Завершаю серию постов про "Отцов и детей" Несколько коротких заметок о том, что бросилось в глаза Одинцова, знакомясь с Аркадием, спрашивает, не сын ли он Николая Петровича: "Я видела вашего батюшку два раза и много слышала о нем, — продолжала она, — я очень рада с вами познакомиться". Мне кажется, это важная характеристика любимого героя Тургенева. Кирсанов хоть и не самый хороший хозяин, слишком мягкотел, но слава о нем идет добрая в округе, приличное имя (плюсы НП). Двойниками и антиподами становятся не только Базаров и Одинцова, Базаров и Павел Петрович, но и Павел Петрович и Одинцова. Они - достаточно молоды (45 и 28 лет), но оба чувствуют себя старыми, не имеют цели в жизни, хотя умны и остры на язык. Павел Петрович после дуэли похож на мертвеца, Тургенев еще жестче говорит: "Да он и был мертвец". Одинцова про себя: "Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти". У обоих есть принципы, которым они следуют (про блюсти аристократа ПП мы помним, а вот Одинцова говорит Базарову: «С вашей точки зрения, вы правы — и, может быть, в этом случае, я — барыня; но в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет», — то есть она понимает, что заведенный ею распорядок просто дань традициям, а не наполненный глубиной смысл жизни, но продолжает делать по-своему). Николай Петрович нанял вольных работников, ушел от барщины (это инновации, современный способ ведения хозяйства), а у Одинцовой имение на оброке. Да, у НП дела идут не очень (приказчики бессовестно воруют, пользуясь добротой барина, сам он пытается идти в ногу со временем, переходя на вольный труд и новые методы, но не имеет ни опыта, ни знаний, чтобы сделать это успешно), но он пытается, тогда как Одинцова ведет дела практично и с максимальной выгодой для себя. последнее. Нигилисты отрицают все, в том числе и такой ненужный пережиток прошлого, как гордость. И это слово дважды звучит в романе: Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость гордость так и поднялась на дыбы (после вызова на дуэль) Гордость героя задета, когда он понял, что любит, и когда его пытается "проучить" тот, кого он презирает. Нигилизм, конечно, не проходит проверку жизнью. Это были небольшие заметки на полях при перечитывании великого романа Тургенева. Делитесь, что особенно запомнилось вам. Бесплатные уроки по литературе и русскому языку без регистрации и обратных звонковt.me/...agdD
Пост-знакомство. Меня зовут Виктория, я школьный учитель (в глухом декрете, так как мать четверых детей), эксперт ЕГЭ и ОГЭ по литературе и основатель школы Литература_100 Каждый год мы готовим ребят на годовых, полугодовых, трехмесячных и месячных курсах, наши ученики сдают на 85+. В 2025 году мы побили собственный рекорд предыдущего года - на сто баллов ЕГЭ по литературе сдал ... каждый четвертый ученик. Да, это возможно. Литература, конечно, сложный экзамен, но безумно интересный, а дорогу точно осилить идущий, главное - идти :) Также у нас есть летняя школа для 11 класса и курс по литературе для 10 класса, курсы для учителей и проект для всех, кто любит литературу, - литературная дегустация (мы выбираем тему месяца и читаем вместе, обсуждаем в закрытом телеграмм-канале). Я веду блог про подготовку к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также делюсь своими мыслями о любимых произведениях. Сейчас пропасть между учеником и русской классической литературой все увеличивается и увеличивается. Тексты кажутся сложными, часто биография и конспект учебника важнее "встречи" ученика с текстом. Очень важно приучать себя читать медленно, с отставками, задавая себе вопросы - а почему героя зовут так? А почему система образов героев выстроена именно так? А почему герой появляется на фоне того-то и того? Ели ты ищешь ответы на похожие вопросы, то выходишь на диалог с автором текста, на авторский замысел (что хотел сказать автор). Когда я работала в школе, вопрос "что хотел сказать автор?" доводил меня до белого каления. Да как мы можем знать, что он там хотел сказать (и тут шутки про спиритические сеансы). А вот сейчас я точно знаю: именно поиск авторского замысла и делает нас со-творцами писателю, а настоящее произведение искусства воспитывает из нас вдумчивых читателей. Сюжет пересказать легко, а вот найти ключик к пониманию текста - гораздо сложнее. Но без этого нет литературы. Собственно, об этом я и веду блог.