Транспортная служба новостей подводит итоги года вместе с представителями отрасли. Одним из спикеров стал Николай Ивашов, PR-директор компании «Флай Дрон»: «Одним из главных событий уходящего года стало принятие Правительством решения о создании единой системы идентификации беспилотного транспорта на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» с марта наступающего года. Это в перспективе позволит снять ограничения на полёты дронов, действующие сейчас во многих регионах нашей страны, поскольку отличать законопослушные БПЛА от аппаратов злоумышленников станет гораздо проще, а значит, отпадёт необходимость практически тотальных запретов на использование воздушного пространства беспилотниками. Между тем спрос на беспилотные услуги растёт уже сейчас — даже в условиях жёсткого прессинга беспилотных авиасистем, связанного с необходимостью обеспечивать безопасность. Когда же этот прессинг исчезнет, более чем вероятен резкий рост всей беспилотной индустрии, де-факто означающий начало формирования экономики будущего. Ещё одно важное для отечественного беспилотья событие — введение отдельного класса воздушного пространства H, предназначенного для беспилотников. Во-первых, при полётах в нём можно будет максимально оперативно получать все необходимые разрешения. А время, как известно, - деньги. Значит, экономическая привлекательность бизнесов, связанных с беспилотными авиасистемами, повысится. Во-вторых, такой шаг позволит гораздо быстрее найти консенсус между интересами беспилотной и пилотируемой авиации» .
Флай Дрон
2069
подписчиков
Компания-разработчик цифровой платформы сервисов, обеспечивающих организацию и выполнение полетов БВC, а также антидронных систем.
Вот так выглядит Sheikh Zayed Road в Дубае с беспилотника. Как говорится, вид сверху - лучше. Пока он доступен лишь в виде фото, сделанного камерой дрона, но в следующем году властями анонсируется запуск беспилотных аэротакси от компании Joby, а это значит, что вполне реальная возможность взглянуть на крупнейший город Объединенных Арабских Эмиратов, мчась над ним на высоте птичьего полета по своим делам, появится у многих желающих. Главное, чтобы желания совпадали с возможностями. Сказки про ковер-самолет становятся явью.
Дроны зачистят Эверест
Непал объявил о старте амбициозной пятилетней программы по очистке горы Эверест от десятилетий накопленного мусора, включая оставленное снаряжение, кислородные баллоны, пластик и человеческие отходы, сообщает South China Morning Post, ссылаясь на недавнее решение правительства страны...
Первый заместитель генерального директора и сооснователь компании "Флай Дрон" Александр Каниовский накануне выступил в Липецке в роли модератора Стратегической сессии по развитию отрасли беспилотных авиационных систем в Липецкой области. В мероприятии приняли участие Заместитель Губернатора Липецкой области Сергей Курбатова, заместитель министра промышленности, инвестиций и науки ЛО Михаил Путилин, директор НПЦ БАС ЛО Александр Шацких, директор Фонда развития промышленности ЛО Владимр Дубинин, генеральный директор ООО “Высокие технологии” Игорь Климов, GR-директор ООО "Флай Дрон" Мария Валеева, представители ФЦ БАС, “Университета 20.35”, ГК "Геоскан", представители органов исполнительной власти, учебных заведений и предприятий региона. В ходе сессии было обозначено видение применения беспилотных авиасистем в ключевых отраслях экономики и управления Липецкой области, проанализированы конкретные пилотные проекты, связанные с использованием БАС, и выявлены «болевые точки» для развития в регионе беспилотной индустрии. Обсуждалась и антидронная тематика. Также участники предложили способы стимулирования роста регионального кадрового потенциала в сфере БАС и молодежного интереса к соответствующим специальностям. По итогам мероприятия планируется сформировать стратегию развития БАС в регионе. Липецкая область должна занять достойное место в Национальном рейтинге дронификации.
ОАЭ устроят рекордное новогоднее представление: 62 минуты фейерверков и крупнейшее дрон-шоу в мире! Высший организационный комитет Фестиваля шейха Зайда объявил о завершении подготовки к масштабному празднованию Нового года в Абу-Даби. Главным событием вечера станет 62-минутный фейерверк над районом Аль-Ватба, который войдёт в число самых продолжительных и зрелищных световых представлений в истории ОАЭ. Помимо традиционного пиротехнического шоу, власти обещают крупнейшее в мире дрон-шоу, которое синхронно дополнит музыкальное и световое оформление праздника. Это станет частью многоуровневой программы, объединяющей современные технологии и культурное наследие. Фестиваль пройдёт на специально оборудованной площадке, где разместятся тематические павильоны стран-участниц, стратегических партнёров и спонсоров. Посетители смогут погрузиться в национальные традиции, попробовать блюда разных кухонь и принять участие в интерактивных мероприятиях, посвящённых наследию Основателя ОАЭ шейха Зайда и культурному многообразию региона. Организаторы подчеркивают, что праздник призван не только удивить гостей, но и укрепить культурные связи между народами, демонстрируя ОАЭ как центр инноваций и уважения к традициям. В связи с ожидаемым наплывом зрителей власти рекомендуют использовать общественный транспорт и заранее планировать маршрут. Новогодняя ночь в Аль-Ватба обещает стать одним из самых ярких событий в регионе — синтез технологий, искусства и национальной идентичности под открытым небом.
Цифровые платформы с элементами искусственного интеллекта, обеспечивающие легальную и безопасную эксплуатацию беспилотных авиационных систем, становятся драйвером развития для всей отрасли. Но для этого придется грамотно масштабировать уже имеющиеся наработки и преодолеть ряд нормативных барьеров. Такое мнение высказал заместитель генерального директора ООО «Флай Дрон» Александр Кравченко. Благодаря цифровым платформам - например, разработанной компанией "Флай Дрон" - можно осуществлять мониторинг полетов в режиме реального времени, контролировать соблюдение воздушного законодательства, идентифицировать БПЛА по признаку "свой - чужой", осуществлять оперативное воздействие при помощи средств РЭБ на беспилотники злоумышленников или же просто сбивать их различными кинетическими средствами. Таким образом, риски при "гражданском" использовании беспилотных авиасистем будут сведены к минимуму. Так, при организации полетов "своих" беспилотных авиасистем элементы ИИ и автоматизация процессов на платформе синергетически взаимодействуя позволяют затратить на сбор всех необходимых для получений разрешений в Единой системе ОрВД и у муниципалитетов документов несколько часов или даже несколько минут, а не несколько дней, как это обычно бывает у начинающих дроноводов. А при организации защиты объекта случае выявления беспилотной атаки "умная" система в считанные секунды окажет помощь даже имеющему минимальную подготовку оператору в принятии решения о подавлении того или иного БПЛА, а также в выборе способа подавления или сбития. Важно, что и в первом, и во втором случае время будет экономить и деньги. По словам Александра Кравченко, организовать надежный контроль за дронами в воздушном пространстве России могут не запретительные меры и ограничения, лишь сдерживающие всю беспилотную индустрию, а цифровизация неба, подразумевающая под собой глобальное внедрение технологий, включающих в себя на одной платформе функционал по предоставлению заинтересованным заказчикам беспилотных услуг, коммерциализации работы исполнителей, контролю полетов , обнаружению, а при необходимости - подавлению или физическому устранению БПЛА-нарушителей. «На практике уже функционирует несколько отечественных платформ, на которых в совокупности имеется практически весь вышеперечисленный функционал – от информационной инфраструктуры до объединения в единый контур с системами радиоэлектронного и физического противодействия БПЛА. Даже элементы ИИ, помогающего оперативно принимать операторам то или иное решение, здесь уже присутствуют. Но вопросы масштабирования успешно работающих IT-продуктов для БАС на все регионы РФ и интеграции их между собой пока остаются открытыми. Также не обойтись без повышения уровня кибербезопасности в беспилотной индустрии. Окончательно снять обозначенные проблемы способно достижения консенсуса для кооперации между государственными и частными структурами, владеющими цифровыми платформами, авиационными властями и силовиками. Консенсус нужен, прежде всего, в части внесения смягчающих изменений в воздушное законодательство относительно БАС и совместного равноправного использования всего имеющегося в наличии технологического инструментария, совокупный потенциал которого способен поднять российское беспилотье на космическую высоту», - подчеркнул Александр Кравченко. Он добавил, что «космическая высота» здесь – не только красивая метафора, но и констатация наметившейся связки дронов с низкоорбитальными спутниковыми группировками. По мнению Александра Кравченко, дальнейшим этапом развития беспилотной отрасли должно стать максимально широкое внедрение ИИ в работу вышеназванного цифрового функционала на нескольких интегрированных между собой платформах. Это позволит не только увеличить экономическую эффективность работы отрасли в целом, но и обеспечить более высокую безопасность дронобезопасность, минимизировав человеческий фактор, который традиционно является причиной большинства происшествий и в пилотируемой, и в беспилотной авиации.
Рынок БПЛА, оснащённых ИИ, входит в глубокую трансформацию
Согласно отчёту аналитической компании MarketAndMarkets, к 2030 году объём рынка вырастет с 26,12 млрд долларов США в 2025 году до 40,56 млрд долларов, демонстрируя среднегодовой темп роста 9,2%. За тот же период поставки БПЛА увеличатся с 596,94 тыс. до 869,76 тыс. единиц. Искусственный интеллект перестал быть дополнительной функцией и стал основой автономности, безопасности и эффективности выполнения задач. Современные дроны всё чаще превращаются из дистанционно управляемых устройств в интеллектуальных агентов, способных выполнять сложные операции с минимальным участием человека...
Китай принял первый чемпионат мира по дронофутболу 🏆 ⚽️ В ноябре в Шанхае прошёл первый чемпионат мира по дронофутболу под эгидой Международной федерации авиационных видов спорта (FAI). В турнире участвовали 46 команд из 18 стран и регионов, включая Китай, Южную Корею, Японию, Германию, Францию, США и Австралию. В турнире также были представлены команды из Гонконга, Макао и Тайваня. Дронофутбол — дисциплина, где участники управляют небольшими квадрокоптерами, выполняющими функции «игроков» на поле. Цель игры — забить мяч в мини‑ворота соперника, используя точность пилотирования, координацию команды и скорость реакции. Игровое поле разделено на зоны, матчи проводятся по сетам. Побеждает команда, выигравшая два сета. Если счет равный, назначается серия пенальти: каждой команде предоставляется три попытки, и у нападающего есть 10 секунд, чтобы пробить мяч, а защитник пытается его заблокировать. При сохранении равного счета проводится повторная серия. Чемпионат был разделен на две основные категории: F9A-A и F9A-B. Эти категории различаются возрастными ограничениями и техническими параметрами дронов. Подробный регламент каждого матча опубликован на сайте организаторов и включает точные размеры поля, вес и скорость дронов, правила их взаимодействия и требования к безопасности. Китайские СМИ сообщают, что более 70% участников составили юниоры и около 17% из всех участвующих — женщины. 🏅По итогам турнира китайские команды заняли первое и второе место, бронзу получила команда Южной Кореи. Финальные игры и церемония открытия сопровождались видеозаписями и фотоматериалами, опубликованными на платформе Bilibili и на официальном сайте FAI. В последний день над рекой Шанхая прошло демонстрационное шоу дронов, где операторы показали навыки управления в условиях массовой синхронизации и световых эффектов. Организаторы подчеркивают, что дрон‑футбол сочетает спортивные навыки с инженерной подготовкой. Управление дронами в условиях игры требует понимания аэродинамики, точного расчета маневров и координации команды, что делает дисциплину эффективной платформой для развития навыков будущих специалистов в авиации, робототехнике и инженерных областях.
Insta360 представила Antigravity A1 — первый серийный 360-дрон с 8K-съемкой и управлением через FPV-очки. Компания Insta360 объявила о запуске Antigravity A1, дрона нового формата, рассчитанного на профессиональную аэровидеосъемку и создание панорамного контента. Модель выделяется интегрированной 360-камерой с разрешением 8K, которая обеспечивает сферическое изображение без навесных модулей и без «слепых зон». Благодаря такому решению корпус дрона не попадает в кадр, создавая эффект «невидимого дрона». Готовое панорамное видео не требует маскировки корпуса или сложного постпродакшена. Главная идея платформы заключается в том, чтобы объединить стабилизированную 360-картинку и полноценное управление в стиле FPV. Полет выполняется через FPV-очки и контроллер движения, который отслеживает жесты и наклон руки пилота. Такой способ управления снижает порог входа для новичков и одновременно дает опытным операторам больше свободы при построении траекторий и динамичных пролётов. По данным профильных изданий, Antigravity A1 ориентирован на операторов, блогеров и студии, которые работают с иммерсивным видео и VR-контентом. Интегрированная камера позволяет получать панорамный материал высокого качества, а новый тип управления дает возможность точнее планировать кадры в стесненных условиях. Рынок дронов с 360-съемкой остается узким, и большинство существующих решений требует использования дополнительных камер. На этом фоне Antigravity A1 может стать одним из наиболее технологичных и удобных инструментов для VR-видео и динамичной аэровидеосъемки, отмечают отраслевые аналитики.
Европейские антидронные системы не успевают за ростом угроз. В последние месяцы резко выросли опасения по поводу безопасности воздушного пространства в Европе. Рост числа как военных, так и коммерческих дронов создаёт новые угрозы: беспилотники всё чаще используются для разведки, саботажа и атак на критическую инфраструктуру и объекты массового скопления людей. Государственные ведомства и частные компании активизируют закупки технологий для контроля и защиты воздушного пространства, однако существующие подходы оказываются недостаточно эффективными, отмечают эксперты Commercial UAV News. Современные системы обнаружения и подавления дронов включают радары, радио‑датчики, акустические сенсоры, оптические и инфракрасные камеры. Они позволяют отслеживать маршруты аппаратов, классифицировать их как легальные или потенциально опасные, а при необходимости блокировать управление дроном без физического воздействия. Однако в условиях быстрых манёвров дронов‑роев и автономных аппаратов эффективность таких решений ограничена. Заказы на системы защиты от беспилотников растут не только в США, но и в Европе, Азии и других регионах, однако это не гарантирует реальной готовности к реальным угрозам. На фоне этих процессов усиливается интерес к новым концепциям управления воздушным пространством. Так, в Европе обсуждается идея цифрового контроля, объединяющего данные обо всех полетах дронов в единое информационное поле. В теории сочетание таких платформ с системами обнаружения и подавления — CUAS — может повысить уровень безопасности, однако эксперты предупреждают о критических ограничениях. «Цифровое небо» эффективно только для легальных операторов, а сами системы CUAS требуют ясной нормативной базы для безопасного применения и предотвращения конфликтов с гражданскими пользователями. Несмотря на рост инвестиций и развитие технологий, европейские системы против дронов пока не успевают за реальными угрозами. Быстрое распространение беспилотников и их автономные возможности создают среду, где существующие инструменты контроля работают лишь частично, а значит правовые и организационные ограничения остаются ключевым фактором уязвимости.
В Индии представили первый собственный автомобиль для борьбы с дронами 🇮🇳 Индийская Indrajaal Drone Defence представила мобильный комплекс противодействия беспилотникам Indrajaal Ranger, сообщает The Economic Times. Это первый в стране автомобиль-C-UAS, который способен обнаруживать, отслеживать и нейтрализовывать дроны во время движения. Компания отмечает, что Ranger оснащён собственной платформой искусственного интеллекта, которая объединяет данные радаров, оптики и радиочастотных сенсоров. Система автоматически определяет тип беспилотника, оценивает уровень угрозы и выбирает способ нейтрализации — от постановки помех до перехвата сигнала управления. Платформа создана на базе вездеходного шасси и рассчитана на работу в удалённых районах, где часто фиксируются попытки контрабанды и нарушения воздушных границ. В Indrajaal подчёркивают, что мобильная C-UAS-система может применяться для патрулирования границ, защиты критической инфраструктуры и сопровождения колонн. Согласно заявлению компании, Ranger ориентирован на заказчиков из силовых ведомств. В отличие от стационарных комплексов, мобильная машина способна оперативно менять позиции и реагировать на угрозы в реальном времени. В Indrajaal считают, что такой формат позволит закрыть «серые зоны» — территории, где ранее не удавалось обеспечить постоянный контроль. Эксперты отмечают, что запуск Ranger отражает растущий спрос на мобильные системы противодействия дронам. На рынке усиливается конкуренция между разработчиками комплексов C-UAS, способных работать в условиях меняющейся тактики использования беспилотников, включая низколетящие аппараты и небольшие коммерческие модели, применяемые для контрабанды и разведки. В компании заявляют, что дальнейшее развитие платформы будет связано с увеличением дальности обнаружения и интеграцией более точных средств воздействия.
Искусственный интеллект, интегрированный в оружие, создаёт новые вызовы в области безопасности и ответственности. Автономные системы вооружения, в том числе - БПЛА, становятся всё более востребованными в военных стратегиях, при этом их применение требует новых подходов к этике и регулированию. Оперативные преимущества автономных систем очевидны. Они повышают эффективность, снижают риск для личного состава и позволяют действовать автономно. Примером являются дроны, активно используемые в современных конфликтах. Однако рост автономии ставит вопрос о границах человеческого контроля. Различают несколько уровней автономности, от систем с человеком в петле до полностью автономных аппаратов. Степень вмешательства человека определяет ответственность за принятые решения. Современные директивы признают возможность участия ИИ в надзоре, что усложняет вопрос о том, кто несёт ответственность за действия автономных систем. Существует риск снижения порога для применения силы. Автономные системы могут сделать войну менее рискованной для оператора, что повышает вероятность эскалации. При этом возникает опасение нарушения принципов международного гуманитарного права, в частности различения гражданских и военных и соблюдения пропорциональности силы. Этический аспект также остаётся ключевым. Полностью автономные системы лишены возможности принимать моральные решения, что делает применение машинного вооружения потенциально обезличенным и безнравственным. Западные СМИ предлагают разработать международные рамки, регулирующие применение автономных систем. Речь идёт о технических стандартах, обязательном участии человека, определении юридической ответственности и механизмах подотчётности. Юридические и нормативные пробелы сохраняются. Международное гуманитарное право не всегда даёт ответы на новые вызовы. Автономные системы могут быть неспособны адекватно оценить сложную ситуацию на поле боя, особенно в отношении гражданских лиц, что ставит под сомнение возможность соблюдения принципов гуманности. Существует неопределённость в распределении ответственности. Если автономный дрон совершает ошибку, остаётся неясным, кто несёт ответственность — разработчики, операторы или командиры. Морально-правовые возражения также связаны с принципом гуманности, который требует учитывать этические нормы даже при отсутствии прямых юридических правил. По материалам Maritime Fairtrade.