Найти в Дзене
Зарегистрированная страница
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Подключите ПремиумЭксклюзивные публикации
Закреплено автором
Катехизис и Катарсис
Миф о Ледовом побоище
216 тыс · 1 год назад
Катехизис и Катарсис
Откуда у России новые самолеты?
287,4 тыс · 1 год назад
Катехизис и Катарсис
«Выражение лица сильное и дерзкое» - современник о казни Степана Разина
147,7 тыс · 1 год назад
Чем закончилось разрушение пирамиды Микерины?
В XII веке султан Аль-Азиз приказал разобрать пирамиды в Египте. Ему это было нужно по двум причинам. Во-первых, он хотел объяснить свои действия народу, заявив, что пирамиды являются реликвиями языческого прошлого и не место для них в праведном мире. Во-вторых, Аль-Азиз был любопытен и мечтал узнать, что находится внутри пирамид. Начали они с разбора самой маленькой пирамиды Микерина, но строители столкнулись с огромными трудностями. Они могли вынимать только два камня в день, и процесс шел очень медленно и дорого...
398 читали · 4 часа назад
«Мы рвемся на Запад!» — взятие русскими польского Люблина
В октябре 1655 г. во время осады Львова русско-казацким войском во главе с Василием Васильевичем Бутурлиным и Богданом Хмельницким, на северо-запад был отправлен отряд под командованием воеводы Петра Потёмкина и наказного гетмана Данилы Выговского. Русское поместное войско XVII в. Позднее Василий Бутурлин писал царю, что «поговоря з гетманом з Богданом Хмельницким», посылали они войска «в польские городы до Ярославля и до Люблина и до Вислы реки». Воевода отправил «своево полку стольника Петра Потемкина...
306 читали · 6 часов назад
Самым древним изображением христианского представления о дьяволе, возможно, является эта мозаика в базилике Сант’Апполинаре Нуово в Равенне (Италия). Мозаика VI века изображает Иисуса Христа, облачённого в царственное пурпурное одеяние, восседающего на Страшном суде. Он отделяет души спасённых (символизируемых овцами) от душ осуждённых (козлов). За овцами стоит красный ангел, а за осуждёнными — синий. Оба ангела имеют нимбы — символ, который изначально означал власть, но не обязательно святость. Синяя фигура, по-видимому, представляет Люцифера — падшего ангела, позднее известного как Сатана. В отличие от более поздних изображений, здесь он прекрасен и сияющ, а не рогатый, копытный и чудовищный, каким его стали изображать в последующие века. Красный цвет, бывший в VI веке символом священного царства, со временем стал ассоциироваться с адским пламенем и самим дьяволом. Записки о Средневековье
133 читали · 6 часов назад
Малое Монгольское нашествие, о котором вы не знаете
Исторический период, охватывающий XVII — первую половину XVIII в., сыграл важную роль в истории народов Евразии. Однако если для европейцев главными его событиями стали Тридцатилетняя война, Английская революция, военные конфликты с Османской империей, Русско-польские войны, Великая Северная война, Война за испанское наследство и др., то для внутренней Евразии данный период справедливо именуется эпохой «Малого Монгольского (ойратского) нашествия». Ойратское ханство в 1415 году Фрагмент карты Российской империи и близлежащих государств времён Петра Великого...
2521 читали · 8 часов назад
Сырные вафли по рецепту XIV века
Сырные вафли по рецепту Le Mesnagier de Paris (XIV век) Ингредиенты: -125 г пшеничной муки -2 яйца -75 г тёртого жёлтого сыра -100 мл белого вина - немного растительного масла Приготовление: 1. В миске взбейте яйца. 2. Добавьте муку и вино, затем сыр. 3. Перемешайте или взбейте до однородного, гладкого теста. 4. Оставьте тесто на 1 час. 5. Смажьте вафельницу маслом...
181 читали · 1 день назад
Поликрат Самосский — первый король пиратов
Поликрат Самосский был невероятно жестоким разбойником. Настоящий мерзавец, братоубийца, сжигатель заживо. Просвещенный монарх, широкая душа, интеллектуал. Первый в истории король пиратов, библиофил, гроза морей, ролевая модель для Калигулы. Человек, о котором Геродот написал: «Слава о нем разносилась по всей Элладе». «Он покорил множество островов и взял многие города на суше; в морском сражении одержал победу даже над лесбиянами» — Геродот «История». Он был тираном острова Самос в Эгейском море, и при нем непримечательный клочок суши превратился в пиратскую утопию...
2417 читали · 1 день назад
«In Taberna» (рус. В таверне) — одна из самых известных средневековых застольных песен на латинском языке, была написана около 1160 года. 196-я песня в кодексе Carmina Burana, крупнейшем сборнике поэзии вагантов. Поскольку поэзия вагантов в большинстве своем анонимна, точно установить авторство In Taberna не представляется возможным. Текст песни рассказывает о безудержном веселье в таверне, играх и пьянстве. Повествование ведётся от лица рассказчика и состоит из нескольких разделов: введение, затем описывается игра в кости и проигравшие, далее произносятся четырнадцать тостов, в том числе за заключённых, христиан, блудниц, лесных разбойников и папу римского. Далее идет перечисление 26 различных сословий, профессий, возрастов, характеров людей, которых можно встретить в таверне. В заключении говорится об упадке и убожестве пьяниц, но вывод следует такой, что именно ввиду своего «смирения» они будут причислены к праведникам. Praetorian Cohort
370 читали · 1 день назад
«Города опустели…»: хроники чумных лет в Европе
В лето Господне 1349… случился великий мор по всему миру; начался он и от южных, и от северных пределов, а закончился таким разорением, что едва уцелела лишь горстка людей. Города, некогда густо населенные, опустели, и так быстро росла сила мора, что живые не успевали погребать мертвых… Вскоре за моровым смерчем последовал и падеж: скотины, а затем стал погибать и урожай. Земля оставалась невозделанной, поскольку не хватало земледельцев, множество которых погибло от мора. И такое страдание последовало за этими бедствиями, что потом мир уже никак не мог вернуться к своему прежнему состоянию...
1226 читали · 1 день назад
«Государя своего, Карлуса короля убили до смерти» — реакция царя Алексея Михайловича на английскую революцию
С середины XVI в. англичане преследовали в Русском государстве прежде всего торговые интересы. В течение почти целого столетия (за исключением нескольких эпизодов конфликтов) представители организованной англичанами в 1555 г. для торговли с Россией Московской компании английских купцов пользовались исключительными льготами. Главная контора Московской компании находилась в Москве, в Китай-городе. Английский двор в Москве почти на сто лет сделался средоточием европейской торговли для России. Конторы...
2318 читали · 1 день назад
Интересное наблюдение о ремонте деревянной посуды времён Киевской Руси. Речь идёт о точёной чаше XI в. из Новгорода с надписью «ГАВР» (ГК-11860949). Эта находка интересна не только наличием владельческой надписи, но и тем, что на ней сохранились следы ремонта. Ещё до попадания в культурный слой на чаше образовалась трещина. И, может быть, из-за того, что эта чаша имела большое значение для владельца, а может быть, по каким-то другим причинам, но её отремонтировали. Для ремонта трещины применили тонкую верёвку-двунитку, которую уложили в трещину снаружи чаши. Для удержания верёвки и для стягивания трещины были вбиты железные скобки. Интересно, что скобки вбиты и снаружи, и внутри чаши. Материал верёвки неизвестен, но интуитивно можно предположить, что это верёвка из растительных волокон. Сама чаша выточена на токарном станке. В качестве материала использована свилеватая древесина плотной структуры. Стархеолог
577 читали · 3 дня назад
Интриги античных богов: история появления Минотавра
Однажды Посейдон прислал критскому царю Миносу жертвенного белого быка, который явился из моря. Пораженный красотой животного, Минос отправил его пастись в собственные стада, а богу пожертвовал другого быка. Обиженный таким небрежением, Посейдон в отместку сделал так, что Пасифая влюбилась в быка. Она рассказала о своей страсти знаменитому изобретателю Дедалу, который решил помочь царице. Он построил пустотелую деревянную корову, обтянул ее прочной шкурой, поставил на спрятанные в копытах колеса и выкатил на луг, где пасся бык Посейдона...
11,7 тыс читали · 3 дня назад
В Средние века омовение рук было важным общественным ритуалом — и его нередко изображали в средневековом искусстве. На этом алтарном образе XIV века из собора Сиены Понтий Пилат омывает руки, вынося приговор Иисусу Христу. Часто считается, что в Средние века люди пренебрегали личной гигиеной, однако на деле многие внимательно следили за чистотой. Из бытовой необходимости омовение рук превратилось в тщательно отрепетированное демонстративное выражение богатства и статуса. Как отмечает Аманда Миколич, куратор Отдела средневекового искусства Музея искусства Кливленда, это был «признак цивилизованности». И короли, и крестьяне часто мыли руки до и после еды. В то время большинство людей ели руками: столовые приборы были редкостью, а пищу часто подавали на черством хлебе.В одном из трактатов по столовому этикету XIII века — Les Contenances de Table — прямо говорилось: «Пусть твои пальцы будут чистыми, а ногти — ухоженными». Записки о Средневековье
395 читали · 3 дня назад