Найти в Дзене
Китайский мусульманин в Казанском университете в середине XIX века
Годы его жизни – 1800-1865. Из них около пяти лет Исмаил Абу-Каримов провел в Казани. Именно здесь в 1851 году началась его педагогическая карьера – он обучал разговорному китайскому сначала учеников 1-ой Казанской гимназии, затем студентов историко-филологического факультета в Казанском университете. Но после закрытия восточного разряда в 1854 г., Исмаил Абу-Каримов уехал в Санкт-Петербург, где с 1855 г. проработал на аналогичной должности вплоть до своей кончины. Он родился в Китае. Поэтому в документах тех лет его часто преподносили как «природного китайца»...
3 дня назад
Женщина-мусульманка и казанские газеты царской эпохи (начало ХХ века)
В просвещенной среде, по сложившейся исторической традиции, Казань воспринималась как «окно на Восток», как город с яркой мусульманской культурой. В этой ориентальной оценке было немало стереотипного, а местным мусульманам приписывались порой не свойственные им качества. Ярким трудом, написанным в такой стилистике, является работа врача и ректора Казанского университета К. Фукса о казанских татарах (1844). Научные исследования в этом русле выполнялись и во время работы «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете...
1 месяц назад
Педагог-новатор из «старометодного» медресе
Известный как педагог-новатор, один из пионеров «новометодной» системы образования, сам Габаши учился в медресе «Гаффариййа», в котором придерживались «старометодной системы образования». Среди изучаемых предметов в его медресе преподавался арабский язык, логика (мантык), философия (хикмат), мусульманское право и другие исламские науки; естественные науки не изучались; важное место отводилось догматическим диспутам и каламическим спорам между шакирдами. Как сообщает сам Габаши, он «был одним...
1 месяц назад
Женщина-модница царской эпохи (по материалам казанских газет начала ХХ века)
Любопытно, что встречалось оно даже в татарском языке. Например, известный просветитель Ризаэтдин Фахреддин в книге нравоучительной тематики советовал молодежи не увлекаться модой. Тем не менее, городская мода эпохи модерна не имела этнических, конфессиональных или сословных различий, а формировала единый буржуазный круг. В газетах Казани в начале ХХ века регулярно печатались объявления о магазинах дамских товаров и об их ассортименте. Они были рассчитаны на состоятельных покупательниц. «Корсеты, кружева, ленты и пр...
1 месяц назад
Как татарин стал русским поэтом и написал гимн Победы
А ведь сам Рафкат Давлетшевич Габитов (так на самом деле звали поэта Михаила Львова) не скрывал своего этнического происхождения. По крайней мере, уже после войны он написал: "Я, татарин стопроцентный, с русской речью на устах". Но, видимо, не все верили этому. В другом стихотворении (1971 г.) он снова вернулся к этому вопросу: Он говорит, что я придумал, Что я - татарин. А - зачем? Иль я - какой-нибудь "придурок" - И льгот испрашиваю тем - На приблизительность, неточность Стихов и песен прав...
179 читали · 2 месяца назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала