Найти в Дзене
ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ Не очень радужный пост. Но все же важно знать! В этой карусели — 3 неочевидных сигнала, которые кричат о перегрузке, и план первых шагов, как помочь нервной системе прийти в норму. Сохраните, чтобы не потерять и вернуться в нужный момент. А ваш ребенок подавал вам такие сигналы? Как вы справлялись?
2 недели назад
Про наши любимые лобные доли, или как работает «система управления» обучением?
У нашей системы есть три ключевые функции: 1. Функция «ПЛАНИРОВАНИЯ» Что делает? Отвечает на вопрос: «С чего начать и как это сделать?» Ученик садится за уроки. Вместо того чтобы хаотично листать учебник, его «система»: - Ставит цель: «Выучить три правила и решить 5 задач». - Составляет план: «Сначала прочитаю теорию, потом сделаю простые номера, а сложные оставлю на потом». - Готовит ресурсы: достает учебник, тетрадь, ручку ,карандаш. Что будет, если функция «сломана»? Ребенок не знает, с чего начать, откладывает на потом, суетится, забывает нужные принадлежности...
189 читали · 2 недели назад
Зрительные диктанты - очевидная польза
Мощный, но недооцененный инструмент - ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Что это? Это не просто «посмотри и запиши». Классический зрительный диктант по методике Федоренко - это короткое ежедневное упражнение, которое занимает 5-7 минут. Я в этом году очень активно использую его на своих занятиях со школьниками. Вижу пользу. Как это работает? Ученику предъявляется короткое предложение (на листе, на доске, в презентации). Ребенок внимательно смотрит на него несколько секунд, запоминая не только буквы, но и их взаимное расположение, пробелы, знаки препинания...
268 читали · 3 недели назад
Современные книжные - ну просто рай для покупок книг с детьми и для детей! Читай - не хочу! А ведь часто, действительно, "не хочу"! Про пользу чтения в очередной раз писать вовсе не хочется. Все и так все знают и понимают. Не раз я писала на тему "Почему мой ребенок не читает?" Сегодня хочется коротко донести три важных мысли, чтобы все-таки эта тема не уходила совсем в архив. 1 мысль: подумайте, почему не читает ваш ребенок? Может быть, ему трудно? Это важная мысль. Очень много детей сейчас с трудностями чтения. Они просто не умеют качественно читать, не понимают смысл прочитанного, не видят в этом занятии ничего для них интересного.. С этим просто нужно разобраться и помочь. 2 мысль: не гонитесь за "скоростями". Основано на моих последних наблюдениях. Очень многие родители хотят, чтобы их ребенок читал БЫСТРО. Засекают время, проверяют скорость чтения, сравнивают с результатами других детей. Расстраиваются и раздражаются, если эти самые цифры не соответствуют НОРМЕ. Не хочется же быть в числе отстающих. Быстро - не значит качественно. 3 мысль: чтение - уникальный тренажер для мозга. Чтение заставляет мозг собственными силами строить миры, тренируя внимание, память, воображение и способность мыслить, развивает эмоциональный интеллект. Весомые аргументы, согласны? Если трудности с чтением имеются, нужно разбираться. Подробная диагностика, поиск причин с дальнейшим планом помощи. Вариант книжного клуба онлайн также отличный! Там читаем в компании и с большим удовольствием. Все остальное - в ваших руках! Поделитесь в комментариях, а ваши дети любят читать? Кстати, на фото отличный читательский дневник. Встретила в "Читай-городе".
3 недели назад
Простая «зубрежка» неэффективна и отнимает много сил. Доказано. Вот проверенные методы, которые превратят запоминание из скучной обязанности в увлекательную игру! Эти техники развивают память, внимание и мышление. - Метод ассоциаций: соединяем новое с известным Суть метода: Создать связь между новой, непонятной информацией и тем, что ребенок уже хорошо знает (образом, звуком, ощущением). Как применять? * Для слов и определений: Объясняйте новое слово через знакомые понятия. Например, чтобы запомнить, что «горизонт» – это воображаемая линия, скажите: «Это как будто край тарелки, где небо с землей встречается». * Для дат и чисел: Связывайте цифры с предметами. Цифра 2 похожа на лебедя, 7 – на кочергу, 8 – на снеговика. Дата 872 год: «Лебедь (2) поскакал на кочерге (7) за снеговиком (8) - Мнемотехника: искусство запоминания через истории, рифмы, картинки. Суть метода: Объединять разрозненные факты в яркие, нелепые или рифмованные истории, фразы или стихи, через рисунки выразить запоминаемую информацию. Мозг отлично запоминает всё необычное! Как применять? *Акростихи (фразы): Самый известный пример – цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первые буквы слов – это первые буквы цветов (Красный, Оранжевый, Желтый...). * Мнемофразы для правил: «ЖИ-ШИ пиши с буквой И» или «Уж замуж невтерпеж». * Стихи в картинках в мемотаблицах. * Истории для цепочек: Чтобы запомнить порядок планет Солнечной системы: «Медвежонок Ворчал И Лизал Южный Смородинный Мороженый Нос» (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). - Метод повторения по интервалам: помним надолго. Суть метода: Повторять информацию не подряд, а через возрастающие промежутки времени. Это предотвращает забывание. Как применять? (Идеально для словарных слов, дат, правил) Повторите через 15-20 минут после первого прочтения. Затем через 1-2 часа. На следующий день. Через 2-3 дня. Через неделю. Так информация перейдет из кратковременной памяти в долговременную. - Метод «рисуй и запоминай»: визуализация. Суть метода: Превращать скучные факты в простые рисунки и схемы. Подключается зрительная память как в «мемотаблицах» Как применять? * Рисуем конспект. Вместо списка «Части растения» рисуем цветок и подписываем: корень, стебель, лист, бутон, цветок. * Интеллект-карты. В центре листа пишем главную тему (например, «Глагол»). От нее рисуем ветви: «Что делает?», «Времена», «Спряжения». На каждой ветви – ключевые слова и маленькие рисунки. - Игра в учителя: объясни другому Суть метода: Лучший способ проверить, понял ли ты тему – объяснить ее кому-то еще. Как применять? Попросите ребенка научить вас, бабушку или даже любимую игрушку тому, что он прошел в школе. «Сегодня ты – учитель! Объясни мне, почему идет дождь?». Во время объяснения он сам структурирует знания и видит пробелы. Краткий итог: - Ассоциации – связываем с известным. - Мнемотехника – сочиняем фразы и истории. - Интервалы – повторяем с умом. - Рисование – превращаем в картинки. - Объяснение – играем в учителя. Не пытайтесь использовать всё сразу! Начните с одного-двух методов, которые больше всего заинтересуют ребенка. Экспериментируйте, хвалите за успехи, и процесс обучения станет гораздо легче и радостнее! А какие методы для запоминания используете вы? Делитесь своими лайфхаками в комментариях.
4 недели назад
Не просто цветные слова: поговорим о СТРУП-тесте
Наверное, вам всем он знаком: слово «красный» написано синим цветом, а «зеленый» — желтым и т.д. Нужно не читать слова, а называть цвет слова. * Тест Стру́па (тест цветных слов Струпа, словесно-цветовой тест Струпа, тест словесно-цветовой интерференции), классический нейропсихологический тест, оценивающий лёгкость переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Скажу честно, когда-то использовала его в своей работе. Потом началось повальное увлечение «волшебными таблетками», чтобы стать внимательными и учиться хорошо, развивать навык скорочтения...
216 читали · 1 месяц назад
Выскажу непопулярное экспертное мнение: На диагностике чтения нужно прорешать пару задач по школьной программе! Да-да, задачи мы решаем не только на диагностике трудностей в математике. Почему мы и на чтении мы работаем с задачами? Итак, поговорим о том, почему диагностика чтения может выходить за рамки стандартных текстов, рассказов, стихов. Мы предъявляем текстовые математические задачи! Именно в них скрыт отличный диагностический инструмент. Текстовая задача — это лакмусовая бумажка понимания. Ребенок может бегло прочитать условие, но истинная проверка заключается в том, совершил ли он мысленную работу по преобразованию текста в логическую схему и математическое действие. Что же мы на самом деле диагностируем, когда просим решить задачу? - Уровень буквального понимания: вычленение данных. Что смотрим: Может ли ребенок из текста точно выбрать числа, имена объектов, ключевые слова («осталось», «стало больше», «вместе»). - Уровень интерпретации: перевод слов в математические отношения. Что смотрим: Понимает ли ребенок смысл предлогов и глаголов, определяющих операцию. Что значит «убрали», «разделили поровну», «отдали половину»? - Уровень смыслового прогнозирования: понимание вопроса. Что смотрим: Соотносит ли ребенок полученный ответ с реальным смыслом задачи. Получил «1,5 человека» или «100 арбузов» и не смутился? Смысловой контроль - это высокий уровень понимания прочитанного и развития мыслительных способностей. Таким образом, каждая ошибка в решении задачи — это не просто ошибка в счете, а маркер причин, которые мы ищем в разных сферах, в том числе диагностируя качество чтения. * Не «он не умеет вычитать», а «он не понимает семантику слова «осталось»». * Не «он перепутал действие», а «его мозг не уловил причинно-следственную связь, описанную в условии». * Не «он невнимательный», а «его рабочая память перегружена технической стороной чтения, и на смысл ресурса не хватило». Получается, математика здесь не цель, а инструмент измерения качества чтения. Она позволяет точечно определить, на каком именно уровне обработки текста произошел сбой: на уровне фактов, логики или смысла.
2 месяца назад
Домашние задания без слез: советы нейропедагога
Совсем недавно выступала на конференции для родителей. Рассказывала об очень актуальной теме - об алгоритме выполнения домашних заданий. Так, чтобы без слез и истерик со всех сторон. Да, «домашки» очень часто омрачают семейные вечера. Бывает всякое: от длинных уговоров до вырванных листов из тетрадей, ночные сборы листьев и шишек к окружающему миру, непонятные даже родителями формулировки, переписки с другими родителями и пр. Итак, наша цель — не просто выполнить уроки, а сохранить нервы и интерес к учебе...
736 читали · 2 месяца назад
Здоровье - это фундамент успешного обучения. Поэтому традиционно в августе, перед началом учебного года мы отправляемся со своими детьми к врачам-специалистам. И речь идет не только о будущих первоклассниках, у них посещение врачей входит в обязательный медосмотр перед школой. Не будет лишним провериться и остальным учащимся, так как времени в учебном году будет не так много. Но вы же понимаете, что очень часто массовые осмотры в детских садах, поликлиниках очень поверхностные и быстрые. Если есть возможность, или у вас, как у родителей, есть особые подозрения на те или иные моменты, связанные со здоровьем, не поленитесь записаться к нужным врачам. Перечень основных указан в нашем чек-листе. И помним о том, что ряд причин школьных трудностей зависит от состояния здоровья ученика (зрение, слух, лор-органы, неврологические нарушения и пр.). Будьте бдительны! А вы посещаете с детьми врачей перед школой?
4 месяца назад
Можем ли мы заменить подготовку к школе нейрозанятиями?
В последнее время часто наблюдаю в сетях следующее: Мы уходим от классической предметной подготовки к школе в сторону так называемых нейрозанятий. Балансиры, дорожки, мячи, палки и другие нейротренажеры вытесняют полностью дошкольную математику, чтение, подготовку руки к письму, речевое развитие, основы грамоты – все те необходимые составляющие «специальной» готовности к школе. Аргументы: подготовим фундамент – тело, все остальное приложится. Читать сам научится, математику поймет и т.д. Нельзя не согласиться, но давайте попробуем отделить все-таки мух и котлет...
4 месяца назад
Существует ли волшебная таблетка, чтобы получать хорошие оценки? Вы знаете, говорят, что да. Я часто вижу рекламные слоганы и призывы, что обещают сделать из ребенка отличника, научить читать за месяц, сдать на пятерку экзамен, исправить почерк за несколько занятий и т.д. Заманчивые предложения, не правда ли? И платить теоретически долго не придется педагогу или репетитору. И отличника получим вместо троечника. Красота! Вот они волшебные таблетки - раз и все как нужно. Но зачастую пелена быстро слетает, когда обещанные результаты не наступают и не наступают. И вот тут хорошо, если многие мамы начинают искать другие варианты, но кто-то вообще разочаровывается и не верит, что что-то получится. А еще бывает такое, что ребенок с трудностями в обучении попадает в руки опытного и добросовестного репетитора. Все бы замечательно, но традиционные проверенные годами методики - раз - и не срабатывают. Увеличиваем количество занятий - и все равно не то, обратный эффект даже получается. Претензий к педагогу вроде как и нет, у нее замечательные отзывы, она очень старалась, но случаи на практике попадаются разные. И, к сожалению, все чаще и чаще. Неужели нет тех самых волшебных пилюль в образовании? Чтобы выпил, выполнил все рекомендации, и эффект не заставил себя долго ждать. Пилюль нет, это плохая новость. Но есть и хорошая! Для каждого ребенка можно приготовить эликсир. Индивидуальный, по уникальному рецепту именно для него. Составленный из нужных для него ингредиентов. Тщательно следить за дозировками, режимом, принимать в нужное время, столько, сколько потребуется. И результаты не заставят себя ждать. Пусть не за несколько занятий, но динамику уже увидим через месяц точно. Теперь без метафор. Так работает нейропедагогический подход в обучении. Индивидуально, с учетом всех особенностей развития, поведения, восприятия информации, глубоко и широко, чтобы понять КАК учить конкретного ребенка и ГДЕ искать причины его неуспеваемости. Я убеждена, что без него современным детям с их "нетипичной нормотипичностью", помочь непросто. Поэтому мы идем по своей дорожке. Без таблеток, но с эликсиром. И радуемся, что мы на правильном пути и можем помочь тем детям, которых не просто учить в традиционной системе. А вас цепляют предложения с обещанием быстрых и прекрасных результатов?
4 месяца назад
Задумывались ли вы когда-либо, что улица - это замечательная возможность для полноценного детского развития. Удивительно, но простые игры, упражнения и занятия на свежем воздухе помогают гармонично развивать ребенка с разных сторон. О пользе «уличного» развития сегодня с ракурса ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ. Звучит немного странно, мы-то привыкли ассоциировать этот процесс с работой в прописях и за столом. Но именно на улице много возможностей для того, что подготовить руку к письму в прописях. Итак, что нам нужно для будущего красивого почерка и полноценной готовности к письму: - подготовить тело, мышцы рук и кисти - развить зрительно-моторную координацию - уделить внимание развитию пространственной сферы - поработать в процессе над саморегуляцией, произвольностью, соблюдением правил и пр. * Спортивные площадки, турники Замечательное место для занятий! Например, лестницы, турники, всевозможные «лазилки» - тренируют мышцы тела, координацию движений. Висеть на турнике особенно полезно - почувствовать свое тело, растянуться, укрепить мышцы. * Ищем места, где можно побалансировать. Это могут быть тоже какие-то спортивные сооружения, дощечки, мостики, камни и даже вкопанные автомобильные шины. Управлять телом не так-то просто, как кажется. За партой сидеть – тоже для многих дело не из легких, а тут отличная тренировка. * Игры в Дартс, с баскетбольным кольцом и другие, где нужно попадать в цель, ловко управляя собой и работая кистью. Это отличные упражнения для "отсоединения" кисти от тела. Ребенок должен писать только кистью, она должна легко и непринужденно управлять пишущим инструментом. Но мы часто видим, что в процесс письма включено тело, работает вся рука, напрягается плечо. Ребенок быстро устает, нарушается осанка, мотивация писать на низком уровне. *Дача: огород и летняя кухня Отправляемся полоть грядки, рыхлить почву, поливать растения из лейки и вносить вклад в наши "руки". Огородный труд очень полезен с разных сторон, об этом как-нибудь поговорим отдельно) Потом нужно перекусить. Приготовим летний легкий салатик по маминой инструкции: помыть овощи, почистить огурчик, нарезать его и помидорки, посолить, перемешать. Столько пользы в одном "бытовом" занятии! *Игры с мячами Мяч - незаменимый атрибут в работе над крупной моторикой, в тренировке зрительно-моторной координации, ловкости. Попасть в кольцо, поиграть в "горячую картошку", вышибалы, "съедобное - несъедобное".. (тут и отдельный пост не помешает). А главное, мяч - одна из самых доступных игрушек, которая очень увлекает детишек и вносит неоценимый вклад в их развитие. И скажу по секрету, многие современные дети совершенно не могут обращаться с мячом, что однозначно отражается в обучении.. Творчество на асфальте Покупаем мелки и идем рисовать на асфальте! Тренируем захват, графо-моторные навык и воображение. Здорово, что здесь большая поверхность для творчества, а это один из этапов, чтобы в будущем справляться с клеткой и строкой! Ну а если мы нарисуем "классики"? Вы просто не представляете, сколько задач на примере этой игры мы можем решить! Отдыхайте, наслаждайтесь полезным летом, пусть у ваших деток все будет хорошо! Как вам идеи? Буду рада обратной связи!
4 месяца назад