Найти в Дзене
Нейропедагогика для родителей и специалистов

Нейропедагогика для родителей и специалистов

Заметки, советы по развитию, обучению дошкольников и младших школьников в нейропедагогическом подходе.
подборка · 17 материалов
191 читали · 2 недели назад
Про наши любимые лобные доли, или как работает «система управления» обучением?
У нашей системы есть три ключевые функции: 1. Функция «ПЛАНИРОВАНИЯ» Что делает? Отвечает на вопрос: «С чего начать и как это сделать?» Ученик садится за уроки. Вместо того чтобы хаотично листать учебник, его «система»: - Ставит цель: «Выучить три правила и решить 5 задач». - Составляет план: «Сначала прочитаю теорию, потом сделаю простые номера, а сложные оставлю на потом». - Готовит ресурсы: достает учебник, тетрадь, ручку ,карандаш. Что будет, если функция «сломана»? Ребенок не знает, с чего начать, откладывает на потом, суетится, забывает нужные принадлежности...
Можем ли мы заменить подготовку к школе нейрозанятиями?
В последнее время часто наблюдаю в сетях следующее: Мы уходим от классической предметной подготовки к школе в сторону так называемых нейрозанятий. Балансиры, дорожки, мячи, палки и другие нейротренажеры вытесняют полностью дошкольную математику, чтение, подготовку руки к письму, речевое развитие, основы грамоты – все те необходимые составляющие «специальной» готовности к школе. Аргументы: подготовим фундамент – тело, все остальное приложится. Читать сам научится, математику поймет и т.д. Нельзя не согласиться, но давайте попробуем отделить все-таки мух и котлет...
155 читали · 4 месяца назад
Про "застольное" обучение
Читала книгу А.В. Цветкова «Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции», точнее уже заканчивала – дошла до главы «Заключение». В ней перечислялись «ряд положений нейропедагогики, основанной на лурьевском подходе». Их я когда-то даже конспектировала, в голове они у меня как мантра нейропедагогическая. Но вот на один пункт на этот раз взглянула другим взглядом. Больно уж мне словечко «застольное» понравилось. Очень точное! Процитирую: «в развитии личности и произвольности следует учитывать ТЕЛЕСНОСТЬ как основу психики...
Если ты не работаешь в нейропедагогическом подходе - ты на шаг отстаешь от современных реалий в обучении детей. Это факт. К сожалению, универсальные программы, пособия, прописи, буквари и пр. не гарантируют возможность выстроить качественную базу для успешного обучения к школе. Опишу несколько типичных портретов современных дошкольников, не успешных в овладении предметными знаниями: - Ребенок с СДВГ: не усидчив, трудности с вниманием, организацией выполнения заданий, любитель побегать-попрыгать, чрезмерно разговорчив, постоянно отвлекается на внешние раздражители. - Ребенок с речевыми нарушениями: задержка речевого развития, проблемы со звукопроизношением, фонематическим слухом, бедный словарный запас, неумение выразить свою мысль, составить элементарный рассказ по картинке. - Ребенок медлительный, с тихим голосом, трудно включается в выполнение заданий, плохо понимает инструкцию, рассеянный, не любит подвижные задания, предпочитает сидеть за столом, неловкий. - Ребенок «нехочуха». Ему все время, по его словам, скучно, он хочет побыстрее домой, избегает прикосновений к нему, его трудно заинтересовать, включить, очень часто на лице угрюмое выражение. - Ребенок физически не развитый, неуклюжий, не умеет обращаться с мячом, прыгать и перепрыгивать в соответствии с возрастными нормами развития, ему тяжело запомнить где право/лево, ориентироваться в пространстве, он неправильно держит карандаш, излишне напрягая мышцы пальцев и руки. На самом деле, продолжать можно долго, это лишь типичные представители, которые все чаще и чаще встречаются на нашем педагогическом пути и заглядывают к нам на занятия. Как вы думаете, будут они легко учиться читать, писать и считать? Подойдет ли им всем, к примеру, для обучения чтению букварь Жуковой? Или комплект рабочих тетрадей для дошколят? А что делать, если они совсем не воспринимают материал? Результаты у таких детей будут минимальны, а хлопот педагогу они доставляют ой как много.. Что делать? Ответы нам дает НЕЙРОПЕДАГОГИКА. Мы должны - знать, как развивается мозг, как он работает, - знать возрастные нормы развития детей, - иметь представления о пирамиде обучения, о формировании учебных навыков - понимать методические аспекты работы в нейропедагогическом подходе - включать родителя в совместную работу - создавать нейросреду на занятиях -  работать индивидуализированно даже при групповом формате обучения На самом деле, это все отдельные бусинки (далеко не все) общей СИСТЕМЫ работы в нейроподходе с дошкольниками. И если мы все еще не понимаем, а как учить, когда «не учится» - мы в числе отстающих..
Продолжаем погружаться в нейропедагогический подход. Сегодня немного теории.  Индивидуальное обучение в нейроподходе Фраза «индивидуальный подход» очень часто встречается у педагогов. Как правило, она чаще применяется к формату занятий. Индивидуальные занятия. Занятия с одним ребенком индивидуально и пр. Предлагаю поразбираться с этим понятием, посмотреть на него с разных сторон. В первую очередь, понять, как оно работает в нейропедагогике на практике. Индивидуальное/«индивидуализированное» обучение вытекает из одного из главных законов нейропедагогики «Обучение должно быть гибким». Вот отсюда как раз мы и делаем выводы, что, работая с ребенком, специалист всегда вначале подробно изучает самого ребенка (и это не только про предметные знания). Объемное видение ученика дает возможность его понять, понять, почему он так учится, почему у него получается или не получается. Поэтому в нашей практике обязательно нужна диагностика. «Пробным» занятием тут не обойтись. Без нее мы не сможем понять, с чего начинать, куда двигаться и как работать с ребенком. Ценность грамотной диагностики тут, безусловно высока. Далее нам нужно выстроить программу. ИНДИВИДУАЛЬНУЮ программу. Логичный вопрос – если у меня 20 учеников в работе, я должна расписать 20 программ? Да! Второй вопрос, как уметь это делать быстро, в какой форме, от чего отталкиваться и пр. Но это уже нюансы работы с программой. Даже «золотая» универсальная программа, которую ищут многие педагоги тут же разобьётся как волна об камни, если ребенок придет в работу чуть-чуть «нестандартный». То есть программы мы выстраиваем, отталкиваясь от индивидуальных особенностей и результатов диагностики. Теперь о том, какие эти самые «индивидуальные особенности» учитывает нейропедагог в работе с ребенком. Исходя из усвоения предметных знаний, формирования предметных умений и навыков, мы ведем к ним дорожки. Что нам важно? Я бы выделила пять главных пунктов: - Физическое развитие ребенка (как развит, как двигается, знает и ощущает ли свое «тело», часто ли болеет, наблюдается ли у специалистов) Мы же все знаем, что этот пункт в обучении первичен и игнорировать его нельзя. - Нейродинамические показатели психической деятельности. Как быстро устает на занятиях, когда наиболее трудоспособен? Выстраивая само занятие, эти моменты нужно учитывать также. - Развитие речи, уровень развития внимания, памяти, мышления. Важно понимать, как развиты эти психические функции. Над чем нужно работать совместно с нейропсихологом. Какие сильные и слабые стороны обозначаются у ребенка. - Нейрофизиологические особенности ребенка: ведущее полушарие мозга (важен и ведущий глаз, ухо, рука), ведущий канал восприятия. - Темперамент, темп деятельности, особенности поведения, взаимодействия с детьми и взрослыми, произвольная регуляция деятельности, самоконтроль. - Каждый ребенок уникален. И представляете, насколько разным может быть набор индивидуальных особенностей, которые нейропедагог берет во внимание. Поэтому и программы все получаются разными. И еще один вопрос также хочется обсудить в рамках этой темы. Можно ли работать в группе и соблюдать этот закон нейропедагогики, или речь идет все-таки больше об индивидуальных занятиях? Можно. Можно соблюдать целиком и полностью в парах, мини-группах, применяя в определённых случаях дифференцированный подход на отдельных заданиях. Этот формат еще обсудим отдельно. Работать в более многочисленных группах можно, но тут возможны два варианта: - работа с двумя педагогами - работа с элементами нейроподхода в виде ряда относительно универсальных упражнений и пунктов программы. Держать индивидуальные фокусы сложно, когда детей в группе много. Вопрос про применение нейроподхода в школе - дискуссионный, пока его оставим для дальнейшего обсуждения. Но ваше мнение интересно! Как вы думаете, возможно ли работать в нейропедагогическом подходе в детских садах и школах в больших коллективах? Порассуждаем? #нейропедагогика
МОЗГ И ДВИЖЕНИЕ Я давно увлекаюсь книгами про мозг. Для меня это невероятно интереснейший орган нашего тела. В нем ответы на многие вопросы. В то же время он хранит огромное количество тайн, которые до сих пор продолжают разгадывать ученые. Хочу делиться с вами тем, что знаю. Буду регулярно рассказывать просто о сложном в формате "историй" (конечно, с точки зрения обучения), приправленные где-то личным опытом. Итак, приглашаю вас в путешествие по извилистым дорожкам этой маленькой вселенной. История 1. Мозг и жизнь в движении. Два ребенка. Саша и Сережа. Саша - активный, ловкий, физически развитый, легко управляется с мячом. Серёжа - неуклюжий, малоподвижный, прыгать и бегать ему не нравится, а игры с мячом для него непосильная задача. Как вы думаете, кто из них будет лучше учиться? Правильно, Саша. А вы знали, что физическое здоровье, активность, движения улучшают работу мозга? Попробуем простыми словами все это объяснить. Во время физических нагрузок мозг лучше кровоснабжается. А это питательные вещества и кислород. Кроме того, при этом вырабатываются нейротрофины - удобрения для нервных клеток. Они стимулируют образование нейронов, помогают образовать им связи с другими нейронами. Напитанный мозг эффективнее обучается новому. Человек более сосредоточен, справляется с умственными нагрузками. Лучше работает кратковременная и долговременная память. А еще учеными доказано, что во время "активных" занятий вырабатывается дофамин - гормон счастья и удовольствия. Он, кстати, влияет и на мотивацию в любой деятельности, повышает уверенность в своих силах. Выводы очевидны. Больше правильных физических нагрузок в жизни детей и взрослых. Нужно ПОДРУЖИТЬ ГОЛОВУ С ТЕЛОМ, а ТЕЛО, в свою очередь, ПОЗАБОТИТСЯ О ГОЛОВЕ. Да, и, к сожалению, многие современные дети - это "Сережи", которые предпочитают посидеть с телефоном или планшетом на скамейке, а не побегать на площадке и не повисеть на турниках. Их учить и им учиться сложнее. Жду ваши мысли, вопросы в комментариях.