплыло - очень важная фраза. Сам Николай Петрович не подозревал, что образ княгини Р.до сих пор властвует над душой брата. Что Павел Петрович мог найти общего между простой веселой девушкой и загадочной утонченной аристократкой, княгиней Р.? Чисто внешне - "волосы пушистые и глаза темные". Для Павла Петровича она — воплощение того же типажа, той же недостижимой нежности, которую он когда-то потерял, символ утраченного счастья. Мне кажется, это не любовь, а попытка вернуться в прошлое, оживить старую страсть, сделать насыщеннее свою память, а значит, и настоящее (пустое и безотрадное, в общем-то). Это, кстати, объясняет ту ярость, которую испытал Павел Петрович, увидев поцелуй, - это не только рыцарское чувство за брата, но и вспышка личной, мужской ревности, ведь молодой наглец посмел прикоснуться к тому, что было недосягаемым идеалом. Из-за этих сложных чувств к Фенечке вырисовывается еще более грустная пустая судьба героя - он обречен лишь созерцать простое человеческое счастье (брата, Фенечки, ребенка), но не может быть его частью, он как зритель, который смотрит спектакль. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
3 дня назад
Роль природы в романе "Отцы и дети" Мы помним, что нигилисты отрицают природу (а она, равнодушная - реминисценция на Пушкина - и величественная, переживет любое "бунтующее сердце"; пока человек спорит с ней, не обрести ему счастья). Но что же может природа, по мнению Тургенева? зачем нам с вами гадать, давайте просто посмотрим, что делают главные герои, когда они смятены. Вот Николай Петрович, задумавшись о покойной жене, вспоминая счастье, которое было между ними, сравнивает жену с Фенечкой, понимает, что это разные чувства, испытывает определенную неловкость перед Фенечкой и перед памятью о жене, пытается как-то примирить высокое воспоминание о жене и настоящие чувства к Фенечке. Фенечка невольно потревожила философский ход его мыслей, и он, заметив в себе следы барства, "приподнялся и хотел возвратиться домой; но размягченное сердце не могло успокоиться в его груди, и он стал медленно ходить по саду, то задумчиво глядя себе под ноги, то поднимая глаза к небу, где уже роились и перемигивались звезды. Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы его. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели". Мы с вами уже вспомнили Базарова и его двухчасовую прогулку в поисках себя. А вот другой фрагмент про него же (чувства растут в душе): "Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось". Герои ищут в природе не только уединения, но и успокоения своим чувствам, пытаются найти решение внутренних проблем, выход из определенного духовного кризиса. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
6 дней назад
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧКА Обратимся к 22 главе "Отцов и детей" (начало в предыдущей статье). После посещения родителей Базарова приятели возвращаются в Марьино, но по дороге решают заехать снова в Никольское (отметила на карте точку). После объяснения в любви Базаров уезжает быстро, Одинцова, соблюдая приличие, говорит, что будет рада снова видеть друзей у себя. И вот.. они решаются заехать в Никольское. Между Одинцовой и Базаровым - отчуждение из-за объяснение; Базаров и злится на себя, и где-то таит небольшую надежду, а Аркадий все больше понимает, что ему симпатична Катя. Кучер перепряг лошадей и, взобравшись на козлы, спросил: направо аль налево? Аркадий дрогнул. Дорога направо вела в город, а оттуда домой; дорога налево вела к Одинцовой. Он взглянул на Базарова. — Евгений, — спросил он, — налево? Базаров отвернулся. — Это что за глупость? — пробормотал он. — Я знаю, что глупость, — ответил Аркадий. — Да что за беда? Разве нам в первый раз? Базаров надвинул картуз себе на лоб. — Как знаешь, — проговорил он наконец. — Пошел налево! — крикнул Аркадий. Тарантас покатил в направлении к Никольскому. Но, решившись на глупость, приятели еще упорнее прежнего молчали и даже казались сердитыми. Как вы думаете, почему приятели были сердитыми, на кого или на что они сердились? Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
1 неделю назад
ЯЗЫК ТЕЛА: БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА ... или как Тургенев предчувствовал тенденции нашего времени 🙃 эти герои очень похожи, они почти сразу привлекают внимание друг друга (Одинцова на балу - статью и красотой, ореолом, который витал вокруг нее; Одинцова тоже сразу заметила Базарова, расспрашивала про него Аркадия, тот "говорил о нем так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно на него посмотрела"). Чем они похожи: интеллектуальное превосходство и независимость, сила воли и самоконтроль, душевная холодность и скептицизм; они трагически неспособны к счастью, правда, по разным причинам. Обратите внимание на главы 16 и 17 (друзья приезжают в Никольское). Вечером после приезда Одинцова и Базаров как будто сами не свои, на утро это ощущение новых чувств, смятения только усиливается: Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди. Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» — Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала Аркадию руку и тоже прошла мимо его. «Здравствуй, — подумал Аркадий... — Разве мы не виделись сегодня?» Вот яркий пример того самого скрытого психологизма - почему Базаров, всегда такой структурный, насмешливый, поздоровался второй раз? Почему взволнованна Одинцова и почему это не понравилось Аркадию? Мы понимаем, что герои смущены тем новым чувством, которое охватило их; Базаров теряет свою привычную уверенность, испытывает чувство неловкости, вызванное повышенным интересом к Одинцовой. Аркадий же считает, что влюблен в Анну Сергеевну, конечно, неведомая ему ранее ревность кольнула в сердце. А вот в 17 главе мы видим диалог между героями, в котором они стараются добиться некоего признания или полунамека друг от друга, не хотят признаться первыми, затеняют свои мысли светской беседой. Базаров видит, что он нравится Одинцовой, что она вызывает его на откровение, и это окончательно выбивает его из колеи. Тургенев пишет, что "...Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый. Он застал Аркадия за письменным столом, с книгой в руках, в застегнутом доверху сюртуке". Базаров впервые на страницах романа отправляется в мастерскую (которая не храм) не ради лягушек и опытов, а ради того ... чтоы сбросить напряжение, привести свои чувства в порядок. Не в комнату, к опытам и книгам (Аркадий как раз весьма показно сидит собранный и с книгами, мол, он тут делом занимается, а не вот это вот все, стараясь привлечь внимание старшего друга к занятиям), а в лес. Два часа гуляет в одиночестве просто по мастерской! Роман переполнен такими психологическими загадками, почему герой поступает так или иначе. В следующем посте загадаю вам такую загадку. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
1 неделю назад
МЕТОНИМИЯ vs ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Вы очень часто путаете эти тропы. Давайте посмотрим на примерах из «Слова о полку Игореве». Ученик на курсе пишет: «Я немного не понимаю, почему "Стоном стонет мать-земля сырая" это олицетворение, а "Стонет Киев" - метонимия. Ведь можно сказать так и про землю: стонет не сама земля, а люди на ней......вроде чувствуется тонкая грань, но объяснить я ее себе не могу» У каждого тропа есть свое зерно, сердцевина. Есть сухие определения, вы их и без меня знаете. Итак, суть олицетворения - неживое (предмет или явление) сделать живым. Это моя цель. Вот Лермонтов пишет «прячется малиновая слива» - он подчеркивает, что слива как человек, что она робкая, стеснительная, что мир природы для него одухотворен. Олицетворение достаточно «визуальный» троп: его легко можно нарисовать. Вспомните все картинки в детских книжках, как ветер в виде облака надувает щеки и дует, как солнышко с глазками и ртом улыбается. Метонимия достаточно разговорный троп, метонимия не создает образ. Наш мозг переносит действие одного предмета на другой, так как предметы (условно) рядом. Зрители рукоплещут = театр рукоплещет. Зрители в театре. Чайник кипит = вода кипит. Вода в чайнике. Люблю Пушкина = люблю роман «ЕО» Пушкина? Они рядом) просто речевой выкрутас, не создающий образ. Почему же «стонет, братья, Киев» - метонимия? Потому что Киев тут не олицетворяется. Вы не сможете нарисовать детскую иллюстрацию, как Киев в сапогах и сюртуке сидит и плачет. Киев стонет = люди в Киеве стонут. Стонет мать-земля - а вот она как человек. И именно ее надо защищать. Д.С.Лихачев писал: «Автор рисует удивительно живой образ Русской земли. …. Образ страдающей Родины очень важен в художественном и идейном замысле «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту» Итак. Мы всегда определяем, какой троп перед нами, не по сухому определению и дрожащим попыткам, а понимая смысл тропа. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонков t.me/...agd
1 неделю назад
КАКИЕ РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ СУЩЕСТВУЮТ? мы все знаем, что у нас с вами есть три рода литература - эпос, лирика, драма (кстати, мы перечисляем роды именно так, потому что они расположены в хронологическом порядке). А почему деление именно таково, вы задумывались? Такую классификацию ввел Аристотель в "Поэтике", рассуждая о принципах мимесиса (335 год до н. э.; примерно в это время он возвращается в Афины и основывает Ликей, свою философскую школу). Сама литература уже существовала задолго до Аристотеля. Гомер писал за 400 лет до него ("Илиада" - примерно IX—VIII вв. до н. э.), а великие трагики (Эсхил, Софокл, Еврипид) — за 100 лет. Аристотель выступает как аналитик и теоретик, который изучил литературу и вывел универсальные законы и принципы. Краткая теория: Эпос изображает высокие, героические события, автор - или участник событий, или очевидец, или как бы со стороны рассказывает о них. Примеры - «Илиада» и «Одиссея» Гомера Лирика - внутренний мир человека, его чувства и переживания. Одни из первых. Примеры произведений - оды Пиндара, песни Сапфо. Драма - действия и поступки людей, повествователя нет, только персонажи и хор. Примеры - «Царь Эдип» Софокла, «Медея» Еврипида. Как вы думаете, как выглядела бы эта классификация, если она создавалась бы ... на Руси? :)
2 недели назад
САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ Делитесь вашей подборкой! Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
2 недели назад
ВЫСШИЙ БАЛЛ НА ЕГЭ - ЭТО СТИЛЬ Можно ли в ваших сочинениях использовать метафоры? Можно ли мыслить вольно и парить над облаками построенных воздушных замок или обуздать свою птицу вдохновения и осуществлять подготовку письменной работы (сочинения) с использованием сухого, невыразительного стиля изложения при условии неукоснительного соблюдения всех установленных формальных критериев и требований? Давайте посмотрим на несколько советов от Дмитрия Сергеевича и сразу переложим их на наши сочинения. Это просто золотые слова, золотые правила: 1. У нас часто говорят о том, что научные работы и учебники пишутся сухим языком, изобилуют канцелярскими оборотами. Особенно в этом отношении «достается» работам по литературоведению и истории. И по большей части эти упреки справедливы. Справедливы, но не очень конкретны. <...> Язык художественной литературы образен, но с точки зрения ученого неточен. Наука требует однозначности <...> Художественный образ [наши с вами метафоры, образы, сравнения, которые просто неуместны в литературоведческих работах - а именно их мы и пишем!] и шутка <...> важны в научно-популярной работе. !!! В научной работе образность и остроты допустимы только в качестве некоего дивертисмента. По природе своей научный язык резко отличен от языка художественной литературы. Он требует точности выражения, максимальной краткости, строгой логичности, отрицает всякие «домысливания»!!! . 2. Язык научной работы должен быть «незаметен». Если читатель прочтет научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана, – значит, она написана хорошо. 3. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специфические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не всегда точен, он неэкономен, в нем часты повторения. Значит, записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем ее максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений. 4. Главное – надо стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. <...> Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. 5. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно: <...> если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. 6. Ритмичность и легкочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. 7. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переход от фразы к фразе были легкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений «в последнем случае», «как выше сказано» и прочее. 8. Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, красивости в нем недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
2 недели назад
Интервью с выпускницей-высокобалльницей курсов «Литературы 100» 🥰 Сегодня пообщались с Аней, которая готовилась с нами по литературе и по русскому! 1. Расскажи, как ты готовилась к ЕГЭ? В школе я всегда училась хорошо, но понимала, что школьной подготовки катастрофически не хватает для хорошей сдачи ЕГЭ. Тогда я стала искать курсы (рассматривала именно онлайн школы) и сделала выбор в пользу Литературы 100 (лучшее решение!!). Занималась на годовом курсе по литературе и полугодовом по русскому. 2. Как оцениваешь уровень подготовки до и после курса в нашей школе? По десятибалльной шкале, наверное, по литературе было на 4/10 до и на 9/10 — после курсов (мне кажется , что на 10 знает только Виктория)), по русскому 3/10 до курсов, 9/10 после (опять же, как будто только Марьям знает на 10/10...) 3. Поделись, почему выбрала онлайн-обучение? Онлайн-обучение очень удобно с точки зрения распределения времени: в 11 классе большая нагрузка, и заниматься подготовкой к ЕГЭ очно для меня было бы просто непосильной задачей. 4. Как ты сдала ЕГЭ и где учишься сейчас? Литературу сдала на 100, русский — на 97. Сейчас учусь в Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова на струнном отделении (по специальности виолончель). 5. Какие советы ты можешь дать одиннадцатиклассникам, которые планируют сдавать ЕГЭ? В первую очередь не запускать и не откладывать подготовку (потом очень тяжело догонять материал, знаю по собственному опыту), но и не забывать отдыхать, иначе так можно и в «палату номер 6» попасть... В общем, главное найти баланс, при котором подготовка будет комфортной, но эффективной!
2 недели назад
Сочинение по "ГРОЗЕ": обещала написать пост-дополнение. В этом сочинении мы видим "рабочие" термины: антипод, резонер, деталь. Именно эти три термина дают нам максимум по К4 в этой работе. Такие термины, как героиня, сцена, эпизод, драма никогда не будут засчитаны, так как попросту невозможно использовать для анализа (драму как жанр можно, объяснив, почему не трагедия - но вы редко про это пишете). Смело эти термины используйте для связки предложений, абзацев, логичности мысли, но помните, что по К4 вам за них ничегошеньки не дадут (1 балл только точнее). Второй момент, на что хотела обратить внимание: эту работу можно оценить на максимум по критериям 2-4, 6-9, проблемы только с К1 (мы с вами так и не смогли восстановить тему; вернее мы не пробуете, а я гордо молчу ) и с К5 (логика, это мы обсуждали). В этой работе можно было ещё чуть подробнее раскрыть мысль автора о том, что мир, который зиждется на лицемерии, ханжестве и насилии, рано или поздно рухнет, потому что его основа безнравственна. Всё закоснелое и отжившее погибает, самодуры больше не могут куражиться - на смену им приходят живые, способные любить и радоваться жизни люди, в которых пробуждается собственная воля. Даже корректнее написать не "на смену им", а из их мира убегают, уходят молодые, мир самодурства (верил Островский)обречен. Доказать текстом это возможно: бегство Варвары с Кудряшом; открытый, хоть, наверное, и бесполезный, но всё же прилюдный протест Тихона против Кабанихи в финале. Также можно интерпретировать самоубийств Катерины как бунт против несправедливости, ненависти и страха (точка зрения Добролюбова, которую я категорически как филолог не поддерживаю, могу доказать текстом, а текст не оспорить - но это, скажем так, общепринятая трактовка, на которую вы можете опираться. Если правда считаете, что такой страшный финал - это бунт...) Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
2 недели назад