ГумП [гуманитарные практики]
684
подписчика
В нашем Федеральном центре главным креативным инструментом мы считаем именно практики — проекты, которые рождают объекты (фильмы, книги, журналы, спектакли, гравюры).…
«У меня своя лесная пустыня — и в ней подвиг счастья»
В 1930‑е годы писатель Михаил Пришвин отмечает как в себе, так и в окружающих попытки решить проблему идентичности, понимая невозможность отождествить себя с той единственной социальной группой, которая определяет новую жизнь: ответить на вопрос, кто я в этой новой жизни, оказалось не так просто. «Оглянешься на прошлое, — пишет он в дневнике 24 января 1935 года, — что пережито! — и страшно подумать о себе теперь: как я могу после всего жить так обыкновенно и как будто без отношения к страшному опыту»...
Нечеловеческая жизнь Анивы
Что нужно, чтобы понять жизнь? Прожить. Сколько нужно «прожить» маяку в человеческих жизнях, чтобы понять эту нечеловеческую жизнь? В 1937 году, когда берег Охотского моря у Сахалина и Курильских островов принадлежал нашим соседям, началось строительство маяка на одной из двух южных оконечностей Сахалина. Вопрос, почему природа выбрала такую причудливую форму этого острова, похожую на открывашку для бутылок, оставим геологам и геофизикам, а может, ещё каким специалистам. Нас же интересует чудо архитектурной и инженерной мысли, приведшее к строительству маяка Анива, точнее, сам маяк, его жизнь...
Собрать историю по кусочкам
Когда мы говорим о трагедии мирового конфликта, развернувшегося в прошлом веке, то прежде всего имеем в виду человеческие жертвы — ведь война унесла жизни миллионов людей, которые не выбирали погибнуть от голода, болезней и обстрелов. В этом году отмечается 80‑летие Победы в Великой Отечественной войне. У этой войны были и сопутствующие факторы. Города, месяцами находившиеся под огнём артиллерии, превратились в руины. Предметы искусства, хранившиеся в музеях и частных коллекциях, стали трофеями захватчиков...
Чей всё-таки Кант?
Сегодня мы должны говорить о Канте по двум причинам. Философ должен быть живым собеседником, его идеи нужно обсуждать, пересматривать, спорить с ними, интерпретировать в духе времени. Такой диалог с философом, его философией, рождает подлинное мышление и, значит, является формой наивысшего уважения к нему. Вторая причина: Кант для нас — это наш русский трофей. Как и все, что вы видите в Калининградской области, — А.А. Алиханов, губернатор Калининградской области (2017–2024). Международный кантовский конгресс, 2024 год...
Жить за охраняемым периметром или в туземной деревне?
В крайне поляризованном, разбитом на страты обществе России (наверное, и в других странах — то же самое; но я предпочитаю говорить о том, что лучше знаю) сложились два характерных образа жизни — их обитатели существуют как будто на разных планетах. Я опробовал оба, поэтому составил себе ясное представление об их специфике. У каждого из способов — свои правила, свои преимущества и свои ограничения. Первая модель — это жизнь за охраняемым периметром. Элитные жилые комплексы, загородные посёлки, скрытые...
Вдохните и задержите дыхание
Мир больше не человекосоразмерен. Он стал настолько сложным, быстрым и абстрактным, что человек физически не успевает его полностью осмыслить. Наш мозг эволюционировал для выживания в дикой природе, а не для жизни в череде бесконечных уведомлений. В попытках разобраться в алгоритмах, обработать миллион данных или отличить правду от вымысла мозг перегревается, как старый телефон. Мы оказались в ситуации, в которой либо подчиняемся внешним силам (роботам, алгоритмам), либо ищем новые способы адаптации — через историю, философию, искусство и изменение образа жизни...
Что такое «сбыться» и при чём тут #состоятельность?..
Главная цель человека — обрести себя.
Это удается единицам.
Все остальные слишком ленивы или трусливы,
чтобы идти по этой тропке над бездной.
Зато тот, кто прошёл по ней, —
получает в награду настоящую жизнь,
а не серое существование.
Эрих Мария Ремарк B отечественной мировоззренческой модели «Четыре грани человечности» одна из трёх ценностей горизонтальной оси «Я — Мы» определена как #состоятельность — наряду с #мастерством и #мудростью. Сразу следует уточнить, что в модели, разработанной экспертами...
«Лёд тронулся, господа!..» — знаменитая фраза Остапа Бендера из «Двенадцати стульев» стала, как никогда, актуальна для проекта «Гуманитарные практики: киношкола» Федерального центра гуманитарных практик. Благодаря взаимодействию с программой «Открываем Россию заново» три девушки — студентки Российского государственного гуманитарного университета 27 июня отправились в свою первую экспедицию в Приэльбрусье в качестве сценаристов-режиссёров-операторов. Там, в долине урочища Джилы-су, на склонах Эльбруса, в лагерных стоянках Лакколит (основной лагерь находится на высоте 2500 метров, а штурмовой — на высоте 3800 метров) им предстоит снять множество прекрасных видеоматериалов (в чём мы ни секунды не сомневаемся) о научной работе студентов МГУ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МИИГАиК, изучающих ледники и природу Приэльбрусья. Наставником юных видеографов выступил Алексей Пищулин, куратор проекта — Яна Боднева. После экспедиции студентки отправятся закреплять знания в киношколу, где будут делиться своим практическим опытом. Вы тоже можете поступить в нашу киношколу и пройти обучение с сентября по ноябрь. А пока желаем Кате Эськовой, Софье Праздниковой и Дарье Гореловой успехов и хорошей погоды в экспедиции!
Снова в школу — Киношколу! Да, Федеральный центр гуманитарных практик открывает двери своей киношколы — программы для новичков или начинающих в сфере кинопроизводства. Программа доступна студентам вузов со всей России. Вам обязательно стоит к нам, если вы: - никогда не держали в руках настоящую видеокамеру, но смартфон творит в ваших руках видеошедевры; - видите, как строятся сюжеты фильмов, и можете угадать концовку; - мечтаете попробовать себя в роли ведущего, актёра или актрисы в коротком метре; - занимаетесь или занимались в творческой студии (театральной, кино-) и теперь хотите повысить свой уровень мастерства; - хотите быть сопричастны хорошему делу — созданию осмысленного кино студентами, увлекающимися наукой, творчеством, продвигающими ценности нашей страны. Что вам даст программа: - видеолекции от экспертов и педагогов из киноиндустрии, которые можно просматривать в любое время и после прохождения программы; - видеосеминары и мастер-классы онлайн и в записи (если вы проживаете в Москве или можете быстро приехать, есть возможность поучаствовать лично); - навыки создания сценария к фильму, который можно заявить на площадки по производству фильмов (в прошлой школе наш ученик написал сценарий, который профинансирован ИРИ, а мы ждём премьеру); - знакомство с профессиональной техникой для съёмок, возможность попробовать настроить свет, звук и картинку; - шанс проявить свои организационные и лидерские навыки (создать команду единомышленников для своего фильма и реализовать съёмки при поддержке наставников); - консультации от экспертов киноиндустрии для вашего кинопроекта. Когда и как будет проходить программа: Как и все школьники, мы начинаем погружаться в знания 1 сентября. Программа интенсивная: нужно будет быстро смотреть занятия, выполнять домашние задания и быть готовыми принять участие в питчинге своего проекта. К 1 октября вы и ваша команда (постарайтесь её собрать) получите теоретические знания и частично окунётесь в практические навыки на семинарах и мастер-классах. В октябре всех активных и заинтересованных в создании собственного фильма ждёт питчинг. До 10 октября эксперты определят победителей, которым предстоит снять свой фильм (в проекте запланированы съёмки как минимум трёх фильмов). С 10 октября с командами будут согласованы сроки съёмок (для фильма понадобится примерно неделя нахождения команды в Москве), распределены задачи и в течение месяца будут сняты материалы к фильмам, проведён монтаж. В это время команде будут доступны консультации и помощь в съёмках от экспертов, арендовано оборудование, подобраны локации. Окончательную версию фильма нужно будет представить экспертам к 20 ноября. Заинтересовались? Скорее подавайте заявку! Проект Федерального центра гуманитарных практик РГГУ «Гуманитарные практики: киношкола» #фцгп #киношкола
Эпохи, курганы, находки
В 2024 году в Эрмитаже проходила выставка «Эпохи, курганы, находки. К 175‑летию со дня рождения Николая Ивановича Веселовского», на которой представлены более 200 экспонатов скифской, майкопской, сарматской и других культур. Кроме самих артефактов, в экспозицию включены графические реконструкции, которые помогают глубже погрузиться в историю исчезнувших в веках народов. Где‑то глубоко внутри, между любовью к котам и умением подбирать шторы под цвет обоев, в человеке живёт тяга к приключениям. Этот...
«Чёрный пенни», или Как королева начала платить почтовые сборы
Penny Black, или «Чёрный пенни» — самая известная марка в мире, обладать ею стремится каждый коллекционер. Это первая в мире клеящаяся почтовая марка, которая не просто революционизировала почтовую систему, а стала толчком к стремительному развитию коммуникаций. Тонкая гравировка и вечный дизайн сделали её желанным предметом коллекции любого филателиста. В первой половине XIX века, до 1840 года британская почтовая система была очень сложной и дорогой; после Наполеоновских войн почтовые тарифы были разработаны как налог для получения дохода...
Культура, которая требует «разыгрывания», чтобы не застыть намертво
Боль о «дребезжании» культуры как опоры человечности, столь остро звучащая в наше время, неизбежно обращает нас к вопросам, связанным с утратой гармонии между внутренним миром человека и внешними формами его существования. Век, который провозгласил себя эпохой прогресса, рационализма и утилитаризма, оказался неспособным сохранить ту тонкую ткань, что связывала человека с его культурным наследием. В этом контексте становится особенно важным осмысление роли игры как основы культуры, как той первичной...