Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Поэтика рока. Переводы. Разночтения. Интерпретации. Сид Барретт. Часть II. "Дикая чащоба" (в статье демонстрируются картины С. Барретта)
Название этой части содержит в себе прямую отсылку к той же книге Кеннета Грэма «Ветер в Ивах». Где-то на горизонте маячит Дикая Чащоба, таящая в себе немую угрозу. Добродушные зверюшки Грэма стараются туда не попадать, а раз попав, мучаются различными, хоть и непонятными им страхами… Уже очень много накопилось материала, где описываются леденящие душу «чудачества» Сида Барретта, его «зависания», «ступоры», «срывы» и «прострации». Какими только эпитетами не награждалось это «диковинное существо», наполненное «гитарами и пылью»...
6 месяцев назад
Поэтика рока. Переводы. Разночтения. Интерпретации. Сид Барретт. Часть I. "О чём шумели ивы".
И море не зеленое. И в королеву я влюблен. И что есть в самом деле сон? И что есть в самом деле шутка? Кто в наше время не знает группу Пинк Флойд?.. Даже неискушенные в роке люди если не слушали, то хотя бы слышали о ней. А то, что ее основателем был паренек из Кембриджа Роджер Кейт Барретт (это он потом стал Сидом) знают не все. Это он придумал это странное название своей экспериментальной группе, играющую, по тем временам, революционную музыку, имя которой психоделия. В лондонском клубе UFO (НЛО),...
6 месяцев назад
Рок. Поэтика рока. Переводы. Разночтения. Интерпретации. Введение.
Каждый, кто слушает рок-музыку, наверное, не раз задумывался, о чем же все-таки «они» поют. Хорошо тому, кто знает английский язык. Тот понимает текст без проблем и у него все «усваивается» органично и музыка, и, параллельно, текст. А некоторым вообще до этого дела нет... Они наслаждаются просто музыкой, а текст идет фоном как дополнительный аккомпанемент к некоему «общему настрою». По правде говоря, так оно обычно и бывает, потому как большинство западных рок-музыкантов, мягко говоря, не являются поэтами и очень даже уступают в текстах российским представителям жанра...
6 месяцев назад
Мистерия рок-прогресса. Рок-Таро 2. Папесса (Партитура космоса)
Мудрая женщина преклонных лет в красно-синем одеянии, держащая в руках книгу. Голову венчает тиара, взгляд устремлен в Вечность. Символ древней матери, покровительницы всех наук, как свода законов материального мира. Процесс вечного движения, становления, метаморфоз, трансмутации и цикличности. Такой нам предстает образ карты Таро «Папесса», который нам предстоит представить как символ течения космической энергии в звуковых образах. В руках у Папессы звуковая (не нотная) партитура космоса, на которой запечатлена тайна рождения гармонии из хаоса звуков...
7 месяцев назад
Рок-группы. Магия названий
Вообще, внимание к названиям как таковым человечество испытывало издавна. Краткое, емкое значимое слово таило в себе «магию», открывающую путь в неизвестные сферы бытия, распаковывающие вереницы смыслов, посвящая в некое знание. А в быту названиями пользовались не задумываясь, совершенно обнуляя качество получаемой информации. В лучшем случае, работал давно проверенный механизм восприятия простых метафор. И на этом все. Т. е пока человек не вникнет, не прочувствует содержание и смысл «названия», для него это будет лишь проходящая количественная информация...
7 месяцев назад
Рок. Стилистические последователи The Doors. Схоже, да не то же.
Путешествуя по необъятным просторам рок-континуума, вдруг ощущаешь, что появляется такое интересное качество как «наслушанность» по аналогии с «насмотренностью», неологизмом современных коучей. И встречая по пути самые разные группы, вдруг начинаешь улавливать в них нечто знакомое и даже родное. «Дорзоиды» встречались мне, признаюсь, нечасто. При этом у меня было стойкое отвращение к группам-подражателям. Однако, со временем смягчился и стал их фиксировать. Конечно же, никто из них не сравниться...
8 месяцев назад
Рок. Проблема стихотворных переводов западных рок-поэтов. Часть I. Джим Моррисон
Где вино? Новое Вино? (Прокисло давно…) Независимые переводчики переводили поэзию Джима Моррисона еще в Советское время, однако эти переводы были утрачены. Более-менее качественные из них были выпущены в 90-е года прошлого века. Это, как правило, переводы С. Климовицкого, М. Пушкиной, Д. Эпштейна, П. Мавра, А. Малькевича, В. Шерша. И в них сразу обнаруживаются разночтения. Достаточно вспомнить Lament. У Малькевича это «похоронная песнь моему петуху», по поводу которого ряд толкователей делали отсылку этой аллегории аж к самому Д...
8 месяцев назад
Рок. Классика скандинавского прогрессивного рока. Швеция (часть IV)
Каким-то странным и непостижимым образом в 90-е годы произошел неожиданный всплеск интереса к прогрессивному року во всем мире. В 80-е происходило окончательное вымирание «рок-динозавров» 60-х и 70-х годов. Поэтому требовалось, по словам известного рок-поэта «новое молодое вино», т.е. молодая кровь, способная оживить отмирающую неотъемлемую часть мировой культуры под названием прогрессивный рок. Тем более, что данное ответвление рока традиционно претендует на воспитание молодежи в эстетическом и когнитивном планах...
8 месяцев назад
Рок. Классика скандинавского прогрессивного рока. Швеция (часть III)
В этой части мы рассмотрим группы шведского прогрессивного рока, которые окончательно обрели свой неповторимый стиль, в той или иной степени синтезировав в себе рок, психоделию, джаз, фолк и симфонические элементы. Именно стилистическая целостность позволила этим группам стать наиболее известными среди поклонников мирового прогрессивного рока, отвечая многим требованиям и со стороны музыкальной рок-критики. Эти группы исполняют свои песни и на английском, и на шведском языках, демонстрируя этим универсальность и интернациональность рок-музыки...
8 месяцев назад
Рок. Классика скандинавского прогрессивного рока. Швеция (часть II)
Наступившая зрелая пора в развитии шведского прогрессивного рока характеризуется значительными успехами в преодолении того, чем обычно «грешит» психоделия: аморфности, анархической «сырости» и неумеренных импровизаций. В композициях групп уже в начале 70-х чувствуется профессионализм и убедительный синтез рока, психоделии, джаза и, в особенности, шведского фолка, национальную самобытность которого музыканты всегда готовы были продемонстрировать. При этом наблюдается одна интересная закономерность, свойственная многим европейским группам...
8 месяцев назад
Рок. Классика скандинавского прогрессивного рока. Швеция (часть I)
Желание начать с этой страны возникло потому, что именно она больше всех других скандинавских стран известна своими рок и поп-звездами. Достаточно вспомнить группы ABBA, Europe, Secret Service, Ace of Base, Army of Lovers. Одни при виде этих групп очарованно вздыхают, другие же снисходительно и надменно хмурятся. Да. Повествование пойдет не про эти группы, потому что, согласитесь, это, во-первых, в большей степени поп-группы, а во-вторых, про них уже, мягко говоря, много чего известно. Речь пойдет о шведском прогрессивном роке преимущественно 70-х годов, в его «золотую» эпоху...
8 месяцев назад
Рок. Средневековые мотивы в западном прогрессивном роке
Рок, как синтетическое культурное явление, вполне закономерно впитал в себя многие эстетические и фольклорные музыкальные формы, которые заметно усиливают и облагораживают музыкальный колорит групп, а также, при определенном восприятии, носят познавательный характер. Рок-музыканты, в какой-то степени, являются наследниками тех самых трубадуров и менестрелей, средневековое музыкальное творчество которых прочно вошло в мировую культуру. Сам бродячий образ жизни хиппи отсылает нас в ту далекую историческую эпоху, наполненную вдохновенной романтикой...
8 месяцев назад