Найти в Дзене
Все пояснения к комментированному чтению

Все пояснения к комментированному чтению

Дополнения к нашим "сократическим беседам" по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология Пути"
подборка · 18 материалов
Лекция 2. Пояснение 1.3 Истоки иллюзии и рабства Сен-Лу лежат в его откладывании промелькнувшего на миг впечатления. Он не стал прояснять, что он на самом деле чувствовал и можно ли приписать им пережитое качествам Рашель. Наша психика защищает нас от разрушения выстраиваемого нами же образа самих же себя. Это психологический механизм идентификации. О нем немного позже поговорим. Вернемся к "приписыванию" Рашель качеств самой прекрасной женщины и богини. Сен-Лу видит в ней божественное создание, обладающее благородными качествами. И поэтому он влюблен в нее. Пруст же утверждает, что из качеств женщины отношение к ней не вытекает. Просто потому, что любую женщину как предмет обожания можно заменить на другую. Введенная тема "реализации/не реализации" впечатления (тождественная теме "реализация себя") может быть переформулирована в других терминах. А именно: вырастаем мы или не вырастаем. Когда нам удается извлечь смысл из того, что произошло (уцепившись за "ариаднину нить"впечатления), то мы становимся взрослыми, растем. А если не извлекаем, то так и остаемся в качестве "дебильных переростков" (М.К.). Знакомо, не правда ли? Не выросшие взрослые еще и сопротивляются взрослению, блокируют понимание происходящего в их жизни и вокруг них. И обижаются на мир. Как дети. В представлении ребенка мир вращается вокруг него. И строит ему либо козни, либо печеньки приносит. Так и взрослые остаются инфантильными детьми. Задача для Пруста (и для нас): как же все таки вырастать?
Лекция 2. Пояснение 1.2 Странное на первый взгляд утверждение (да и на второй то же): "реализация себя" равно "реализация впечатления". Но их тождественность обнаруживается в реальности. Если реальность понимать как то, что есть на самом деле. Отличая, тем самым, от того, как реальность нам представилась. И вот настоящая философия, считает Пруст и М.К., состоит в узнавании того, что есть на самом деле. Тогда философия не книжное дело и не интеллектуальное словоблудие, а часть жизни. С помощью философии мы устанавливаем то, что я на самом деле чувствую, на самом деле думаю, чего на самом деле хочу и к чему на самом деле стремлюсь. Таким образом, философия будет присутствовать как элемент в наших чувствах, переживаниях, состояниях после того, как мы установим, что на самом деле с нами происходит. Иначе, реализуем себя, или реализуем впечатление. Маркиз Сен-Лу увидел Рашель в театре. И его представления о прекрасном, исполняемая роль Рашель схватились в один комок (узел), который и отождествился с реальной женщиной. И теперь Сен-Лу видит не реальность (не реальную Рашель), а стихийно возникший иллюзорный образ. Таким образом, Сен-Лу оказался рабом своих чувств и переживаний. И корни этого рабства находятся в нем самом. Хотя была подсказка (знамение) — впечатление: какое-то плоское и размытое лицо его возлюбленной. Ведь она царица. Как так? Но подсказкой он не воспользовался, прошел мимо. Не реализовал впечатление и остался в иллюзии, которая теперь будет "работать" в его жизни.
Лекция 2. Без "ныряния в себя" нет коммуникации с миром Философы или серьезно и глубоко подумавшие субъекты утверждают: для того, чтобы вот увидеть этот стол, нужно как-то исхитриться, заглянуть в себя и лишь потом ты увидишь то, что видишь. Это и называется на философском жаргоне очевидность. Очевидность экзистенциальна. Иначе говоря: только ты, только на себе, только из себя. Или, "сама-сама". И тогда ты не только будешь понимать и применять, оно и начинает жить в твоей жизни. Ты его уместил и укоренил на основание (экзистенциальное основание). Человек и умещается в жизни (живет) такими экзистенциальными актами. Когда на себе, поставил себя на карту, ввязался. И не только умом, но и телом, своим существом и кровью. Тем самым, я вслед за М.К. утверждаю: это непросто видеть то, что видишь. Без "реализации себя", без "прихождения к себе", без "ныряния в себя". И вот эта фраза: "реализовать себя" почти тождественна у Пруста другой фразе — "реализовать впечатление". Неожиданное и непонятное отождествление. Давайте всмотримся. О чем здесь толкует М.К. Немного забегая вперед скажу: впечатление — это такого рода переживание (состояние), которое ведет нас к себе и реальности, к тому, что есть на самом деле. Важно блокировать всякие психологические ассоциации с "впечатлительностью" или с чем-то очень значительным, сильно на меня повлиявшим. Когда мы говорим: "я впечатлен". Да нет же. Это может быть что-то очень незначительное, какая-то банальность: скука, сомнительное лицо...
Лекция 2. Пояснение 1 Сначала немного методологии. Или о том, как размышляет (философствует) М.К. Его мысль движется кругами. И постепенно "сгущая" (добавляя новые аспекты и грани) пространство думания, побуждает(актуализирует) состояние сознания. М.К. называет его "внутренним актом". Сейчас поясню сказанное. Обычное повествование разворачивается от меньшего к большему, от простого к сложному, от поверхности к глубине и т.д. Иначе, по прямой. Грамотное философское размышление (подчеркиваю — грамотное) строится иначе. Здесь термины и понятия лишь указатели. И указывают (отсылают) они на то, что не может быть в качестве объекта. Объекты существуют в науке и требуют исследовательских процедур. В философском думании то, о чем думают, не существует вне самого думающего. Следовательно, мы что-то начинаем понимать относительно себя. Вторая глава книги Мераба Мамардашвили и начинается с указания на то, что роман Пруста и его книга (и наше стремление, читающих произведение Мераба Мамардашвили) суть произведения для реализации себя. Таков пафос романа Пруста, таково желание Мераба Мамардашвили. И наше желание. Реализовать себя в многообразии своих желаний и хотелок. Но тебе неведома их природа, они тебе непонятны. Но ведь нельзя реализовать то, что тебе непонятно. Вот почему задача "реализоваться" невозможна без понимания того, что на самом деле со мной происходит, что я на самом деле чувствую, к чему я на самом деле стремлюсь.
Завершили Лекцию 1 книги М.К. Мамардашвили "Психологическая топология пути"
Видео с нашими беседами и "Пояснения" по первой Лекции книги Мераба Мамардашвили можно начать смотреть здесь. Напомню. Роман Пруста и книга Мераба Мамардашвили не просто произведения: одно литературное, а другое философское. Их объединяет то, что они суть конструкции (созданы как конструкции). Конструкции или особого рода тексты. И смысл таких текстов таков: они помогают проживать собственную жизнь. Иначе говоря, и Марсель Пруст, и Мераб Мамардашвили совершали работу, которую каждый должен делать на свой страх и риск...
Пояснение 13. "... ходите, пока свет с вами", или о труде жизни Мераб Мамардашвили заканчивает первую главу книги "Психологическая топология пути" описанием ошибки Пруста. Пруст ошибочно цитирует Евангелие. Цитируя канонический текст Евангелия от Иоанна, он вместо "ходите" (по памяти) ошибочно цитирует и говорит "работайте". На самом деле текст Евангелия звучит так (он и сам по себе важен в связи с темой "слепоты и невИдения"): "Еще не на долгое время свет с вами, ходите, пока есть свет. Пока есть свет, веруйте в свет да будете сынами света". Истина видна внутри света, который дается. И нельзя спать в это время, ибо многое можно увидеть внутри этого света. Он "освещает" то, что обычным образом не видно. Философ скажет: свет сознания. Но какого-то особого. М.К. - "обостренного чувства сознания". Пруст же цитирует Евангелие так: "Еще не на долгое время свет с вами, пока есть свет, работайте". Фактически смысл Евангелического послания передан верно: речь о мгновении труда. Пока есть свет истины (сознания) - нужно работать. Прояснять то, что есть на самом деле. И если упустишь это время, то будет "хаос и распад, ничего не повторится, и мир уйдет в небытие, в том числе в бесконечное повторение ада" (С.33). Мгновения света истины (сознания) расширяются и длятся в труде жизни, когда создается текст. На наших "сократических беседах" мы и создаем текст, текст беседы. Он и связан (через впечатления) со светом сознания. Приходите на наши беседы. Если в вас проснулось желание длить свет