Найти в Дзене
О живописи

О живописи

Небольшие рассказы
подборка · 11 материалов
3207 читали · 2 года назад
Произведение Караваджо, одну пикантную деталь которой скрывали в течение нескольких веков
Прочитала у одного из авторов статью с очень удачным для дзена названием "Три картины Караваджо, отвергнутые по причине непристойности". Для современного зрителя ничего особо непристойного в этих картинах нет, впрочем, и для современников Караваджо, думаю тоже немного. Претензии такого же порядка, которые предъявляла Афина к Арахне, - не проявлено должного почтения и благоговения при изображении святых. Так, святой Матфей изображен сидящим в излюбленной нынче позе - нога на ногу. В "Успении Богородицы" Караваджо "изобразил тело Богородицы "распухшим и с босыми ногами"...
293 читали · 2 года назад
Я опять о кошечках. Как-то они меня преследуют. Сегодня речь пойдет о двух кошечках на полотне Веласкеса "Пряхи". Те, кто хорошо помнит картину, недоуменно спросят: "Ну, и где же там две кошечки? Вроде бы всю жизнь была одна". Я тоже так думала до тех пор, пока не села писать статью о картине. Там очень интересная мифологическая составная, предложенная в середине 20 века философом Хосе Ортегой-и-Гассетом и искусствоведом И.Д. Ангуло. Миф, который объединяет все три уровня картины - рассказ о состязании Афины и Арахны. Внизу Афина (пожилая женщина в черном) состязается с Арахной, средняя часть - Афина уже в шлеме и в полном вооружении наказывает несчастную, гобелен с работой Арахны, на котором она изобразила похищение Европы Зевсом (картина Тициана) переходит в верхнюю часть полотна. Пряхи иногда сравниваются с Мойрами, искусствоведы предлагают также миф о Пенелопе. Но мы о кошечках. Одна - очень симпатичная, темно-серая с белой грудкой, пушистая и упитанная, очень уютная, примостилась у ног хозяйки. Она то ли дремлет, то ли прислушивается к звукам тихо жужжащего колеса.. Вокруг нее кусочки шерсти, рядом - клубок с нитками. Как в каждой кошке, в ней ощущается что-то загадочное и потустороннее, но не злое, а добродушное. А вот где вторая кошечка? Сумеете ли вы её найти? Я не могла поначалу, даже после того как прочитала, что она там есть. Все дело в том, что кошка черная и сидит она на коленях пожилой женщина, на которой надето темное платье. Понятно, что черное на темном видно плохо, а если учесть, что картина ещё и потемнела за это время, то найти кошечку - дело непростое. Ее практически не видно, но все-таки намек на чёрный силуэт есть. Кто-то мог бы сказать, что это лишь пример пентименто (художник сам исправил свою работу, избавившись от лишнего мотива). Пентименто - это один из художественных приёмов, используемых художником, когда он хочет внести в своё произведение более или менее значительные правки или вообще переделать его. Это "присутствие или появление более ранних изображений, форм или штрихов, которые были изменены и закрашены". Но кошечка - это вряд ли пентименто. То, как голова этой кошки нарушает белую линию ремня прялки, выглядит слишком преднамеренно, чтобы внимательный зритель ничего не заметил. Если вы увидели темное пятно на ремне , то есть голову кошечки, то легко увидите и силуэт кошки. Лучше, конечно, увеличить картинку. В этой кошечке больше таинственного и страшного. Темные кошки обычно ассоциировались с Гекатой, богиней мрака и колдовства. И хотя в 17 веке кошки уже не считались дьявольским отродьем, но черных все ещё очень даже опасались.
109 читали · 2 года назад
Питер Брейгель - Нидерландские пословицы и Эльк
На заре туманной юности замечательный нидерландский художник Питер Брейгель Старший (1525-1569) увлекался рисунком и графикой. Рисунки его иногда казались странными, непонятными, но пользовались большим успехом. Мастерской, в которой трудился Брейгель, владел Иероним Кок, человек предприимчивый и хитрый. Он печатал и продавал гравюры и при этом не гнушался подделывать подписи. Некоторые работы Брейгеля торговец умудрялся продавать как произведения Босха. Но не только это способствовало популярности художника...
357 читали · 2 года назад
Тайная вечеря Гирландайо - очень красивая фреска в трапезной монастыря Сан-Марко во Флоренции. Все знают, что такое Тайная вечеря, но вот не все понимают, почему в центре фрески Гирландайо изобразил котика. В самом центре рядом с Иудой напротив Спасителя сидит спокойный, уверенный в себе и очень высокомерный (некоторые считают, что даже наглый) кот. Серенький такой, облезленький, малоприятный. Впрочем, кому как. В картинах раннего Ренессанса, посвященных библейским темам, не было лишних персонажей или деталей. У каждой детали на картине было свое символическое значение. Так, кипарисы и пальмы символизировали мученичество Христа, апельсиновые и кедровые деревья напоминали о рае, а спелые абрикосы - о грехе. На фреске изображено много птиц. Слева - единственный голубь как символ Святого Духа и будущего мира, справа, напротив него, - павлин, символизирующий воскрешение и вечную жизнь. Слева ястреб преследует утку, намекая на вечную борьбу добра со злом и искупительную жертву Христа, справа мы видим пару птиц, которые символизируют вечные природные циклы. Птичек на фреске много, но котик не обращает на них никакого внимания. У него на полотне другие обязанности - не до птичек. Расположение апостолов соответствует привычным иконографическим традициям. Иуда, как предатель, отделен от остальных апостолов, и над его головой нет нимба. Он держит в руках кусочек хлеба, собираясь опустить его в солонку Христа. После того как Спаситель объявил о предательстве, апостолы недоуменно переглядываются , их руки направлены к груди, они как бы спрашивают - неужели нас можно подозревать в измене? Петр сжимает в руках нож - в день ареста Христа он отсечет ножом ухо Малху, а самый юный апостол - у него даже бороды еще нет - Иоанн, безмятежно спит, склонив голову к столу. Но почему все же в середине фрески мы видим кошку? Кошек в то время очень боялись, их считали спутниками ведьм и нечистой силы и думали, что дьявол и ведьмы могут превращаться в черных кошек. В христианском искусстве кошки начали символизировать похоть, разврат, обман, измену и предательство. На этой фреске кот означает предательство Иуды, рядом с которым он находится. Это не милое, пушистое создание, которое мы так любим тискать и баловать. Это отражение дьявольской силы. Он всех, смотрящих на него, как бы хочет приобщить к измене и предательству, сделать виноватыми. Собака в то время символизировала силу церкви. Со временем они поменялись ролями. По отношению к кошке была восстановлена справедливость, а вот собаке сейчас заходить в церковь не разрешается. Осталось сказать только одно. Это вторая фреска, выполненная Гирландайо на тему Тайной вечери. Первый вариант, более ранний, находится в трапезной монастыря Оньисанти (всех Святых) во Флоренции. Там кошечки нет. Есть и другие различия. Интересно сравнить.
317 читали · 2 года назад
Вы думаете сложный жизненный путь может быть только у человека? А вот и нет. Такое и с картинами случается. История полотна, о котором хочу рассказать, началась на заре девятнадцатого века в Сибири. В Иркутске обитал в то время богатый купец Сибиряков. Фамилия весьма подходящая для полулегендарной истории, а вот имена называют разные - в одних источниках Ксенофонт, в других - Александр Михайлович. Скажу сразу, Ксенофонт мне нравится больше: в нем есть что-то старинное, купеческое, сибирское. И был этот купец, как ни странно, любителем поэзии. Особенно восхищался поэзией лучшего в то время стихотворца Гавриила Романовича Державина. И решил он сделать дорогому его сердцу поэту царский или купеческий, кому как нравится, подарок: соболиную шубу и шапку. Стоила шуба дорого. Но, возможно, для подарка была и другая причина, менее романтическая. В 1989 году в Иркутске были опубликованы записки редактора газеты "Восточное обозрение" И.И. Попова. В них автор рассказывает следующее: «Происхождение этого портрета таково: при Екатерине в Иркутске жил знаменитый путешественник Шелихов – рыльский мещанин… Он был поклонником Державина. Последний также ценил Шелихова. Когда Шелихов умер, Державин и Дмитриев написали оды, которые выбиты на памятнике на могиле Шелихова: Колумб здесь росский погребён! Проплыл моря, открыл страны безвестны, И зря, что всё на свете тлен, Направил парус свой во океан небесный Искать сокровищ горных, не земных – Сокровищ благих! Его ты, боже, упокой! Чтобы отблагодарить Державина Сибиряков, приходившийся далеким родственником Шелихову, и послал подарок в столицу. И видимо, в надежде тоже получить эпитафию. Но Державин сделал купцу еще более ценный ответный дар. Он заказал Сальваторе Тончи, придворному художнику, два одинаковых портрета: один для себя, второй для Сибирякова. Поэт даже написал стихотворение "Тончию", в котором изложил все свои пожелания к этому портрету: Иль нет, ты лучше напиши Меня в натуре самой грубой: В жестокий мраз с огнём души, В косматой шапке, скутав шубой; Чтоб шёл, природой лишь водим, Против погод, волн, гор кремнистых, В знак, что рождён в странах я льдистых, Что был прапращур мой Багрим. Не испугай жены, друзей, Придай мне нежности немного: Чтоб был я ласков для детей, Лишь в должности б судил всех строго; Чтоб жар кипел в моей крови, А очи мягкостью блистали; Красотки бы по мне вздыхали, Хоть в платонической любви. Державин на обоих полотнах изображен в шубе и меховой шапке на фоне скал с обнаженными деревьями, покрытыми инеем. Под ногами - снег. Тончи написал на скалах портрета собственное латинское двустишие: "Правосудие в скале, пророческий дух в румяном восходе, а сердце и честность в белизне снега". Державинский портрет был помещен в нижнем этаже его петербургского дома, в столовой. Позже он попал в Третьяковскую галерею. А вот его близнец, посланный в Сибирь, перенес много испытаний. Получив царский подарок, купец пришел в восторг и выделили для картины отдельную комнату в своем богатом доме. Затем пригласил какого-то местного художника, который написал над головой Державина летящего ангела (гения) с трубой и написал как бы выходящими из трубы слова: «Дай Бог побольше таких». Но никто не застрахован от превратностей судьбы: купец разорился, его дом перешел в казну и стал резиденцией генерал-губернаторов Восточной Сибири. Генерал-губернатор отправил портрет на какой-то склад, где он содержался в ужасных условиях. Пришедший ему на смену губернатор Н. Синельников приказал привести картину в порядок. Реставрацией занялся польский ссыльный художник Вронский. Он затер ангела и очень органично включил в пейзаж на заднем фоне горы и вид Иркутска. Во время революционных событий в двадцатом веке иркутская картина была изрешечена пулями и пробита штыками. Реставрацию делали в Москве, в Реставрационном центре И.Э. Грабаря. Пейзаж с видом Иркутска было решено оставить. Сейчас картина является украшением и гордостью Иркутского художественного музея. Вот почему два изначально одинаковых портрета стали разными.
240 читали · 2 года назад
Что нам поможет понять символика "Поклонения волхвов" Иеронима Босха
Это деталь триптиха Босха "Поклонение волхвов" - прекрасный и волшебный город Иерусалим. А вот как на подходе к этому древнему восточному городу оказалась средневековая нидерландская мельница - непонятно. Картины Босха загадочны и притягательны. Их надо долго рассматривать, разгадывать символику; чтобы хоть что-то понять, надо упорно продираться сквозь дебри культурологических трудностей. Но одна картина на первый взгляд кажется не такой сложной, как остальные. Сюжет картины прост: на ней изображается поклонение волхвов...