Формирование личности информационной эпохи - путь к продолжению развития человеческой цивилизации. Продолжим разговор о роли образования в замедлении роста энтропии в период перехода человеческой цивилизации в информационную эпоху и неопределенностей, характерных для этого периода. Проходящие непрерывном рефреном наши рассуждения об энтропии связаны, прежде всего, с ее ролью индикатора предельного состояния развития цивилизации. Замедление роста энтропии отодвигают начало заката человеческой цивилизации. Во многих областях человеческой деятельности наблюдается переход от иерархических структур к сетевым. Традиционное следование социума за вожаком, характерное для современных моделей власти, становится тормозом в поисках новых ресурсов, препятствующих росту энтропии. По-видимому, разнообразные политические реформы исчерпали свои возможности. Открытие новых путей организации общества следует связывать с появлением людей новой формации. Как известно, люди выделились из природы благодаря взаимодействию. Переход в информационную эпоху внес много нового в это взаимодействие, в частности, включив в него искусственный интеллект. Современные люди, особенно молодое поколение, значительную часть своей жизни проводят, общаясь не столько друг с другом, сколько с машиной. Интроверты стали обычным явлением современной жизни. Не трудно понять, что интровертам вожаки не нужны. Следовательно, на образование ложится миссия формирования человека нового периода. Каким образом это осуществить пока не вполне ясно. Преодоление неопределенностей на этом пути являются первостепенной задачей образования. А мы … продолжим #образование #энтропия #информационная_эпоха #человеческая_цивилизация #сетевые_структуры #искусственный_интеллект #интроверты #новая_формация #переход_в_информационную_эпоху #неопределенности
Центр Continuum DPKA
191
подписчик
Центр Continuum DPKA – команда профессионалов в области образования: имеем опыт руководства приемными комиссиями и факультетами, специализируемся в области менеджмента качества образования, занимаемся научными исследованиями в сфере инновационных образовательных технологий.
Энтропия, человеческая цивилизация и образовательные инновации: их роль в формировании стрессоустойчивости в эпоху растущей неопределенности Прежде чем продолжить обещанный разговор о конвергентных технологиях NBIC, необходимо вновь вернуться к понятию «энтропия». Человек и энтропия: от вечности к образовательным инновациям). Энтропия – одна из самых важных и в то же время трудных для понимания физических концепций. Без нее невозможно представить научную картину мира во всех ее проявлениях, включая социальные процессы. Понимание энтропии и, тем более, ее применение в анализе процессов усложняется невозможностью ее измерения, а также множеством определений, которые при поверхностном взгляде никак между собой не связаны. Закон природы гласит, что энтропия не может уменьшаться, а рост энтропии характеризует увеличение степени неопределенности, и мы, таким образом, живем в эпоху непрерывного роста неопределенности. В наших предыдущих публикациях мы характеризовали этот процесс как жизнь в вероятностном мире. Температура как мера хаотического движения в физике рассматривается как мера хаотического движения любых физических объектов. В связи с этим «экономическая температура» может служить показателем интенсивности хозяйственной деятельности людей. Совершенно очевидно, что судьба человеческой цивилизации зависит от разумной достаточности в потреблении материальных благ. Следует ли считать нормальным накопление миллиардных состояний и приобретение ресурсозатратных предметов роскоши (автопарки, яхты, самолеты т.п.)? Безудержное потребление, не ограниченное внутренней системой ценностей, способствует стремлению к сверхприбыльности в производственной деятельности. В свое время К. Маркс говорил: «Обеспечьте 10 процентов прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлѐнным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» (см.: К. Маркс, «Капитал», гл.24 примечание в конце п.6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23, с. 770). Лишь 10% населения получают 52% глобальных доходов, и именно они являются инициаторами производства более половины экологически неблагоприятных отходов. Образовательные дисциплины должны включать вопросы теории систем и теории самоорганизации, замедляющие рост энтропии, что способствует формированию стрессоустойчивой линии поведения. А мы продолжим… #энергия #энтропия #образовательныеинновации #стрессоустойчивость #неопределенность #цивилизация #будущееобразования #научныепубликации #образовательныетрансформации #теориясистем #самоорганизация #мирнеопределенности #образованиеиобщество #образованиедлябудущего #психологияобразования
Конвергентные технологии NBIC: ключ к будущему цивилизации Сегодняшнее образование, будучи составляющей социально-политической системы, направлено, прежде всего, на обслуживание текущих потребностей, деятельности людей, а также интересов государства. Современное состояние человеческой цивилизации актуализирует проблему его существования. Решение задач выживаемости людей предъявляет к системе образования совершенно новые, непривычные для традиционного сознания требования. Как писал выдающийся российский ученый Ю.М. Лотман: «Привычное перестает быть эффективным». XXI век ознаменовался развитием глобальных технологий особенно в информационной сфере. К этим технологиям относятся NBIC (нанотехнология, биотехнология, информационные технологии и когнитивистика). Конвергенция этих технологий и создает черты новой цивилизации. Для этого требуется более глубокое понимание природоподобных систем. Из всех известных систем система «человек» является, вероятно, самой сложной и наиболее приспособленной. Распределение численности млекопитающих на планете линейно связано с их массой. В этом ряду человек по массе эквивалентен шимпанзе (мы об этом писали в публикации «Эволюция коммуникаций и будущее человечества: от инстинкта к интеллектуальному взаимодействию» 29.12.2023), при этом численность шимпанзе составляет около 100 тысяч, а людей — восемь миллиардов. Вероятно, простые ресурсы, используемые человечеством для выживания, исчерпываются, а многие уже исчерпаны (например, энергетический, экологический и продовольственный кризисы). Компенсация утраченных ресурсов возможна лишь на пути открытий новых возможностей. Эти открытия полностью связаны с переходом человечества в информационную эпоху. И здесь мы отметим возникновение новых технологий, таких как NBIC. На смену привычной иерархической системе образования должна прийти сетевая образовательная система. Одной из таких моделей является STEM-образование. Что это такое? Об этом продолжим… #NBIC #конвергенция #образование #будущеецивилизации #STEM #нанотехнологии #биотехнологии #информационныетехнологии #когнитивистика #образовательныесистемы #технологическоеразвитие #глобальныетехнологии
Квантовый выбор: вероятностный мир и свобода от догм Нет нужды доказывать, что мы живем в вероятностном мире. Даже специалистам в области квантовой физики нелегко принимать исключительно вероятностную природу процессов. Как говорил Луи де Бройль – один из основателей квантовой физики «кванты понять нельзя, к ним нужно привыкнуть». Самое удивительное заключается в том, что законы квантовой физики проявляются даже в нас самих. В последнее время стало привычным словосочетание «квантовый компьютер». В недалеком прошлом, еще при жизни ныне здравствующего поколения (к примеру, тем, кому 50, 60, 70 и т.д.), люди были и остаются слишком далеки от микромира. И вот, квантовый компьютер! Люди изучают глубины Вселенной, но сами остаются такими же, какими были сотни тысяч лет назад. (Смотрите наши предыдущие публикации: «Эволюция коммуникаций и будущее человечества: от инстинкта к интеллектуальному взаимодействию» «Выбор человечества в эпоху ИИ» «Предостережение от заблуждений» ). Есть ли у нас шанс вырваться из плена догм и штампов? Когда мы говорим о вероятностном мире, то применительно к повседневной жизни это проявляется тогда, когда мы делаем тот или иной выбор. Ведь исход нашего решения носит случайный характер. В этом есть некоторые черты квантового мира. Разница заключается лишь в том, что наша волновая функция слишком ограничена возможностями восприятия. Для наглядности приведем пример рассадкой гостей на праздничном ужине, на котором число стульев соответствует числу гостей. Количество комбинаций рассадки достаточно велико, например, если гостей четверо, то таких комбинаций будет двадцать четыре, а если пятеро, то сто двадцать. Дело в том, что волновая функция для конкретного стула и есть названное число комбинаций. Но как только один гость сел на этот стул, его волновая функция сколлапсировала или, проще говоря, схлопнулась, для него вариантов больше нет. В жизни, когда выбор сделан, изменить его становится невозможным. Вернуться в исходное состояние нельзя: как нельзя войти дважды в одну и ту же воду. Часто это приводит к состоянию, когда нет права на ошибку. Ошибки случаются не из-за самого выбора, а из-за непонимания возможных вариантов. Часто мы не видим всего набора возможностей, из которых можно сделать выбор. Мы видим одну из задач образования в том, чтобы наши дети располагали широтой взглядов, критическим отношением к фактам и событиям, всему тому, что позволяет располагать максимально возможной базой из которой производится выбор. А мы продолжим… #квантовыйвыбор #вероятностныймир #свободаотдогм #квантоваяфизика #человеческийвыбор #критическоемышление #квантовыйкомпьютер #принятие_решений #эволюциясознания
Репетиторство и реформы образования: борьба за качество или поле для противоречий? Статья рассматривает современные реформы российского образования и их неоднозначные последствия. Особое внимание уделяется возврату к традиционным внутривузовским вступительным экзаменам и критике репетиторства. Отмечается, что зарубежный опыт диагностики, использовавшийся на протяжении нескольких лет, теперь постепенно заменяется новыми подходами, что создает благоприятную почву для коррупции. Главные противники репетиторства — чиновники и учителя массовых школ. Чиновники видят в школе единственный образовательный институт, подотчетный государству, поддерживают развитие дополнительного образования в рамках государственных школ, выступают против частного репетиторства. Учителя же воспринимают репетиторов как финансовых конкурентов, что приводит к искажению сути репетиторства. В публикации подчеркивается, что репетиторство выходит за рамки подготовки к ЕГЭ, содействуя формированию необходимых жизненных навыков и компетенций. Эффективность репетиторства связана с индивидуальной работой, в отличие от групповых занятий в школах, которые часто оказываются малоэффективными из-за разного уровня учеников. На примере педагогического опыта А.С. Макаренко отмечается важность индивидуального подхода и ограниченного состава групп. В отличие от массовых школ, подход А.С. Макаренко позволял успешно социализировать тысячи беспризорников. В заключении утверждается, что репетиторство не нуждается в искусственной защите или запрете. Его место в образовательной системе определится самой жизнью, поскольку репетиторство отвечает на индивидуальные потребности детей, которые часто выходят за рамки массового школьного образования. #репетиторство #образование #реформыобразования #ЕГЭ #индивидуальноеобучение #школа #качествообразования #частноеобразование #Макаренко #образовательнаясистема #коррупция #вступительныеэкзамены
Человек может и должен быть умнее машины: образованность или развитость? Поднимается вопрос о различии между образованностью и развитостью, а также их роли в формировании уникальных человеческих способностей. Мы предлагаем читателям поразмышлять над тем, почему развитость, проявляющаяся через интуицию, эмоциональное восприятие искусства и способность к «параллельному коду» понимания, может быть столь же важна, как и накопленные знания. Приводим примеры искусства, демонстрирующие, как развитость помогает интерпретировать глубокие смыслы произведений, например, полотна Иванова, Репина, Тициана и Мане. Способность человека понимать и сопереживать сюжетам искусства, опираясь на собственные ощущения, иллюстрирует отличия между человеческим интеллектом и искусственным (индикатор развитости). Уделяем воспитанию и развитию детей. Упущения в развитии, обусловленные недостаточными условиями в семье, могут быть частично компенсированы квалифицированными педагогами и репетиторами. Подчеркиваем, что компенсировать упущения в развитии сложнее, чем просто передать знания. Особое внимание обращаем на масштабность и сложность темы, акцентируя на том, что человек обладает уникальными ресурсами, которые отличают его от машин. В будущих публикациях мы продолжим развивать эту мысль, исследуя границы человеческих возможностей. ↔️Полная статья на нашем сайте: https://go.dpka.online/wzmJfj #развитость #образованность #человеческий_интеллект #интуиция #эмоции #искусство #детское_развитие #уникальность #культура #познание
Быстрее и больше: мозг, когнитивные возможности детей и роль репетиторов в эпоху растущего потока информации Ментальные ошибки, обозначенные в прошлой нашей публикации, связаны, главным образом, с ограниченными возможностями человеческого мозга воспринимать увеличивающиеся объемы информации и обеспечивать необходимую скорость ее обработки. Как известно, основной этап развития человеческого мозга завершается приблизительно к 25 годам. В дальнейшем развитие мозга не прекращается, но неиспользуемые нейроны либо утрачивают свои функциональные возможности, либо уничтожаются. Именно по этой причине с возрастом люди или утрачивают когнитивные способности, или становятся мудрецами благодаря накопленному опыту и способностью им распоряжаться. На сегодняшний день мозг еще недостаточно исследован, но примеры некоторых людей поражают его возможностями. Учитывая сказанное, возникает вполне оправданное предположение, что способность мозга воспринимать увеличивающиеся потоки информации и успевать их обрабатывать можно развивать. Общеизвестно, что успех в развитии особенно заметен в ранние годы жизни. Вот почему школьные годы возлагают на учителей особый груз ответственности. При этом вследствие большой разницы в условиях жизни и развития ребенка к школьному периоду дети приходят с разным уровнем развития. Это различие массовая школа нивелировать не в состоянии. Отсюда вытекает особая роль репетиторства. Нетрудно сделать вывод, что репетитор должен быть не только и не столько обучающим, сколько развивающим, учитывающим пробелы, возникшие в предыдущие периоды. Другими словами, и мы уже писали об этом в наших предыдущих публикациях «Роль репетиторов в современном образовании: взгляд в будущее», «Гармония ответственности и увлеченности в обучении: как выбрать идеального репетитора», «Как выбрать репетитора. Меняющиеся приоритеты родителей», репетитор должен выявить эти упущения, найти способы и возможности их исправления и сделать все возможное для дальнейшего развития. А мы … продолжим #когнитивные_способности #детское_образование #репетиторство #развитие_мозга #когнитивные_способности #детское_образование #репетиторство #образование #нейронаука #детская_психология #учителя #личностный_рост #обучение
Роль образования в правильном понимании и обработке информации Современное образование призвано развивать адаптивные способности личности, помогая человеку соответствовать стремительным изменениям окружающего мира. Технологический прогресс предъявляет повышенные требования к обработке информации, люди же оказываются не подготовлены к этому процессу. Образование должно не только передавать знания, но и обучать корректному восприятию и быстрой обработке информации. Без этого задачи адаптации и выживания в непрерывно меняющихся условиях не будут выполнены, успех станет маловероятным. Однако эффективность этой обработки ограничена не только возможностями интеллекта, но и когнитивными искажениями, такими как ложный консенсус, феномен множественного невежества и наивный реализм. Эти искажения приводят к ошибкам в восприятии и интерпретации информации, затрудняя критическое мышление и корректное принятие решений. Таким образом, образование должно уделять внимание устранению когнитивных искажений, способствуя развитию объективного восприятия и грамотной аналитической работы с информацией. А мы …продолжим ↔️Полная статья на нашем сайте: https://go.dpka.online/rledu #образование #когнитивные_искажения #критическое_мышление #адаптивные_способности #обработка_информации #технологический_прогресс
Опубликовано фото
Значение изучения языка в современную эпоху Предыдущую тему, посвященную корректному восприятию и обработке информации, мы временно отложим, и вернемся к ней через одно-два сообщения. А сейчас поговорим на тему, ставшей актуальной, в связи с преобразованиями, планируемыми Министерством образования и науки. Общепризнанно, что человечество перешло в постиндустриальную эпоху. Один из основоположников современной теории постиндустриального общества Д. Белл, выявивший три стадии его развития: традиционное, индустриальное и постиндустриальное, писал в 1973 году: «В самом начале двадцатого века лишь трое из каждых десяти работников в США были заняты в сфере услуг, а остальные семеро – в производстве материальных благ. К 1940 году соотношение работников, занятых в производстве и сфере услуг, фактически выровнялось. К 1960-му уже шестеро из 10 трудились в сфере услуг. К 1980 году, с учетом растущей значимости этой сферы, в ней будут заняты почти семеро из каждых 10 работников» (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia. 1999). Обращаем внимание на эквивалентность понятий «постиндустриальное» и «информационное» общество. Если в индустриальном обществе основными ресурсами являются материальные, то в постиндустриальном – информация. В индустриальном обществе взаимодействие людей с ресурсами заключается в последовательности переделов материальных ресурсов в потребительские товары. В информационном «переделу» подвергается информация. Особенность такого ресурса, как информация, заключается в том, что «топливом», обеспечивающим её использование, является коммуникация. Основным средством коммуникации людей является язык. Русский язык является основой нашей коммуникации и повседневной жизни. Мы считаем, что требование знания и владения языком, не должны отличаться от требований профильных уровней знаний физики и математики. Более того, технические вузы, которые ориентированы на профессии высокого технического уровня, должны обращать внимание на владение специалистами высокоуровневым языком. Мы уверены, что технические университеты повысят требования к владению языком, чтобы изложение технических достижений обеспечивалось ясностью и содержательностью, и, желательно, не только на русском, но и на одном из международных языков. Известно, качественное владение иностранным языком возможно лишь при хорошем владении родным. Такое значение языка в подготовке школьников в полной мере осознается коллективом нашего Центра Continuum DPKA и является определяющим в его деятельности. ↔️Продолжение этой беседы будет зависеть от интереса к ней наших читателей, для общения можно использовать данное приложение, чат-бот, а также платформы VC и ВКонтакте, представленные на этом канале. А мы… продолжим #ИнформационноеОбщество #ПостиндустриальнаяЭпоха #ВладениеЯзыком #Коммуникация #Образование #РусскийЯзык #ТехническиеВузы #ИностранныеЯзыки #ContinuumDPKA #РольЯзыка
Важность включения в содержательную часть предмета элементов, развивающих прогностическое мышление учащихся Давайте попробуем поговорить по душам. Будем честными хотя бы перед собой. Стремясь дать образование своим отпрыскам, мы внутренне надеемся, что оно позволит сделать труд ребенка более легким и доходным. Мы исключаем из рассмотрения ту часть процесса, которая содержит духовную составляющую человека. Нередко можно встретить образованных, но духовно обделенных или даже ущербных людей. Мы не понимаем, что труд, как и все остальные стороны жизни, должны приносить радость человеку. (См.: Воспитание важнее образования). Неблагоприятные ситуации в жизни людей зачастую происходят из-за неспособности предвидеть их (так сказать «подстелить соломку»), а также вследствие наличия отрицательных черт характера самого человека. Как неблагоприятные, так и благоприятные события сегодня во многом обусловлены тем, что мы живем в вероятностном мире. Наше время в отличие от времени наших отцов и дедов характеризуется большой степенью неопределенности. Умение рассчитывать вероятность исходов, риски становится необходимым спутником современного человека. Преподаватели нашего Центра, особенно таких предметов, как математика и обществознание, ставят своей целью обучение перечисленным выше навыкам. В предлагаемых школьникам заданиях преобладают сюжеты, взятые из реальной жизни. Что касается личностных качеств ребенка, мы считаем основными следующие: отсутствие комплексов, уважение к старшим, разумную свободу, готовность отвечать за свои слова, самостоятельность с раннего возраста, стремление к знаниям и любознательность, умение ценить время, цельность личности и стремление к большему. А о том, как мы понимаем перечисленные качества... А мы продолжим #Развитие_прогностического_мышления #Духовное_воспитание #Вероятностный_мир #Навыки_оценки_рисков #Математика #Обществознание #Личностное_развитие #Образование #Воспитание #Качества_личности
Путь к успеху Уважаемые родители! Ваш ребёнок подрос, и Вы озадачены тем, как ему помочь подготовиться к трудным испытаниям – экзаменам ОГЭ или ЕГЭ? Вы готовы пожертвовать часть семейного бюджета на репетиторов, но действуете с осторожностью, чтобы не переплатить, а результат получить. Мы предлагаем посмотреть на ситуацию с другой стороны: оцените реальный уровень знаний Вашего ребёнка, подумайте, достаточно ли у него сил и желания освоить учебный материал самостоятельно. Почему самостоятельно, если он учится в школе? А Вы уверены, что на протяжении всех лет обучения освоение всех тем шло одинаково продуктивно и не образовалось никаких пробелов в знаниях, ничего не забылось? Определить это возможно только с помощью опытного педагога, который проведёт диагностику и выстроит план индивидуальной работы с учётом выявленных пробелов и психологических особенностей Вашего ребёнка. В отличие от школьного учителя, скованного жёсткой программой, у репетитора задача – добиться освоения материала учеником, а не просто проинформировать ребёнка о законах и правилах и оценить уровень знаний. Очень важно учесть, что процесс освоения зависит целиком от самого ученика: одни схватывают быстро, но также быстро и забывают, другим требуется больше времени на выполнение различных заданий, чтобы в дальнейшем они могли легко вспомнить выученное. Не зря говорят, что образование – это то, что осталось в памяти, когда всё забыто. Если Вы согласны с тем, что прочные знания, навыки интеллектуальной работы по их освоению, а также уровень развития Вашего ребёнка – это привлекательная перспектива, то мы будем рады помочь Вам. Наш опыт убедил нас в том, что наиболее качественный результат получается, если мы начинаем заниматься подготовкой к ОГЭ в 8 классе, а к ЕГЭ в 10-ом. Поверьте, Ваши затраты при этом не улетят на ветер, а станут правильными инвестициями в будущее Ваших детей, которым предстоит учиться и в дальнейшем. Поддерживая связь с нашими подопечными, мы уже много лет убеждаемся в том, что наши труды приносят зрелые плоды. Мы ждем вас в нашем Центре «Continuum DPKA», узнать о наших программах можно в телеграм-канале, на нашем сайте dpka.online. Индивидуальный подход (1-3 человека в группе), о котором мы постоянно говорим в наших публикациях (см.: «Как выбрать репетитора. Меняющиеся приоритеты родителей»), позволяет точно выявить уровень знаний каждого учащегося, ликвидировать пробелы в обучении и разработать персональные стратегии обучения. Это способствует развитию не только осознанного восприятия учебного материала, но и логического мышления и грамотной речи с учетом особенностей каждого ученика, его уникальных способностей и темпов усвоения. А мы … продолжим Записаться можно через нашего бота! #ПутькУспеху #ОГЭ #ЕГЭ #подготовка #диагностика #репетитор #инвестициивбудущее #индивидуальныйподход #ликвидацияпробелов #персональнаястратегия #интеллектуальныенавыки #логическоемышление #развитиеребенка #школьноеобучение #осознанноевосприятие #грамотнаяречь #успешнаяподготовка #ContinuumDPKA