Найти в Дзене
В чём загадка норвежского водоворота Мальстрём, который вдохновил Жюля Верна и Эдгара По
На Земле есть места, которые словно нарочно созданы, чтобы внушать страх. Одно из них – водоворот Мальстрём у берегов Норвегии. Веками этот морской кошмар держал в ужасе моряков, а потом вдохновил Эдгара По и Жюля Верна на создание их лучших произведений. Но что же в нём такого необычного? И правда, что в нём такого особенного? Дом для морского кошмара Найти Мальстрём несложно — он притаился между островами Верёй и Москенесёй, что в Лофотенском архипелаге. Норвежцы зовут его Moskstraumen — "течение у Москена"...
3 недели назад
Эхо войны: что скрывает дно Финского залива
Представьте себе: 2019 год, лето. Владимир Путин опускается на дно Финского залива к подлодке "Щ-308", которая лежит там с военных времен. Казалось бы, обычное погружение к историческому объекту. Но за несколько дней до этого водолазы флота наткнулись на немецкие мины – те самые, что были поставлены 80 лет назад! Представляете, сколько времени эта смертельная угроза дожидалась своего часа на морском дне. Как превратили море в минное поле 22 июня 1941-го немцы напали на Союз. И в первую же ночь финские субмарины начали разбрасывать мины по Финскому заливу...
3 недели назад
Как сложилась судьба Владимира Николаевича Перегудова, который в 1955 г построил первую атомную подводную лодку «Ленинский комсомол»
Недавно был в Кронштадте, смотрел на К-3 "Ленинский комсомол" - нашу первую атомную подводную лодку. Стоит теперь как памятник, музей из неё сделали. А я всё думал - а что стало с тем человеком, который её создавал? Владимир Перегудов звали главного конструктора. Полез в интернет, почитал - оказалось, история печальная и поучительная одновременно. Расскажу, что удалось выяснить про судьбу этого удивительного инженера. Простые корни Владимир Николаевич родился 28 июня 1902 года в Балаково. Семья самая обычная - крестьяне...
3 недели назад
Игра в прятки на средневековых морях: как торговцы обманывали пиратов
Представить себе средневекового купца — дело нехитрое. Вот он сидит за столом, пересчитывает монеты и планирует очередную сделку. А теперь представьте того же купца, который переодевается в рыбака, красит свой корабль в невзрачные цвета и выдумывает хитрые способы спрятать товары от пиратов. Вторая картинка кажется менее привычной, но именно так выглядела реальность средневековой морской торговли. В те времена пиратство процветало как никогда. Витальеры называли себя "друзьями Бога и врагами мира", объединяясь в могущественные организации с железной дисциплиной...
3 недели назад
Последние китобои Калининграда: когда океан замолчал
"Слышишь, внучек? Это гудок в порту. А раньше так гудели наши китобойцы, когда домой возвращались", — говорил мне мой дядька Григорий Аухаренок, когда я маленьким гулял с ним. Прошло уже сорок восемь лет с тех пор, как последний раз в Калининградский порт вошла флотилия «Юрий Долгорукий». И вот с самого детства я слышал эту историю — от моего дядьки, от его друзей, от случайных попутчиков в маршрутке, которые узнают, что я местный и учился в мореходке. История о том, как наш город был столицей советских китобоев...
3 недели назад
Штокфиш и мех: что возили средневековые торговцы по Балтике
Балтийское море в средние века было как огромная торговая площадь Европы. Казалось бы, небольшое внутреннее море, а по нему шли корабли с грузами из Норвегии в Новгород, из Риги во Фландрию. Везли не только драгоценности, но и вполне обычные вещи. Ту же сушеную рыбу или соль в мешках. А вот именно эти простые товары делали купцов богачами и решали судьбы городов. Больше четырех столетий всей балтийской торговлей заправлял Ганзейский союз - союз немецких торговых городов. Настоящая империя без императора получилась, где воевали деньгами, а границами служили торговые пути...
3 недели назад
Русский на съёмках Титаника: как сложилась судьба легендарного батискафа "Мир"
Недавно был в нашем Музее Мирового океана — заходил посмотреть на подлодку и научно-исследовательское судно "Витязь". А тут глаза упали на небольшой, но какой-то особенно притягательный экспонат. Красно-белый шар с иллюминаторами, механические манипуляторы, надпись "Мир-1". Подошел ближе, прочитал табличку — и понял, что передо мной настоящая легенда. Этот невзрачный с виду аппарат помог снять один из самых кассовых фильмов в истории кинематографа. Без него Джеймс Кэмерон никогда не смог бы показать миру настоящий "Титаник", лежащий на дне Атлантики...
4 недели назад
Роботы и искусственный интеллект. Как современные технологии помогают находить затонувшие сокровища?
Где-то на дне океанов лежит примерно три миллиона затонувших кораблей. А найти удалось только каждый сотый. Представляете, сколько там всего интересного? Золото с испанских кораблей, драгоценности с роскошных лайнеров, старинные монеты. Раньше искать все это было как в лотерею играть - повезет или нет. А теперь все по-другому. Искусственный интеллект и подводные роботы превратили поиск сокровищ в настоящую науку. Теперь можно найти что угодно в океане, даже если он размером с половину планеты. С...
4 недели назад
Подводные хищники по-британски: зачем Королевский флот копирует морских тварей
Честно говоря, когда я впервые наткнулся на эту новость, подумал — британцы окончательно свихнулись. Корабли в виде скатов, подлодки-угри, торпеды-рыбки... Звучит как бред сивой кобылы или очередной голливудский блокбастер про подводных монстров. Но копнул глубже и понял — это не фантазии адмиралов, а вполне серьезный военно-технический проект. В 2017 году Королевский флот Великобритании представил концепции будущих подводных кораблей, которые больше напоминают обитателей океана, чем привычную военную технику...
4 недели назад
Морская байка или реальность? Девятый вал: волна, которая топит корабли одним ударом
Помню, в детстве висела у нас дома репродукция картины Айвазовского «Девятый вал». Я долго думал, что художник просто приукрасил - ну не может же быть таких огромных волн! А оказалось, что может. И они действительно топят корабли. Откуда взялось название Старые моряки всегда говорили про девятую волну - мол, она самая опасная в шторм. Сейчас мы знаем, что они были правы, только называем это явление по-другому: волны-убийцы или волны-монстры. Представьте себе - плывете вы по относительно спокойному морю, и вдруг из ниоткуда поднимается стена воды высотой метров двадцать-тридцать...
4 недели назад
Парадокс стали: почему современные суда ржавеют за 25 лет, а «Титаник» сохраняется на дне больше века?
Вчера вечером залип в документалку про «Титаник» и в ней услышал кое-что занятное. Представляете — современные грузовые корабли идут на слом уже через 20-25 лет, а этот легендарный красавец лежит себе спокойненько на дне Атлантики уже 113 лет и до сих пор узнаваем! Мозг просто отказывался это понимать. Пришлось лезть в интернет и разбираться. Оказалось, что мир кораблей полон парадоксов, о которых я даже не подозревал. Когда дно океана становится лучшим консервантом Когда «Титаник» ушел ко дну в апреле 1912-го, он попал в условия, которые лучше любого холодильника...
1 месяц назад
"Морская шуба" для кораблей: как ракушки за год превращают суда в неповоротливые бочки
Вы когда-нибудь замечали, что у всех кораблей подводная часть покрашена в красный цвет? А видели видео как в доках, как с корпусов судов счищают целые заросли из ракушек, мидий и водорослей? Скажете, обычная морская грязь? Как бы не так! Эта "грязь" способна превратить современный лайнер в неповоротливую посудину, а владельцу обойтись в миллионы долларов лишних расходов. Давайте разберёмся, почему крошечные ракушки становятся кошмаром для капитанов и как моряки уже сотни лет ведут войну с невидимыми оккупантами...
1 месяц назад