Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
Интроспекция 🟡
Как Иуда испортил желтый: трагедия цвета в западной культуре
379 · 1 месяц назад
Интроспекция 🟡
Свобода не там, где мы привыкли ее искать
604 · 1 месяц назад
Интроспекция 🟡
Почему для одних любовь — подвиг, а для других просто договор
301 · 3 месяца назад
Иван Крамской — художник, который изменил русскую живопись
Есть художники, которые украшают мир. А есть такие, которые задают ему неудобные вопросы. Иван Крамской принадлежал ко второй категории — редкой, требовательной и необходимой Его интересовало не «красиво», а «истинно». Потому в каждой его работе чувствуется не столько вдохновение, сколько внутренняя дисциплина — желание увидеть человека без украшений и защиты О нем и его творчестве я узнала благодаря картине «Русалки», эссе о которой стало самым читаемым в моем блоге. Эта работа буквально пленила меня, и не написать о ней я не могла...
3034 читали · 1 месяц назад
Заметили, как интенсивно мы возвращаемся в эпоху романтизма? Моя любимая эпоха, самая чувственная и чувствительная, как мне кажется. Самая смело задающая вопросы и так же смело ставящая на себе опыты, чтобы найти ответы На днях мне в голову пришла мысль — баааа, так мы же сейчас живем в романтизме, все признаки на лицо 🟠 Крушение старых больших нарративов Романтизм возник после Просвещения и Французской революции — старый порядок рухнул, мир стал непредсказуемым, люди искали новые опоры Сегодня: цифровые революции, крах глобалистских иллюзий, перезапуск ценностных систем, поляризация, распад старых идеологий — совпадение более чем заметное 🟠 Возврат к личности и внутреннему миру Романтики резко развернулись к индивидуальному «я»: чувства, переживания, интуиция, внутренний опыт Сегодня: терапевтическая культура, внимание к эмоциям, self-care, субъективный взгляд — мы снова «внутрь» 🟠 Рост мистицизма и интереса к духовному XIX век славится буйным мистицизмом, народными поверьями, преданиями, символизмом Сейчас: эзотерики, астрология, психологические архетипы, туманность смыслов — всё это рифмуется с романтизмом удивительно гармонично 🟠 Тоска по подлинности Романтики бежали из индустриального мира в природу, в «век утраченной цельности» Сегодня: цифровая усталость, поиск простоты, «настоящего», возвращение к национальным культурам, традиции, ремёслам — классическая романтическая реакция 🟠 Культ творца и уникальности В романтизме появляется образ «гения» — человека с неповторимым голосом Сегодня: креаторы, блогеры, авторские бренды, культ самовыражения — аллюзия очевидна Короче говоря, если бы Гёте, Новалис и Жуковский жили сейчас, они бы, вероятно, вели ТГ-канал о смысле жизни, писали бы песни в Spotify и дрались бы в комментариях под TikTokами
1 месяц назад
Мастер романтического пейзажа Джозеф Тернер Иногда Тернера оценивают как предшественника французских импрессионистов и считают его инициатором системы современного искусства Ну не знаю, ну не знаю… У меня прям слишком много вопросов к современному искусству, и даже к импрессионистам. И ни один из этих вопросов не возникает при виде полотен Тернера Всё-таки, он больше про невероятную по своим переживаниям и чувственности эпоху романтизма, чем про чахлые попытки рассуждать о чувствах у представителей современных течений в искусстве Сделать эссе об этом художнике и отдельно о некоторых его картинах? Там есть очень интересные истории. Дайте знать в комментариях, интересно ли вам 💛
1 месяц назад
Хорошие новости для неидеальных людей В 1966 году социальный психолог Эллиот Аронсон провел исследование под названием The effect of a pratfall on increasing interpersonal attractiveness Аронсон записал четыре аудиоинтервью с актёрами, изображавшими участников викторины. Все участники были представлены как студенты колледжа, которые отвечают на одни и те же вопросы. Разница была в их компетентности и наличии ошибки Были четыре варианта записи: 1. Высокая компетентность, без ошибок: участник блестяще отвечает на вопросы, в конце ничего не происходит 2. Высокая компетентность, с ошибкой (pratfall): тот же участник отвечает идеально, но в конце случайно проливает кофе себе на одежду и извиняется 3. Средняя компетентность, без ошибок: участник делает много ошибок в ответах, но без кофейного инцидента 4. Средняя компетентность, с ошибкой: слабый участник, который к тому же проливает кофе После этого слушателям предлагали оценить участников по шкале симпатии и привлекательности. Самым симпатичным оказался вариант №2 — компетентный человек, допустивший неловкость. Я на всех своих выступлениях так делаю, так что теперь буду продолжать Это назвали эффектом Pratfall (от англ. pratfall — оплошность, неловкость) — психологический феномен, согласно которому ошибка или неловкость делают человека более привлекательным, если он уже воспринимается как компетентный Так что если вы нелепые и стесняетесь этого — переставайте. Наша нелепость играет нам на руку, если, правда, есть чему играть
1 месяц назад
«Русалки» — картина, на которую невозможно смотреть долго
После покупки этой картины Павел Третьяков жаловался, что, находясь рядом с ней, ощущает странную усталость и тревогу. Посетители галереи говорили, что невозможно долго смотреть на «Русалок» — взгляд «проваливается в воду». А охранники рассказывали о ночных звуках и прохладе, будто из самой картины веет ветром Однажды кто-то посоветовал перевесить работу в более тёмный угол, потому что «русалки не любят яркий свет». После этого, говорят, «они успокоились» Конечно, это просто занятные легенды, но...
12,2 тыс читали · 1 месяц назад
«Молодая мученица» — картина, перед которой Париж замолчал
В середине XIX века французский художник Поль Деларош показал публике работу, которая вызвала редкое для Парижа чувство — благоговейную тишину. А у некоторых даже желание встать на колени и молиться На Салоне 1855 года зрители замирали перед холстом, где в тёмной воде Тибра покоилось тело молодой женщины. Это была «Молодая мученица» — картина, выражавшая традицию католического сентиментализма и ставшая одной из самых обсуждаемых в карьере Делароша Поль Деларош (1797–1856) — художник, известный своими историческими и религиозными сюжетами...
8856 читали · 1 месяц назад
Она умерла в 23, но стала вечной: тайная любовь и муза Сандро Боттичелли
Говорят, что Боттичелли всю жизнь писал одну и ту же женщину На его картинах меняются боги, аллегории, святые, но женское лицо — почти одно и то же — светлые волнистые волосы, высокий лоб, плечи, будто слишком хрупкие для тела. И взгляд часто не на зрителя, а куда-то в сторону, как будто она вообще не отсюда Кто эта женщина? Есть красивая легенда, и ее можно принять как ответ — это Симонетта Веспуччи, самая красивая девушка Флоренции и великая любовь художника. Ранняя смерть забрала ее у этого мира,...
2363 читали · 1 месяц назад
Абстракционизм — искусство или просто красивый дизайн? Не первый раз встречаю работы Хильмы аф Клинт, но мне по-прежнему трудно принять это как искусство — как, впрочем, и весь абстракционизм Да, это красиво. Невероятная гармония цвета, точность интуиции, удивительное чувство оттенков. Но за этой красотой нет метаидеи — ни мифа, ни действительности Абстракционизм кажется мне больше дизайнерским языком, чем художественным высказыванием. Это чистая форма без тела, прекрасная оболочка без дыхания. У той же Зильмы я не виду живописи, лишь синтез линий и цветов, где нет человека — ни страдающего, ни ищущего А как вы чувствуете абстракцию — как искусство или как дизайн? Может ли вообще живопись существовать без истории, без мифа, без человека?
1 месяц назад
Как Иуда испортил желтый: трагедия цвета в западной культуре
Вы когда-нибудь задумывались, почему у жёлтого настолько дурная репутация? В религиозных сценах им обозначали Люцифера и его прислужников. В Средние века в некоторых европейских городах жёлтым красили дома предателей и еретиков, чтобы позор был виден издалека. Проституток заставляли носить жёлтые ленты или платки — отличительный знак их падения Позже — жёлтые билеты, жёлтые звёзды, жёлтая пресса, жёлтый дом. Жёлтые тюльпаны — и те оказываются вестниками разлуки, а у Булгакова Маргарита «несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы»...
379 читали · 1 месяц назад
Честно говоря, я человек избалованный Мне повезло родиться в интеллигентной семье, где что папа, что мама — люди простые, из работяг, как говорится, но с интуитивным умением чувствовать материи высокие и даже философские. Воспитывалась я в атмосфере, где тебя учат, как создавать, а не как клянчить. И как-то так сложилось, что к 33 годам мне ни разу не пришлось просить или требовать именно потому что я знаю, что все можно создать, а главное, научена трудиться, чтобы получать желаемое Именно трудиться, а не работать. Рабского мышления во мне примерно 0%, а труд и созидание я люблю Так и росла, так и развивалась — почти всегда в окружении людей, склонных к тому же. Ну или еще не успевших проявить обратное Лет в 12 я очень захотела сходить в Церковь, и вплоть до переезда в Россию Храм оставался моим вторым домом. Там я дружила, влюблялась, хулиганила и развивала способность сопереживать. Способность не осуждать, как вы сейчас поймете, у меня, увы, в полной мере не развилась Вся христианская этика построена на созидании и любви, и первых друзей мне повезло встретить именно там — простых ребят из таких же простых семей, которым нравилась наша церковная молодежка В 19 я переехала в Москву и долгое время оставалась одна, потому что во мне уже была сформирована свобода выбирать с кем общаться. И если мне не нравятся сплетни за кальяном, то я могу себе позволить не строить отношения с людьми, у кого это основной досуг. Долго одиночестве не длилось — ты всегда найдешь своих, если ищешь именно это, а не лишь бы кто-то, лишь бы как-то Сегодня вокруг меня все происходит так же, но с той разницей, что благодаря интернету и склонности создавать контент и наращивать медийность, я получила доступ к мнению людей из совсем других вселенных И о Боже мой, какой ужас... У меня очки стеклами внутрь разбились просто. Чего удивляться, что мир так несовершенен, если при расщеплении этой субстанции на атомы в виде отдельных людей мы вполне можем получить индивидуума, предлагающего проверить степень своей свободы тем, чтобы испражниться средь бела дня на вокзале Я сейчас прям в серьез задумалась, а так ли мне хочется алгоритмичной медийности, или ну его этот Дзен и Ютюб. Чтобы ощутить всю мою боль, можно глянуть комментарии под эссе про свободу:dzen.ru/...inkk
1 месяц назад
Свобода не там, где мы привыкли ее искать
Сегодня все говорят о свободе — свободе слова, выбора, передвижения, самовыражения. Многие требуют её как нечто должное по факту рождения. Но часто за этим требованием скрывается не стремление к действию, а желание снять с себя ответственность Мы кричим о свободе, но редко готовы платить её настоящую цену — способность отвечать за последствия своих выборов Проще считать, что всё решают обстоятельства: правительство, эпоха, чужие связи, экономика, родители. Кто угодно — только не я. Так человек незаметно становится рабом внешнего мира...
604 читали · 1 месяц назад
Почему дети на старинных картинах выглядят как взрослые — и что это говорит о нас
Сегодня нам кажется естественным, что у ребёнка есть детство — время игры, тепла и любопытства. Но ещё каких-то триста лет назад ребёнок не имел ни голоса, ни своего места среди людей Когда-то этого слова даже не существовало. В античных городах дети были «незавершёнными взрослыми», в Средние века — «маленькими грешниками», а на иконах Христос-младенец выглядел как старец. Только к XVIII веку человек впервые понял: ребёнок — это не заготовка, а отдельный мир. Понадобились тысячелетия, чтобы мы научились...
909 читали · 1 месяц назад