Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Профессия тьютор
Когда я думаю о том, чем для меня является профессия тьютора, то понимаю: это не просто работа. Это способ быть рядом с человеком там, где ему труднее всего. В современном мире дети часто оказываются в ситуации растерянности: требования школы, давление родителей, сложности общения, а иногда и просто внутреннее ощущение одиночества. Тьютор – тот, кто идёт рядом, помогает искать дорогу, учит доверять себе и видеть перспективу. Это век неопределенности. Мой путь в эту профессию начался задолго до того, как я впервые услышал само слово «тьютор»...
2 недели назад
Образовательные модели мира и: что они значат для ребёнка и для школы
Когда родители спрашивают у меня: «Анатолий, какая школа лучше?» — я всегда отвечаю, что «лучше» не существует. Есть школа, которая подходит именно вашему ребёнку или, к моему несчастью, что подходит «хотелкам» родителей. И вот тут начинаются трудности. Кто-то ищет академическую строгость, кто-то — свободу для креатива. Но важно помнить: выбор школы — это не про бренд и не про красивое здание это о сбалансированной (тут прям хочу поставить акцент) системе ценностей и практик, которые она несёт....
2 недели назад
Контейнирование эмоций
Сегодня хочу поднять тему, касающуюся каждого – принятие эмоций, поговорим о контейнировании эмоций. Контейнирование эмоций – это умение осознавать, понимать и сдерживать эмоции, не подавляя их, но и не давая им выплеснуться в деструктивной форме. Это способность адекватно реагировать на свои и чужие чувства. Пример: ребёнок расстроен из-за плохой оценки. Взрослый может отреагировать по-разному: - Обесценивание: Не плачь, это пустяки. - Принятие: Я вижу, что ты расстроен. Это неприятно. Давай подумаем, как это исправить...
1 месяц назад
Июль выдался просто потрясающим! Всё лето как будто сговорилось, чтобы удивлять меня каждый день. Началось с того, что мы много времени провели с ребятами из Анталии – Владом, Яриком и их папой Виталием. Чуть позже к нашим вылазкам присоединились Вова с мамой Ириной, на этот раз уже с моего родного города. И вот двумя компаниями наши прогулки превратились в целые походы! Мы протопали больше 150 км по Питеру и его окрестностям, и каждый шаг открывал что-то новое: - бродили по Новой Голландии и арт-центру Этажи, - заглядывали в Гарольд-центр и пространство СЕНО, - уплетали те самые питерские пышки (вся детвора перепачкалась в сахарной пудре, конечно же), - ощутили атмосферу старины на Витебском вокзале, - болтали о Петербурге, его архитектуре и как тут смешались культуры разных стран. Погода была капризной, то и дело набегали тучи, но это только добавляло огоньку! Вдоль Финского залива нас обдувал свежий ветер. Сама атмосфера подталкивала к разговорам об истории и будущем. А с Вовой и Ириной мы ещё успели за три дня: - одолеть здоровенную пиццу, - погонять на роликах и покормить уток на пруду, - повстречать белок в парке, - порубиться в старые игрушки в музее компьютеров, - прокатиться на катере и засесть в классной четырёхэтажной кофейне с обалденным кофе. В общем, лето выдалось знатное! Не только куча пройденных километров и сотни почему, но и тёплые посиделки с коллегами, встречи с другом из Бразилии и даже с любимой племяшкой, но про это уже в другом посте. Так что осенью жду всех желающих на новые прогулки, открытия и разговоры! Будет ещё круче, обещаю!
1 месяц назад
Лето почти закончилось, до сентября меньше недели. Мои ученики потихоньку возвращаются к занятиям, и мы снова берёмся за подготовку к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, а также за школьную программу по истории и обществознанию. В этом году заметил интересную тенденцию: многие хотят заниматься естествознанием с элементами обществознания уже с 4 класса. Это стало для меня неожиданностью, хотя я ждал, что интерес к обществознанию вырастет после того, как его убрали из программы 6–8 классов. Но чтобы аж с начальной школы – это что-то новое. Вчера первый раз за лето позанимался с Матвеем. Мы вместе с 10 класса, и теперь готовимся к ЕГЭ. У нас большая цель: хотим набрать не меньше 90 баллов. Так что в этом году будем углубленно разбирать сложные задания и использовать разные дополнительные источники. Радует, что назовём ребенка Феликсом, ещё один мой ученик, после ОГЭ и поступления в колледж решил продолжить заниматься со мной просто так, для себя. Мне нравятся такие случаи, когда человек понимает, зачем нужны знания. Но у него тоже есть конкретная цель — подготовиться к ЕГЭ, чтобы был чёткий результат. А с Ксенией мы ещё не виделись после каникул. У нас с ней задачи пошире: готовимся и к ЕГЭ, и к профильным олимпиадам. Если честно, я уже жду наших занятий и подготовил трек подготовки к нескольким весомым для поступления олимпиадам. Почему же так интересен курс естествознания и обществознания? На первый взгляд, это разные предметы, но вместе они дают хорошее понимание того, как устроен мир. 🌍 Естествознание помогает понять природу, даёт объяснение явлениям вокруг нас: смена времён года, строение организма, физические процессы и экология. 👥 Обществознание учит понимать общество: как работают законы, государство, экономика, какие есть ценности и взгляды на мир. Но вместе есть и свои сложности: 1. Темы очень разные. Детям приходится переключаться с законов физики на вопросы морали или права. Для этого нужна хорошая гибкость мышления. 2. Много информации. В обоих курсах полно терминов, которые нужно не просто заучить, а понимать и использовать. Но и в этом плюс для развития, ведь наше мышление это именно кругозор и речь, а значит чем шире кругозор и больше словарный запас - тем шире мышление. 3. Важно уметь анализировать. Нужно не только знать факты, но и рассуждать, сравнивать разные вещи, делать выводы. Но именно поэтому я и считаю эти предметы важными: они помогают сформировать целостную картину мира, где природа и общество связаны друг с другом. И чем раньше ребёнок это поймёт, тем легче ему будет учиться и принимать взвешенные решения в жизни. Можно записаться на курс естествознания или обществознания уже сегодня!
1 месяц назад
🎉 Отличные новости! Мой ученик прошёл в колледж «Сириус» в Сочи! «Сириус» – это колледж при научно-технологическом университете, где готовят айтишников: программистов, сисадминов, сетевых инженеров. Там 30% теории и 70% практики, индивидуальный подход, олимпиады и стажировки в крутых компаниях. В общем, мечта любого, кто хочет в IT! Колледж является частью Университета «Сириус», как логичный шаг по формированию единой образовательной экосистемы для талантливой молодежи на федеральной территории. Но попасть туда непросто. Помню, на первой встрече он спросил: «А зачем мне всё это вообще?» Я ответил: «Чтобы ты сам решал, что тебе надо, а не кто-то другой». И это было только начало. Как и у всех девятиклассников, у нас были свои трудности: неуверенность и боязнь будущего; непонятно, куда двигаться; тяжело заставить себя что-то делать и сосредоточиться; постоянные вопросы: «А вдруг не получится?» Каждую неделю мы понемногу двигались вперёд: разбирали цели с помощью SWOT-анализа и матрицы Декарта; учились планировать время и улучшать оценки, придумывали шаги; старались поднять мотивацию и самооценку; говорили о самостоятельной жизни: как выбирать жильё, заботиться о себе и распределять деньги. Конечно, он сопротивлялся: «Не хочу это делать», «Лень», «А зачем мне эти тесты?» Но мы продолжали двигаться, и каждая маленькая победа добавляла уверенности. И вот – получилось! Он поступил в колледж мечты, в «Сириус»! ✨ 💡 Совет родителям и подросткам: выбор после 9-го класса – это всегда сложно. Сомнения будут. Но если у вас есть чёткий план, вы честно говорите о своих целях и поддерживаете друг друга, то ребёнок сможет найти свой путь и поверить в себя.
1 месяц назад
Хочу поделиться заметкой из практики. Недавно начал заниматься с одним интересным мальчиком, назовём его Карл. Он только переехал в Россию, свободно говорит на двух языках. Очень любознательный и сообразительный парень. В прошлой стране врачи подозревали у него аутизма, но наши специалисты не уверены. Я понимаю, почему – у Карла есть черты, которые сложно отнести к чему-то конкретному. Моя задача – помочь Карлу освоиться на новом месте, направить его тягу к знаниям и заинтересовать наукой. Важно выбрать подходящую школу, где ему будет хорошо, и продумать, как он будет учиться по российской программе. План такой: 1. Оценить его способности, знания и особенности. 2. Подобрать школу, где ему будет интересно учиться. 3. Постепенно вовлекать в учёбу: короткие занятия, индивидуальные и групповые задания, проекты. 4. Поддерживать семью советами, как заниматься дома, развивать общение и навыки социализации. 5. Регулярно следить за успехами, корректировать план и помогать решать возникающие вопросы. У нас уже было несколько встреч. Мы гуляли по городу, говорили об истории Петербурга и о разнице в поведении людей в разных странах. Карл постоянно задаёт много вопросов обо всём: от рыб в заливе до высоты Лахта-центра. Планируем ещё несколько необычных занятий, например, фотоохоту и ведение дневника исследователя. (Только без болот, помните мою прошлую историю? 😅) Сегодня у нас с Карлом прошла вторая встреча в парке. Мы говорили о птицах: обсуждали разные виды и семейства, сравнивали ворон и скворцов. В какой-то момент Карл сам захотел узнать больше о короле Кристиане IV. Ему эта тема очень понравилась – вот как случайный интерес может перерасти в настоящее исследование. Мы сделали несколько нейропедагогических упражнений: 1. Ухо-нос – для координации и переключения внимания; 2. Зеркало – повторение движений, для развития контроля и наблюдательности; 3. Солдатик (в новой версии) – на ритм и организацию движений. Помимо учёбы, мы работаем над вниманием, делаем разминки для мозга, дыхательные и глазные упражнения, занимаемся творчеством. Скоро встретимся у него дома, поговорим о животных, разработаем правила поведения и обсудим, как люди ведут себя в разных странах. Всё это поможет Карлу раскрыться и чувствовать себя уверенно в обществе. Несколько советов для родителей и педагогов: 1. Используйте интерес ребёнка как отправную точку – даже случайный вопрос может послужить началом для целого исследования. 2. Включайте упражнения в повседневные дела. 3. Помогайте ребёнку фиксировать свои результаты – это придаёт уверенности и показывает его прогресс. Практическое задание Предложите ребёнку завести дневник наблюдений за птицами: во время прогулок отмечайте, каких птиц видели и чем они отличаются. Пусть ребёнок рисует или делает простые записи. Это поможет развить наблюдательность, память и умение систематизировать информацию. А какие птицы чаще всего встречаются у вас во дворе?
1 месяц назад
Вчера хотел запостить совсем другое — про то, кто из моих учеников с семьями приезжал летом в Питер. Но вчерашние приключения перебили все воспоминания. Решили мы, как обычно, куда-нибудь съездить, и на этот раз поехали за грибами. Обожаю бродить по лесам и паркам Ленинградской области: там своя природа, ни на что не похожая. Люблю Питер за то, что тут можно и в музей, и на концерт, и на природу вырваться. И хотя погода была так себе, и выехали мы поздновато, всё же добрались до леса и начали искать грибы. Конец августа оказался удачным: набрали подберёзовиков, подосиновиков, сыроежек, лисичек, моховиков и даже белых! А черники в лесу – хоть косой коси. Но больше всего удивила находка – гриб мутинус Равенеля: очень странный, яркий, необычной формы и с жутким запахом. Как будто с другой планеты. Живность тоже порадовала: белка промелькнула, сойки кричали где-то рядом, а над головой стаи скворцов летали – к отлёту готовились. Но настоящие приключения начались позже. Сначала потеряли корзину с грибами, потом нашли. Ну и решили идти к станции. Ориентировались на звуки поездов вдалеке и линии электропередач. И тут нам стукнуло в голову пойти напрямик – не по тропе, а через заросли и вдоль железной дороги. Зря! Полтора часа продирались сквозь кусты и болота. Я на своей шкуре ощутил, что чувствовал герой рассказа Васюткино озеро или герои Джека Лондона – каждый шаг давался с трудом, ноги вязли, кроссовки готовы были утонуть. Темнело быстро, одежда промокла, комары грызли нещадно, а под ногами хлюпало болото. Но всё-таки выбрались на заброшенную дорогу, а потом и в посёлок. Повезло: кое-как удалось поймать автобус до Питера. Вспомнил как в студенческие годы автостопом ездил в универ. Дальше – обычное метро, но мы выглядели как лешие: мокрые, грязные, с ветками в волосах и полной корзиной грибов. Сейчас пишу это и улыбаюсь. Вчера вечером попали в переделку – и в то же время здорово провели время, получили приключение. А какой улов – покажу в комментах. Главное – не терять интерес к авантюрам, ведь именно он делает даже самые дурацкие ситуации запоминающимися, но будьте к ним готовы! Какие приключения были в вашей жизни?
1 месяц назад
Сегодня познакомился с классным мальчишкой, ему 9 лет, он из Штатов недавно переехал. Родители попросили помочь подготовить для него курс, чтобы познакомить с Россией: историей, обществом, правилами, что тут вообще принято и про природу. В общем, курс про всё на свете - естествознание. Он любит разных морских гадов и сам рассказывал про подводных хищников. Парень оказался очень любопытным, давно таких не встречал! За пару минут завалил меня кучей вопросов обо всём подряд, их колличество за несколько минут достигало десятка!. Ему интересно было всё: какие рыбы в заливе водятся, какая машина лучше, умею ли я водить, какой высоты эта башня Лахта, что значат Флаги, о как называется та птица что пролетела над нами и еще десятки вопросов. Несмотря на прохладную погоду, мы классно погуляли по берегу Финского залива, к счастью я захватил плед и было во что укутать ребенка. А над нами в небе куча шаров летало, в эти дни проходит фестиваль. Такая обстановка здорово помогла общению. Мы с ним разговорились про историю Питера, чем страны отличаются и про природу, о том что черный цвет на флаге империи означает державность, а красный революцию. Уже жду следующей встречи и в размышлении над её темой. Как прошло ваше воскресенье?
1 месяц назад
Когда дети начинают доверять
Иногда кажется, что между взрослым и ребёнком целая пропасть. Словно вы говорите на разных языках. А на самом деле — не хватает одного: доверия. Для меня доверие — это не просто педагогический приём. Это то, на чём вообще строятся отношения. Когда взрослый и ребёнок — не начальник и подчинённый, не “знающий” и “незнающий”, а два человека. Один — более опытный, другой — ищущий. Но оба — равные в уважении друг к другу. Я работаю тьютором. И часто вижу, как дети раскрываются — не тогда, когда их уговаривают или хвалят...
5 месяцев назад
О важном по-настоящему
Календарь семейных разговоров: как просто и душевно передать детям традиции и историю Эта статья для родителей и тьюторов. Если вы когда-нибудь ловили себя на мысли: «Хочу, чтобы мой ребёнок знал наши традиции, понимал, что важно, но не знаю, с чего начать», — ловите идею. Сделайте один вечер в месяц «семейным вечером разговоров». 30–40 минут без гаджетов. С чаем. С простыми, честными разговорами. Вы будете удивлены, как откликаются дети. А главное — такие разговоры запоминаются. И постепенно мысль о том куда движется это поколение - уйдет...
5 месяцев назад
Сколько ребёнку можно играть в компьютер? Советы для родителей
Компьютеры, смартфоны, планшеты — дети сегодня с ними на "ты" с первых лет жизни. Но как понять, где проходит граница между пользой и вредом? И сколько времени ребёнку вообще можно проводить за экраном? Особенно этот вопрос стал актуальным после выхода сериала - "переходный возраст". Этот сериал стоит посмотреть если ещё не смотрели, но учтите что он "тяжелый" для восприятия. Начнём с главного: гаджеты — это не враги. Они могут быть полезны. С их помощью дети развиваются, обучаются, общаются с близкими и друзьями...
5 месяцев назад