Найти тему
Закреплено автором
Школа Мераба или сократические беседы
Чтение смыслов своей жизни и есть философия. #1
201 · 2 года назад
Школа Мераба или сократические беседы
Путеводитель по каналу
2 года назад
Школа Мераба или сократические беседы
Доброго дня! Задача постов и коротких статей по лекциям Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути" незамысловатая и простая: я перечисляю основные идеи и темы лекций М.К. Это "знаниевый"момент работы думания. Самый неинтересный и почти бесполезный (и почему-то многие удовлетворяются именно знаниями и не хотят думать и понимать. Правда знать и понимать разные вещи, но каждый делает свой выбор и он за него несет ответственность). Своего рода "костыли" думания, которые со временем необходимо отбросить. Или трехколесный велосипед понимания. Рано или поздно нужно пересаживаться на "двухколесный велосипед" размышлений и бесед. Этим мы и занимаемся на наших "Сократических беседах". И еще. Обращаюсь к просветленным и много знающим людям, которые любят раздавать драгоценные советы и не менее драгоценные мысли-пожелания. Иногда приправленные оскорблениями и банальностями. Но это издержки стиля и очень сильного желания добиться правды и справедливости. Словом, я обращаюсь ко всем алетернативно-одаренным. Ваши глубокие замечания и критические высказывания несомненно важны и значимы. Вы, несомненно, имеете право их высказывать. Силы света и справедливости. Но здесь, на канале, мы учимся у неглупых людей (сейчас это М.К.) мудрости и пониманию. Да, мы глупые и сирые. И нам далеко до ваших прозрений и требований. Вы можете найти для себя более продвинутую аудиторию и там ваши, несомненно глубокие и важные замечания и суждения будут востребованы. Просто можно пройти мимо. Еще раз (для "танкистов"): можно пройти мимо и обратиться к своей аудитории.
568 · 2 года назад
Статьи
Сообщение:
1 месяц назад
ВЕБИНАР 7 декабря в 19.00 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекция 14. Ссылка на вебинар здесь
2 месяца назад
Мераб Мамардашвили. Вольномыслие. (Материалы круглого стола, посвященного А.Д. Сахарову) "Божьи жернова мелют очень медленно, но основательно. Поэтому приходится строить какую-то идеальность, не ожидая, что она реализуется за время твоей жизни. Кстати, это очень старая нота русской культуры. В свое время Чаадаев предлагал отказаться от одной из трех христианских добродетелей — любви, веры и надежды. Он предлагал отказаться от надежды (пускай Господь нас простит), поскольку любое действие в болоте ситуации еще глубже погружает нас в это болото. И спасением может быть только свободная, трезвая мысль. Сахаров был современным мыслителем-профессионалом, для которого мысль, подчиненная только законам самой мысли — дело собственного достоинства и чести. Это особый тип, не слишком характерный для русской интеллигенции, которая фактически была крестоносным орденом радикализма. Такой тип возникал в начале века рядом с радикальной интеллигенцией — я не случайно вспоминал Вернадского. И эту традицию продолжил, мне кажется, Сахаров. Из того портрета, который рисовал Сергей Адамович, выступает облик антинигилиста, а это весьма существенная фигура в российской истории. Она отрадное исключение на фоне всеобщего нигилизма, в частности правового. Я бы сказал, что Сахаров был бескомпромиссным сторонником компромисса, т. е. человеком, который способен сотрудничать с существующей властью, а не углублять пропасть между ней и обществом. Но стремление к сотрудничеству никогда не заставляло его извращать свою мысль, делать ее услужливой. Это замечательный пример, особенно необходимый в сегодняшней ситуации, которая поразительно напоминает ситуацию 1900-х годов в России, воспроизводит те же комбинации политических сил и платформ, а следовательно, может воспроизвести и результаты. Перед нами снова разверзается пропасть нигилизма. В обществе господствует настроение, что, во-первых, во всем виновата власть, во-вторых, из рук власти мы не хотим ничего — ни хорошего, ни плохого, а в-третьих, если чего-то и хотим, то хотим немедленно, всего сразу и целиком. Это классический случай нигилизма. Пропасть между властью и обществом тем более опасна, что в пустоту всегда входит третья сила. В такую пустоту уже однажды вошли большевики. Они воспользовались как раз нигилистическим состоянием общества, которое возникло, когда естественное развитие Российской империи было прервано в 1914 г. (Это точнее, чем называть 1917 г. Не нужно делать историческое описание актом обвинения против каких-то лиц — скажем, большевиков; в такой форме это было бы просто нелепо. Говоря словами Бердяева, произошла космическая катастрофа. Стоит ли искать конкретных виновников?) К сожалению, сегодня по-прежнему очень мало людей, способных занять позицию, подобную позиции Сахарова. И мы снова сталкиваемся с опасностью предательства интеллигенции. Однажды такое предательство уже случилось — в 1900-х годах. Я имею в виду предательство, заключающееся в невыполнении интеллигенцией своей функции, каковой является мысль, а не забота о народе и сев разумного, доброго, вечного. Ни в одном развитом гражданском обществе не существует неразрешимой проблемы «народ и интеллигенция», и интеллектуалы не спорят о том, что они должны сделать для народа. Мысль не производится ни для кого, мысль производится ради мысли." М.М.
2 месяца назад
"Нет ничего сложнее простых вещей, которые лежат на поверхности, но не осознаются" В.Зеланд "Все ваши знания вообще ничего не стоят, если вы пребываете в бессознательном сновидении". - В.Зеланд. А бессознательное сновидение и есть неприсутствие. Философия и практикует состояние полного присутствия. Именно практикует, а не создает системы и концепции. Все так называемые системы, на самом деле, лишь орудия-тексты для практикования присутствия (опыта сознания)
3 месяца назад
Вебинар 21 ноября в 17.30 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекции 15, 16. Ссылка на вебинар здесь
3 месяца назад
Очередной вебинар 16 ноября в 19.00 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекции 13, 14. Ссылка на вебинар здесь Книга Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути", пожалуй, одно из лучших введений в философию.
3 месяца назад
9 ноября вебинар 9 ноября в 19.00 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекция 13. Ссылка на вебинар здесь
3 месяца назад
У М.К. можно прочитать в таком виде ("Как я понимаю философию". 1992. С.14-15): "Мне кажется, в области приобщения к философскому знанию мы имеем дело с фундаментальным просчетом, касающимся природы самого дела, которому в мыслях своих хотят научить. Речь идет о природе философии, о природе того гуманитарного знания или гуманитарной искры, ее какой-то производящей духовной клеточки, которая описывается в понятиях философии и связана с духовным развитием личности. Преподавание философии, к сожалению, не имеет к этому отношения. Но у философии есть своя природа. Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания - это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Действия, в результате которых появляется картина, хорошо сработанный стол или создается удачная конструкция машины, требующая, кстати, отточенного интеллектуального мужества. В этот момент может возникнуть некоторая философская пауза, пауза причастности к какому-то первичному акту. Передать и эту паузу, и новую возможную пульсацию мысли обязательным научением просто нельзя. Ставить такую задачу абсурдно. Это возможно только в том случае, если то, что называется философией, воспринимают как институционализированную часть государственного идеологического аппарата, некоторое средство распространения единомыслия по тем или иным мировоззренческим проблемам. Но это уже совсем другая задача, правомерность которой можно оспаривать или нет, но к философии она отношения не имеет. Более того, философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить... Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя, скажем, диамата. Общение возможно лишь тогда, когда слушаешь конкретного человека. Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и в этом смысле - своя философия, т.е. есть уже некий личный опыт, личный, пройденный человеком путь испытания, которое он пережил, узнал и идентифицировал в философских понятиях, воспользовавшись для этого существующей философской техникой. И, исходя из своего личного опыта, он вносит что-то новое в эту технику. Короче говоря, философия - это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта..."
3 месяца назад
Философия (как и психоанализ) не передается академическим путем.
3 месяца назад
Вебинар 24 октября в 17.30 (мск) 24 октября 2024 года в 17.30 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекция 15. Ссылка на вебинар здесь
4 месяца назад
19 октября вебинар 19 октября в 19.00 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекция 13. Ссылка на вебинар здесь
4 месяца назад
19 сентября состоится вебинар 19 сентября в 17.30 (мск) состоится вебинар по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути". Лекция 15. Ссылка на вебинар здесь
5 месяцев назад
Видео
Ролики