Лекция 2. Пояснение 1.3 Истоки иллюзии и рабства Сен-Лу лежат в его откладывании промелькнувшего на миг впечатления. Он не стал прояснять, что он на самом деле чувствовал и можно ли приписать им пережитое качествам Рашель. Наша психика защищает нас от разрушения выстраиваемого нами же образа самих же себя. Это психологический механизм идентификации. О нем немного позже поговорим. Вернемся к "приписыванию" Рашель качеств самой прекрасной женщины и богини. Сен-Лу видит в ней божественное создание, обладающее благородными качествами. И поэтому он влюблен в нее. Пруст же утверждает, что из качеств женщины отношение к ней не вытекает. Просто потому, что любую женщину как предмет обожания можно заменить на другую. Введенная тема "реализации/не реализации" впечатления (тождественная теме "реализация себя") может быть переформулирована в других терминах. А именно: вырастаем мы или не вырастаем. Когда нам удается извлечь смысл из того, что произошло (уцепившись за "ариаднину нить"впечатления), то мы становимся взрослыми, растем. А если не извлекаем, то так и остаемся в качестве "дебильных переростков" (М.К.). Знакомо, не правда ли? Не выросшие взрослые еще и сопротивляются взрослению, блокируют понимание происходящего в их жизни и вокруг них. И обижаются на мир. Как дети. В представлении ребенка мир вращается вокруг него. И строит ему либо козни, либо печеньки приносит. Так и взрослые остаются инфантильными детьми. Задача для Пруста (и для нас): как же все таки вырастать?
3 года назад