Если ты не работаешь в нейропедагогическом подходе - ты на шаг отстаешь от современных реалий в обучении детей. Это факт. К сожалению, универсальные программы, пособия, прописи, буквари и пр. не гарантируют возможность выстроить качественную базу для успешного обучения к школе. Опишу несколько типичных портретов современных дошкольников, не успешных в овладении предметными знаниями: - Ребенок с СДВГ: не усидчив, трудности с вниманием, организацией выполнения заданий, любитель побегать-попрыгать, чрезмерно разговорчив, постоянно отвлекается на внешние раздражители. - Ребенок с речевыми нарушениями: задержка речевого развития, проблемы со звукопроизношением, фонематическим слухом, бедный словарный запас, неумение выразить свою мысль, составить элементарный рассказ по картинке. - Ребенок медлительный, с тихим голосом, трудно включается в выполнение заданий, плохо понимает инструкцию, рассеянный, не любит подвижные задания, предпочитает сидеть за столом, неловкий. - Ребенок «нехочуха». Ему все время, по его словам, скучно, он хочет побыстрее домой, избегает прикосновений к нему, его трудно заинтересовать, включить, очень часто на лице угрюмое выражение. - Ребенок физически не развитый, неуклюжий, не умеет обращаться с мячом, прыгать и перепрыгивать в соответствии с возрастными нормами развития, ему тяжело запомнить где право/лево, ориентироваться в пространстве, он неправильно держит карандаш, излишне напрягая мышцы пальцев и руки. На самом деле, продолжать можно долго, это лишь типичные представители, которые все чаще и чаще встречаются на нашем педагогическом пути и заглядывают к нам на занятия. Как вы думаете, будут они легко учиться читать, писать и считать? Подойдет ли им всем, к примеру, для обучения чтению букварь Жуковой? Или комплект рабочих тетрадей для дошколят? А что делать, если они совсем не воспринимают материал? Результаты у таких детей будут минимальны, а хлопот педагогу они доставляют ой как много.. Что делать? Ответы нам дает НЕЙРОПЕДАГОГИКА. Мы должны - знать, как развивается мозг, как он работает, - знать возрастные нормы развития детей, - иметь представления о пирамиде обучения, о формировании учебных навыков - понимать методические аспекты работы в нейропедагогическом подходе - включать родителя в совместную работу - создавать нейросреду на занятиях - работать индивидуализированно даже при групповом формате обучения На самом деле, это все отдельные бусинки (далеко не все) общей СИСТЕМЫ работы в нейроподходе с дошкольниками. И если мы все еще не понимаем, а как учить, когда «не учится» - мы в числе отстающих..
Дзен-советы нейропедагога
130
подписчиков
* Обучение и развитие дошкольников и младших школьников в заметках нейропедагога.…
Продолжаем погружаться в нейропедагогический подход. Сегодня немного теории. Индивидуальное обучение в нейроподходе Фраза «индивидуальный подход» очень часто встречается у педагогов. Как правило, она чаще применяется к формату занятий. Индивидуальные занятия. Занятия с одним ребенком индивидуально и пр. Предлагаю поразбираться с этим понятием, посмотреть на него с разных сторон. В первую очередь, понять, как оно работает в нейропедагогике на практике. Индивидуальное/«индивидуализированное» обучение вытекает из одного из главных законов нейропедагогики «Обучение должно быть гибким». Вот отсюда как раз мы и делаем выводы, что, работая с ребенком, специалист всегда вначале подробно изучает самого ребенка (и это не только про предметные знания). Объемное видение ученика дает возможность его понять, понять, почему он так учится, почему у него получается или не получается. Поэтому в нашей практике обязательно нужна диагностика. «Пробным» занятием тут не обойтись. Без нее мы не сможем понять, с чего начинать, куда двигаться и как работать с ребенком. Ценность грамотной диагностики тут, безусловно высока. Далее нам нужно выстроить программу. ИНДИВИДУАЛЬНУЮ программу. Логичный вопрос – если у меня 20 учеников в работе, я должна расписать 20 программ? Да! Второй вопрос, как уметь это делать быстро, в какой форме, от чего отталкиваться и пр. Но это уже нюансы работы с программой. Даже «золотая» универсальная программа, которую ищут многие педагоги тут же разобьётся как волна об камни, если ребенок придет в работу чуть-чуть «нестандартный». То есть программы мы выстраиваем, отталкиваясь от индивидуальных особенностей и результатов диагностики. Теперь о том, какие эти самые «индивидуальные особенности» учитывает нейропедагог в работе с ребенком. Исходя из усвоения предметных знаний, формирования предметных умений и навыков, мы ведем к ним дорожки. Что нам важно? Я бы выделила пять главных пунктов: - Физическое развитие ребенка (как развит, как двигается, знает и ощущает ли свое «тело», часто ли болеет, наблюдается ли у специалистов) Мы же все знаем, что этот пункт в обучении первичен и игнорировать его нельзя. - Нейродинамические показатели психической деятельности. Как быстро устает на занятиях, когда наиболее трудоспособен? Выстраивая само занятие, эти моменты нужно учитывать также. - Развитие речи, уровень развития внимания, памяти, мышления. Важно понимать, как развиты эти психические функции. Над чем нужно работать совместно с нейропсихологом. Какие сильные и слабые стороны обозначаются у ребенка. - Нейрофизиологические особенности ребенка: ведущее полушарие мозга (важен и ведущий глаз, ухо, рука), ведущий канал восприятия. - Темперамент, темп деятельности, особенности поведения, взаимодействия с детьми и взрослыми, произвольная регуляция деятельности, самоконтроль. - Каждый ребенок уникален. И представляете, насколько разным может быть набор индивидуальных особенностей, которые нейропедагог берет во внимание. Поэтому и программы все получаются разными. И еще один вопрос также хочется обсудить в рамках этой темы. Можно ли работать в группе и соблюдать этот закон нейропедагогики, или речь идет все-таки больше об индивидуальных занятиях? Можно. Можно соблюдать целиком и полностью в парах, мини-группах, применяя в определённых случаях дифференцированный подход на отдельных заданиях. Этот формат еще обсудим отдельно. Работать в более многочисленных группах можно, но тут возможны два варианта: - работа с двумя педагогами - работа с элементами нейроподхода в виде ряда относительно универсальных упражнений и пунктов программы. Держать индивидуальные фокусы сложно, когда детей в группе много. Вопрос про применение нейроподхода в школе - дискуссионный, пока его оставим для дальнейшего обсуждения. Но ваше мнение интересно! Как вы думаете, возможно ли работать в нейропедагогическом подходе в детских садах и школах в больших коллективах? Порассуждаем? #нейропедагогика
В процессе подготовки руки к письму важно сформировать правильный захват пишущего инструмента. Это залог будущего красивого почерка, сохранения здоровья и эмоционального комфорта при выполнении письменных работ. Проверяем вместе, как держит карандаш Ваш ребенок: * Захватываем карандаш в клювик указательным и большим пальчиками (они располагаются друг к другу под углом 90 градусов) * Кладем карандаш отдыхать на средний пальчик * Безымянный и мизинчик согнуты к ладони (сейчас, кстати, не рекомендуют зажимать ими салфетку для фиксации позы, так как это создает дополнительное напряжение в кисти) * Карандаш должен оказаться в ложбинке между большим и указательным пальцами, направлен в плечо, при движении кистью может чуть-чуть сместиться от центра ложбинки в сторону указательного пальца. Лежит наш карандаш на подушечке, одеялком - укрылся, уютно ему. Теперь смотрим, как раскрашивает или выполняет штриховку наш дошкольник. Должна работать только кисть. Тело выключено, не участвует в процессе письма, только "кисточка" наша плавно совершает движения. Без лишнего напряжения и тонуса, сильного нажима линии выплывают из-под послушного карандашика. Это идеальная картинка. Поделитесь в комментариях, что вы отметили у своего ребенка при таком самом обычном тесте. Правильно ли держит карандаш? На самом деле, если все происходит гармонично, правильный захват начинает формироваться уже с раннего возраста. Предметы в кулачке, потом так называемый пинцетный захват - ребенок берет предмет двумя пальцами как пинцетом. Далее "щепоть" - захватываем предмет тремя пальцами. Главное, во всем этом не навредить. Не давать рано писать в прописях, подбирать сложные для возраста пишущие принадлежности. Лучше развиваем крупную и мелкую моторику самыми различными доступными способами. Лепка, творчество, бусины, шнурки, пуговицы и т.д. На своих занятиях мы тоже тщательно следим за тем, как держит карандаш наш маленький ученик. Даже в онлайне. Четкие инструкции маме, настройка камеры на процесс письма, "сверка" позы пальчиков. Экран препятствует тому, чтобы мы физически подправили захват, если что не так. Но, как правило, в большинстве случаев особых затруднений письменные работы в онлайн формате не вызывают. Мы справляемся. Очень хочется, чтобы письмо в школе не стало нелюбимым предметом, а прописи не были залиты слезами. Не так ли? Как у ваших детей с письмом?
МОЗГ И ДВИЖЕНИЕ Я давно увлекаюсь книгами про мозг. Для меня это невероятно интереснейший орган нашего тела. В нем ответы на многие вопросы. В то же время он хранит огромное количество тайн, которые до сих пор продолжают разгадывать ученые. Хочу делиться с вами тем, что знаю. Буду регулярно рассказывать просто о сложном в формате "историй" (конечно, с точки зрения обучения), приправленные где-то личным опытом. Итак, приглашаю вас в путешествие по извилистым дорожкам этой маленькой вселенной. История 1. Мозг и жизнь в движении. Два ребенка. Саша и Сережа. Саша - активный, ловкий, физически развитый, легко управляется с мячом. Серёжа - неуклюжий, малоподвижный, прыгать и бегать ему не нравится, а игры с мячом для него непосильная задача. Как вы думаете, кто из них будет лучше учиться? Правильно, Саша. А вы знали, что физическое здоровье, активность, движения улучшают работу мозга? Попробуем простыми словами все это объяснить. Во время физических нагрузок мозг лучше кровоснабжается. А это питательные вещества и кислород. Кроме того, при этом вырабатываются нейротрофины - удобрения для нервных клеток. Они стимулируют образование нейронов, помогают образовать им связи с другими нейронами. Напитанный мозг эффективнее обучается новому. Человек более сосредоточен, справляется с умственными нагрузками. Лучше работает кратковременная и долговременная память. А еще учеными доказано, что во время "активных" занятий вырабатывается дофамин - гормон счастья и удовольствия. Он, кстати, влияет и на мотивацию в любой деятельности, повышает уверенность в своих силах. Выводы очевидны. Больше правильных физических нагрузок в жизни детей и взрослых. Нужно ПОДРУЖИТЬ ГОЛОВУ С ТЕЛОМ, а ТЕЛО, в свою очередь, ПОЗАБОТИТСЯ О ГОЛОВЕ. Да, и, к сожалению, многие современные дети - это "Сережи", которые предпочитают посидеть с телефоном или планшетом на скамейке, а не побегать на площадке и не повисеть на турниках. Их учить и им учиться сложнее. Жду ваши мысли, вопросы в комментариях.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ЗАРЯДКИ Друзья, а вы делаете зарядку с детьми? Между прочим, очень даже полезный навык. * Улучшает самочувствие * Дает заряд бодрости, энергии * Укрепляет здоровье и иммунитет * Активизирует все процессы в организме * Помогает проснуться * Укрепляет костно-мышечную систему * Улучшает деятельность сердца и сосудов, нервной, дыхательной систем Представляете, как здорово и полезно, если мы будем делать зарядку! Важные правила: - Помните, что приступать к зарядке не стоит сразу после пробуждения (минут через 10-15 можно) - Не перегружайте зарядку упражнениями. 5-7 упражнений. Повторять каждое 6-10 раз - Проводить зарядку нужно в проветренной комнате или еще лучше на свежем воздухе, если есть такая возможность. А у меня для вас карточки с упражнениями для зарядки. Распечатывайте, вытягивайте, выполняйте. Весело и полезно Есть у нас тут те, кто делает зарядку?
Осмысленность обучения в нейропедагогике
Один из законов нейропедагогики гласит: обучение должно быть осмысленным. С одной стороны, на поверхности все понятно. Отталкиваемся от основного значения слова. «Осмысленность» - наличие смысла. Но ведь это как-то абстрактно, согласитесь?
Я за то, чтобы разбираться как в теоретической части основ нейропедагогики, так и в практической. Поэтому предлагаю поразмышлять вместе.
Итак, принимаем аксиому. Все, что мы делаем с детьми должно быть наполнено смыслом, каждое наше действие должно отвечать...
ТОП 7 зимних нейроигр
- Да, ладно, обычные наши игры детства можно теперь называть с модной приставкой "нейро-"? - скажете вы.
- Конечно! Можно и зимой играть с пользой для мозга на улице! Побежали! ЛЕПКА ИЗ СНЕГА Ну кто из нас не лепил снеговиков? Признавайтесь! Что не снеговик, то уникальный образ. Причем можно лепить и зайцев, котов, динозавров, и кого угодно. Вот вам координация, точность движений, крупная и мелкая моторика, регуляция поведения во время творчества. Скульптуру можно полить водой или прихватить из дома пульверизатор с цветной водой и добавить красок...
ДОШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА: чему и как учить?
Математика – царица наук. Один из главных школьных предметов. Часто у учеников отношения с ней не складываются. То задачки даются с трудом, то этот злополучный переход через десяток в голове не укладывается. А как таблица умножения начинается, то все.. мир рушится. Как сделать так, чтобы в школе все получалось? Примеры щелкались как орешки, а любая задача решалась на раз два. Логично заложить грамотный фундамент до школы. Занятия по подготовке к школе, бытовая математика вокруг нас, развитие мышления должны быть четко встроены в систему работы с ребенком в этом направлении...
МИФЫ О НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯХ
Поговорим об основных "инструментах" нейропедагога. Сегодня о любимой нашей теме: НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ. Тема в топе запросов от коллег и некоторых родителей. Согласитесь, очень удобно иметь наборы готовых эффективных упражнений на все педагогические случаи. Открыл нужную страницу – применил – получил результат. Сказка! Чтобы не уходить в разные стороны и не превратить пост в длинный «трактат», так как тема очень многогранная, зайдем в нее с МИФОВ. Миф – это некая выдумка. То, что не соответствует реальности...
В последние пару лет все акценты в работе с детьми все больше смещаются на младших школьников. Такова статистика.. Профилактикой мы меньше занимаемся, чем лечением, о чем я не раз говорила. С начала учебного года провела не одну диагностику учеников 1 – 4 классов и вот что хочу отметить. У большинства детей очень плохо развит слуховой канал восприятия информации. Не развит канал - не работает полноценно слуховой анализатор, поэтому перерабатывать информацию и запоминать на слух сложно. Отсюда куча трудностей. С математическим диктантом справиться – на грани фантастики, диктанты пишутся тяжело, да и в целом, информация, поступающая от учителя на слух воспринимается и запоминается с трудом (чаще всего «в одно ухо влетело, в другое вылетело»). Почему так? Ну здесь, на мой взгляд, можно покопаться. Физиологическая особенность – да, так бывает. Но здорово бы определить ведущий канал восприятия еще до школы и помогать выравнивать, развивать. Но не менее важная причина – использование гаджетов! Да-да, снова они. Глаза здесь, безусловно, работают на все 100 и нагрузка на зрительный канал велика. Информация «берется» легче, быстро. Логичный вопрос «Что делать?». Логичный ответ «Работать!» Выполнять упражнения, играть в игры на развитие слухового восприятия и внимания – не только на занятиях, но и за их пределами. На наших онлайн уроках всегда эти задания запланированы. Хоть как-то сбалансировав работу этих каналов, тренировкой слабого, мы получим нужные нам результаты в учебе. Не все так просто, товарищи. Так что любые симптомы школьных неудач надо исследовать и искать причины. А бывает, что после диагностики родители с ребенком отправляются проверять слух к специалисту . И там, к сожалению, тоже не очень приятные сюрпризы обнаруживаются. ️Просто объяснением темы и бесконечным выполнением однотипных заданий успеха не добиться. Вот тут и нужна работа нейропедагога, который может организовать нейропедагогическую диагностику и копнуть глубоко, чтобы в дальнейшем помочь в нужном направлении.
Почему мой ребенок не читает? Часть 2.
Сегодня вела онлайн занятие по коррекции трудностей чтения и русского языка. С учениками всегда в доверительных отношениях, поэтому они открыто делятся и высказывают свою точку зрения. Ситуация следующая: ученик 2 класса, дизартрик. * для тех, кто не знает, что такое дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи в результате поражения нервной системы. Органы речи малоподвижны, поэтому артикуляция затруднена. Как правило, у таких детей нарушены звукопроизношение, темп речи, дыхание, речь в целом смазанная, невнятная, невыразительная...
МОЗГ ребенка действительно таит в себе много секретов. И их очень интересно разгадывать. Разгадывать именно с точки зрения обучения. На самом деле там скрыт просто клад информации. И порой добраться до него не так-то просто, но тем и интереснее.. Есть у меня в работе два мальчика. Близнецы. Дизартрики. Речь, фонематический слух не сформированы. Порой не просто понять, что они говорят. Сейчас они в 3 классе. Работаем онлайн год. Пожалуй, самый сложный случай в моей практике. В прошлом году, когда мы познакомились (это был второй класс), ситуация была следующая. Если коротко: почерк нечитаемый, записать слова на слух, даже состоящие из 3-4 букв было не под силу без ошибок, клубок трудностей с чтением, в математике - непонимание состава числа, решение задач не давалось даже самых простых. То есть невооруженным глазом было понятно, что все сложно. И сразу понятно, почему так. Нейропедагоги называют таких детей "органики". Органическое поражение головного мозга, речевой диагноз рисуют нерадужные перспективы. Не буду рассказывать всю предысторию, описывать непростой путь. Скажу только, что мама мальчиков замечательная. С рождения и до сих пор включена в работу со специалистами, отзывчива, готова работать и не опускает руки. И мальчики ну очень-очень старательные, дисциплинированные, улыбчивые и тоже учатся в силу всех своих возможностей. Учатся в общеобразовательной школе по адаптированной программе (которая, конечно, адаптирована только на бумаге), занимаются с логопедом, долгое время работали с нейропсихологом. Репетиторы отказывались брать в работу. Помощь нужна была уже срочная. Я решилась. Скажу честно, выстраивать работу непросто. Но, когда ты видишь плоды своей работы, сообщения мамы об успехах в школе, скрины из электронных дневников, на душе тепло и радостно. Результаты здесь небыстрые. Но для нас они отличные. И я понимаю, что даже при таких исходных данных нейропедагог может эффективно работать. А у меня мурашки после того, как я поделилась этой историей....Если интересно, могу периодически рассказывать о наших успехах и о том, как мы работаем. - - - - - - - - - - - Всегда непременно специалисту нужно начинать с грамотной подробной диагностики, чтобы понять исходную картину по ученику. Далее выстроить гипотезу, в чем могут быть причины школьных трудностей, а дальше уже формировать программу занятий. И вперед в нужном направлении )