🧠 Что такое заикание и почему оно возникает? Заикание — это нарушение ритма и плавности речи, вызванное судорогами мышц речевого аппарата (гортани, языка, губ) . Оно похоже на сбой в сложнейшем оркестре, где более 100 мышц должны работать слаженно . Его появление связывают с сочетанием нескольких факторов: · Нейробиологические особенности: Современные исследования показывают, что в мозге есть особые сети, отвечающие за речь. У людей, которые заикаются, может быть нарушена координация между областями, планирующими речь и управляющими мышцами . Важную роль играет дофамин — вещество-нейромедиатор, участвующее в моторном контроле и обучении. Гиперактивность дофаминовых систем может влиять на речевую функцию . · Нарушение координации: Обнаружено, что координация между речью и дыханием у людей, которые заикаются, может быть нарушена. Почти все мы говорим на выдохе, и сбой в работе дыхательных цепей способен провоцировать заикание . · Генетика: Примерно 60% людей, которые заикаются, имеют близкого родственника с такой же особенностью. Дети с семейной историей заикания почти в два раза чаще сохраняют его с возрастом . · Психологические и средовые факторы: Сильный стресс, испуг, напряженная обстановка в семье или требования говорить слишком много и сложно для ребенка могут стать "спусковым крючком" для заикания, особенно если нервная система изначально ослаблена . При этом важно знать: люди, которые заикаются, не более тревожны от природы, но сама тревожность может усиливать проявления заикания . 📖 Умные фразы из книг о механизме заикания. Объясняю на пальцах. «Патологическая детерминанта, связанная с гиперактивностью срединных структур мозга при снижении регулирующих влияний со стороны высших отделов мозга» — это и есть та самая гиперактивность глубинных (подкорковых) зон мозга, например, дофаминовых систем, которые выходят из-под контроля "высших" центров в коре. «Центральные промежуточные звенья речевой моторной системы и речевые зоны коры больших полушарий» — это речевые "центры" в мозге, такие как зона Брока (отвечает за произнесение) и зона Вернике (отвечает за понимание) , работа которых нарушается. «Центральные референтные звенья, регулирующие самый высокий уровень координации речевых движений» — это высший уровень управления, который должен обеспечивать плавность и ритм, но его функция нарушена из-за проблем в нижележащих "блоках" . 💡 Как предупредить заикание? Профилактика особенно актуальна для детей в периоды активного развития речи (2-5 лет и 7 лет) . 1. Создавайте спокойную обстановку: Оградите ребенка от сильных стрессов, испугов, постоянных ссор. 2. Следите за речевой нагрузкой: Не перегружайте ребенка сложными стихами, требованиями много рассказывать незнакомым людям. Речь должна быть в радость . 3. Говорите размеренно сами: Ребенок учится, подражая. Если вы говорите четко и не торопясь, это лучшая модель для него . 4. Не акцентируйте внимание на ошибках: Если ребенок запинается, не одергивайте его и не просите "дышать глубже". Лучше просто спокойно выслушайте. 🗣️ Как корректировать заикание? Подход должен быть комплексным и лучше, чтобы его подбирали специалисты (логопед, невролог, психолог) . Вот некоторые эффективные стратегии: · Работа с логопедом: Специалист может научить техникам, которые облегчают речь. · Мягкое начало: Плавное включение голоса в начале фразы, чтобы снизить напряжение в голосовых связках . · Легкие артикуляционные контакты: Произнесение звуков (например, "т", "п") с минимальным напряжением языка и губ . · Растяжка слогов: Замедление и плавное произнесение слов . · Дыхательные упражнения: Тренировка речевого дыхания, чтобы воздуха хватало на фразу и он расходовался экономно. · Психологическая поддержка: Помощь в принятии своего состояния, снижении страха перед речью и повышении уверенности в себе крайне важны . · Специализированные программы: Например, "синхронизированная речь по ритму", когда слова произносятся с равным ударением на каждый слог, как под метроном .
1 месяц назад