Найти в Дзене
"В глуши среди татар": этноконфессиональная специфика в работе фельдшериц-акушерок
Пациентки-татарки, например, чаще обращались к женщинам-медикам. Поэтому фельдшерицы-акушерки были особенно востребованы в этой среде. Способность фельдшерицы или акушерки работать в инородческой среде (среди татар, чувашей и т.д.) земства обычно подчеркивали особо. Это учитывалось и при назначении им пенсии по выслуге лет. Интересен, случай акушерки Александры Ивановны Филипповой, работавшей в 1880-е годы татарской деревне Кабаланы Тетюшского уезда Казанской губернии. В 1887 году у нее случился конфликт с врачом, дело рассматривалось в губернских органах власти...
6 дней назад
"Женские профессии" Казанской губернии: фельдшерицы-акушерки
Одной из популярных женских профессий 19 века стала профессия "акушерки-фельдшерицы". Несмотря на различные трудности, желающих овладеть этой профессией среди женщин с каждым годом становилось все больше, в том числе в Казанской губернии. В пореформенное время они обычно работали в системе земской медицины. Жалованье зависело от нагрузки, которая определялась размером участка. Например, в конце 1870-х гг. в Лаишевском уезде Казанской губернии акушерки менее многочисленного, третьего, участка получали 120 руб...
1 неделю назад
Китайский мусульманин в Казанском университете в середине XIX века
Годы его жизни – 1800-1865. Из них около пяти лет Исмаил Абу-Каримов провел в Казани. Именно здесь в 1851 году началась его педагогическая карьера – он обучал разговорному китайскому сначала учеников 1-ой Казанской гимназии, затем студентов историко-филологического факультета в Казанском университете. Но после закрытия восточного разряда в 1854 г., Исмаил Абу-Каримов уехал в Санкт-Петербург, где с 1855 г. проработал на аналогичной должности вплоть до своей кончины. Он родился в Китае. Поэтому в документах тех лет его часто преподносили как «природного китайца»...
2 месяца назад
Женщина-мусульманка и казанские газеты царской эпохи (начало ХХ века)
В просвещенной среде, по сложившейся исторической традиции, Казань воспринималась как «окно на Восток», как город с яркой мусульманской культурой. В этой ориентальной оценке было немало стереотипного, а местным мусульманам приписывались порой не свойственные им качества. Ярким трудом, написанным в такой стилистике, является работа врача и ректора Казанского университета К. Фукса о казанских татарах (1844). Научные исследования в этом русле выполнялись и во время работы «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете...
3 месяца назад
Педагог-новатор из «старометодного» медресе
Известный как педагог-новатор, один из пионеров «новометодной» системы образования, сам Габаши учился в медресе «Гаффариййа», в котором придерживались «старометодной системы образования». Среди изучаемых предметов в его медресе преподавался арабский язык, логика (мантык), философия (хикмат), мусульманское право и другие исламские науки; естественные науки не изучались; важное место отводилось догматическим диспутам и каламическим спорам между шакирдами. Как сообщает сам Габаши, он «был одним...
3 месяца назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала