Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
Школа Мераба или сократические беседы
Чтение смыслов своей жизни и есть философия. #1
212 · 3 года назад
Школа Мераба или сократические беседы
Путеводитель по каналу
3 года назад
Школа Мераба или сократические беседы
Доброго дня! Задача постов и коротких статей по лекциям Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути" незамысловатая и простая: я перечисляю основные идеи и темы лекций М.К. Это "знаниевый"момент работы думания. Самый неинтересный и почти бесполезный (и почему-то многие удовлетворяются именно знаниями и не хотят думать и понимать. Правда знать и понимать разные вещи, но каждый делает свой выбор и он за него несет ответственность). Своего рода "костыли" думания, которые со временем необходимо отбросить. Или трехколесный велосипед понимания. Рано или поздно нужно пересаживаться на "двухколесный велосипед" размышлений и бесед. Этим мы и занимаемся на наших "Сократических беседах". И еще. Обращаюсь к просветленным и много знающим людям, которые любят раздавать драгоценные советы и не менее драгоценные мысли-пожелания. Иногда приправленные оскорблениями и банальностями. Но это издержки стиля и очень сильного желания добиться правды и справедливости. Словом, я обращаюсь ко всем алетернативно-одаренным. Ваши глубокие замечания и критические высказывания несомненно важны и значимы. Вы, несомненно, имеете право их высказывать. Силы света и справедливости. Но здесь, на канале, мы учимся у неглупых людей (сейчас это М.К.) мудрости и пониманию. Да, мы глупые и сирые. И нам далеко до ваших прозрений и требований. Вы можете найти для себя более продвинутую аудиторию и там ваши, несомненно глубокие и важные замечания и суждения будут востребованы. Просто можно пройти мимо. Еще раз (для "танкистов"): можно пройти мимо и обратиться к своей аудитории.
578 · 3 года назад
Мераб Константинович Мамардашвили (15 сентября 1930 г. — 25 ноября 1990 г.) "Подлинный Декарт — это непрерывное творение, когда мир — и мы в мире — заново творится каждый миг. В этой мысли — весь мой опыт, весь мой философский путь". М.К. Мамардашвили. Мысль под запретом. Вопросы философии,1992, №5, с.78.
1 месяц назад
"Существование другого режима жизни, отличного от режима жизни повседневной (эту жизнь мы называем жизнью, и она в общем-то единственная), — вокруг этого крутится вся проблема философии.  Есть какая-то другая жизнь, у нее другой режим, и переключение в этот режим жизни на нашей стороне нашей реальной жизни позволяет хотя бы успеть извлечь смыслы, например извлечь смысл из раскаяния, а не вечно повторять ошибку, которая приводит к раскаянию." М.М.
2 месяца назад
Тема онтологичности (непсихологичности) философии. "Я хотел бы подчеркнуть здесь для нашего стилистического настроя одну деталь, чтобы иметь возможность понимания радикально ДРУГОЙ психологии у Пруста (в данном случае — психологии в смысле науки). Приводя этот пример, я имею в виду не то, что ожерелье дарят тому, кого любят. Ведь психологически мы обычно так и понимаем, это нормально. Но здесь совсем другой смысл, и мы все время должны держать его в голове. Это смысл психологического, условно говоря "открытия"— условно, потому что кроме Пруста это знали и многие другие, но Пруст хорошо подумал, и поэтому он подумал так, как думали до него другие. О подумал, что любят ту, которой дарят ожерелье. Не дараят ожерелье той, которую любят, а любят ту, которой дарят ожерелье. Это существенно. ... В обычной нашей психологии вещь оказывается неким посредствующим звеном человеческих чувств, которые сами для себя понятны. Скажем, я любля кого-то и как знак моей любви я дарю ожерелье. Что здесь ожерелье? Ожерелье — знак. Он исчезает в своей функции, в данном случае — в любовной функции, и он может быть заменен любым другим. Знак по природе своей таков, что может быть заменен любым другим знаком, если мы договоримся. Так ведь? А мы емеем дело с незнаковой теорией вещей, или вещественной теорией психологических значений (в отличие от знаковой). Здесь ожерелье — незаменимо: оно несет ту, которую любят. Это — не знак, во-первых, и , во-вторых, чувство здесь не являются понятным самому себе, прозрачным для самого себя, оно конституировалось не путем выбора и размышлений, а соверешенно другим способом." М.М.
2 месяца назад
"Все мы — подумайте о себе — в каждый данный момент в силу того, что мы совершаем, сознательно ли, бессознательно, немеренно или ненамеренно, давно или сейчас, — мы уже представлены вне нас в миллионах осколков зеркала нас самих, и это зеркало или осколки мы должны собрать, а можем и не собирать. Но собрать очень важно для нас... Так вот, мы имеем тему вещей, с которыми можем воссоединиться, если проходить путь знания и понимания, — путь, когда знание и понимание случаются на каких-то условиях в виде событий или явлений, а не в виде содержаний... Повторяю, когда мы гворим о знании и понимании, то мы имеем в виду случание или неслучание того, что должно стать знанием, или вИдением, или плниманием. Речь идет о воссоединении с вещами, в которых, независимо от нас, мы уже есть. Это как бы разорванное "Я", но не на осколки зеркала (это просто образ), а на осколки миллионов вещей вокруг нас." М.М.
2 месяца назад
"Значит, есть категория вещей, которые одноличны; эта категория объединяет такие вещи, которые могут быть или не быть только собственной персоной. Обычная теория обучения скрывает тот факт, что, сколько бы не объяснять теорему Пифагора, в конце концов понимаю я, и акт понимания не совпадает с тем, как организована цепь передачи этого знания, то есть теоремы Пифагора... ведь что бы вы ни делали, если сказанное вами понято кем-то, то оно понято им, и это понимание есть уникальный, незаместимый и ни из чего другого не выводимый факт. Из содержания теоремы Пифагора, как и из умения обучать и рассказывать, не вытекает никакой факт понимания кем-то теоремы Пифагора". М.М.
2 месяца назад
Элегия — исток поэзии. Что такое элегия? Это высказывание (жалоба) того, кто больше не обладает социальным статусом. Говорит Ж.Делез. И добавляет, что если бы он не был философом, то стал бы плакальщицей (здесь жалоба — искусство). Но у жалобы есть и другая сторона. В жалобе как бы говорится: не обращайте внимания на саму жалобу. Не жалейте меня, я сам позабочусь об этом. Жалоба скрывает что-то, что больше меня, выше моих сил. И в этом есть радость, радость в чистом виде. Но это слишком велико для меня. И за это платят либо счастьем (если готов вынести), либо бедой (если нет сил держать это).
3 месяца назад
Концепты "Монада" и
Эпизод 3. Концепт Лейбница "Монада". На что указывает эта "фигня"? Поможет подсказка - складка)). Эпизод 4. Концепт "Монада". Ищем проблему. Она под рукой. Вот она: как в малом, незначительном упаковывается всеобщее? Этого не должно быть, невозможно..., но есть! Индивидуальное (участок) и, одновременно, всеобщее (мир как целое) и есть место или "Монада". Место, где всеобщее "уложено" (складчато. Мир у нас складчатый) в индивидуальном...
3 месяца назад
Если философ не придумывает концепты - он не философ (Ж.Делез)
Эпизод 1. "Создание концептов по-прежнему остается задачей философии" (Ж.Делез). И Делез уклоняется от ответа на вопрос: "что такое концепт?". Не об этом нужно спрашивать. Вот Платон создал (придумал) концепт "Идея". Какую проблему решал этот концепт? А мы уже знаем: только вопрос "как это возможно?" переводит нас в лоно философии. И концепт "Идея" связан с чем-то, что отвечает на вопрос: "как что-то возможно?". Что возможно? Кто-то, кто говорит много о Делезе (и даже пишет о нем статьи и книги) ответит? А вы попытаетесь? Эпизод 2...
3 месяца назад
Вебинар! 19 апреля в 19.00 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекции 15, 16. Ссылка на вебинар здесь
6 месяцев назад
3 апреля в 17.30 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекция 16. Ссылка на вебинар здесь
6 месяцев назад
У Сократа нет системы, предназначенной для преподавания. Его философия вся целиком является духовным упражнением, новым образом жизни, активным размышлением, живым сознанием. Пьер Адо
6 месяцев назад
Сообщение:
9 месяцев назад