Найти тему
Психодрама: театр души
Готова поспорить, что само слово «психодрама» вызывает разные догадки. Вот самые частые вопросы, которые мне приходилось слышать от клиентов: «мы будем играть как в театре?», «а откуда брать текст?», «это что-то из расстановок?» Психодрама – это не театральное представление и не расстановки. Это метод глубинной психотерапии, в основе которого лежит принцип игры, спонтанности и креативности. Несмотря на экзотичность своего названия, психодрама - это один из классических методов групповой психотерапии, которому уже более 100 лет...
2 дня назад
Знакомы ли вы с психодрамой?
Опрос
2 дня назад
Учусь всматриваться в другого: мой путь в психодраме 🦋 В прошлом посте я упомянула о своем обучении и поняла, что пора рассказать подробнее, в каком направлении психотерапии планирую двигаться! Да, "планирую", так как я все еще в процессе обучения 🙈 (это же бесконечный процесс, да), и сейчас я на 2 ступени долгосрочной программы по психодраме. Уверена, само название может вызывать кучу догадок... 🤫 Спойлер: Психодрама – это не театральное представление! Это метод феноменологической психотерапии, который строится на принципах игры, действия и спонтанности. Более того, это один из первых методов групповой психотерапии, с богатой историей более 100 лет! Создатель психодрамы, румынский психиатр, социолог и философ Якоб Леви Морено, работая с маргинализированными группами людей в Вене заметил, что когда люди спонтанно выражают свои эмоции и разыгрывают ситуации из жизни, им легче понимать себя и разрешать имеющиеся сложности. Как я уже говорила, психодрама относится к феноменологической, или "понимающей" психотерапии. Суть в том, чтобы исследовать субъективный опыт другого человека, понять, как он воспринимает мир и что для него важно. Звучит просто, да? Но на самом деле это требует искреннего интереса к внутреннему миру другого человека, желания понять его без осуждения. Здесь важно то, как человек видит ситуацию, а не как она "должна быть" на самом деле. Поэтому обучение психодраме – это долгий путь. Мой, например, состоит из таких этапов: • 1 ступень: знакомство с методом через личный опыт участия в психодраматической группе. большую часть времени я как участник группы работаю в психодраме с собственными сложностями и переживаниями. Это невероятно важный этап в процессе любого терапевтического обучения - прочувствовать его с клиентской стороны. Также это помогает понять, насколько данный метод вообще близок мне как будущему терапевту, насколько органичен для меня. • 2 ступень: глубокое погружение в метод в формате долгосрочной психодраматической группы. Здесь начинается изучение базовых принципов метода, развитие психотерапевтических и психодраматических навыков. Это наиболее длительный этап (4 года). За это время я обучаюсь не столько техникам работы (хотя они безусловно здесь присутствуют), сколько самому видению феноменологической психотерапии. Но и это не конец! Параллельно с этим я самостоятельно занимаюсь изучением психодраматической литературы, участвую в конференциях и тематических семинарах. Словом, ограничений в познании здесь нет. Самое ценное, что я беру из этого обучения – это не владение техниками, а опыт участия в группе. Именно он позволяет прочувствовать уникальность каждого человека, впечатлиться его внутренним миром и тем, как он устроен. Этот опыт, как ничто другое, развивает тот самый искренний интерес к человеку и желание его понять, которые так важны для феноменологического подхода.
2 дня назад
Путь психотерапевта: учиться, чтобы понимать 🧩 Путь психотерапевта - это действительно бесконечная череда обучений! И это неудивительно, ведь терапевт работает с человеком, уникальность которого сложно определить каким-то конкретным количеством изученных тем. В работе всегда возникает что-то новое и доселе неизвестное. Но несмотря на это, в процессе обучения важно выбрать свое направление, свою "модальность" в психотерапии. Глобально можно выделить следующие направления: • Психодинамическое направление: психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга • Когнитивно-поведенческое направление: когнитивная терапия А. Бека, поведенческая терапия, диалектическая поведенческая терапия (DBT), терапия принятия и ответственности (ACT). • Экзистенциально-гуманистическое направление: гештальт-терапия, клиент-центрированная терапия, логотерапия В. Франкла, экзистенциальный анализ, феноменологическая психотерапия Первые два направления обычно "на слуху" и более понятны. А вот с экзистенциально-гуманистическим не все так просто... Само название звучит сложновато, и не всегда понятно, что за ним кроется 🤔 Поэтому в следующем посте я хочу рассказать об этом направлении подробнее, через призму собственного опыта обучения!
2 дня назад
✨ Психотерапия: это не волшебная палочка, а совместное путешествие. ✨ В последнее время слышу от клиентов такой отклик: "Я чувствую, что ты меня направляешь, но многое я делаю сама". Это самая ценная обратная связь для меня! ❤ Многие, особенно приходя впервые, ждут от психолога "волшебной таблетки" — готовых техник, упражнений, рекомендаций. Да, это важно! Но это лишь инструменты... Настоящая психотерапия — это про доверительные отношения, где можно коснуться сложного и болезненного. Но достигается это отнюдь не за счет психологических техник или упражнений, а благодаря совместным усилиям по формированию безопасного пространства. Не ждите чудес с первой встречи (и даже со 2 и 3 🙄)! Погружение во внутренний мир человека, понимание его психических процессов требует времени. И клиенту также нужно это время, чтобы прислушаться к себе. Это похоже на путешествие в незнакомую местность: сначала мы изучаем карту, окрестности, блуждаем, рассматриваем все в мельчайших подробностях, но постепенно начинаем ориентироваться и в какой-то момент можем самостоятельно двигаться в нужном направлении 🌿
2 дня назад
Привет, мир! Меня зовут Алёна, я психолог из Санкт-Петербурга :) Я создала это местечко с целью презентации себя: планирую делиться здесь своими мыслями, заметками и материалами на различную психологическую тематику 🍀Очень хочется делать это пространство без лишней душноты и умнизма, но и не поверхностно...живым и отражающим меня личностно. Сложно загадывать, что из этого получится и ужасно тяжело это делать, будучи человеком, не особенно расположенным к таким формам активности, но что поделать, fake it till you make it! Поэтому здесь я буду и сама учиться :) Рада всем-всем! Паехалииии 🌝
2 дня назад
Кризисы профессионального развития: часть 2
Для того, чтобы совершить путь по кризисам второй половины профессионального пути, мне хочется включить в свое повествование метафору, которую использовал известный всем психоаналитик К.Юнг, описывая жизненный цикл личности. Подобно солнцу, путь развития личности начинается с восхода: мы постепенно набираем энергию, затем достигаем своего пика (зенита) и сияем в полной мере. Постепенно энергия начинает уменьшаться, как солнце, когда оно клонится к закату, и мы входим в этап угасания, переходя от яркого сияния к более тусклому состоянию...
1 год назад
Кризисы профессионального развития: часть 1
Какие ассоциации обычно возникают со словом «кризис»? Наверное, в первую очередь в голове возникают слова из сферы экономики: «дефолт», «падение», «нехватка». Затем подстраиваются слова, связанные с резкими изменениями чего-либо: «перемены», «слом», «переворот». В психологии, кризис идет рука об руку с развитием: и более того, кризис выступает главным фактором развития вообще. Несмотря на большое число концепций развития в психологии, все исследователи сходятся в одном - развитие носит последовательный и ступенчатый характер...
1 год назад
Субъектность профессионального пути: что это и почему это важно
Работая определенное время в школе в качестве приглашенного психолога для проведения профориентационных уроков, я столкнулась для себя с осознанием того, что очень многие ребята подробно и глубоко осведомлены актуальными трендами рынка профессий, перспективными специализациями, различными возможностями обучения, однако это не прибавляет им какой-то личностной определенности и уверенности при совершении профессионального выбора. Почему же так происходит? Опираясь на свой опыт взаимодействия со школьниками,...
1 год назад
Кому нужна профориентация?
Я задалась этим вопросом, когда работала с одним клиентом, который занимался рисованием комиксов: сначала он учился в колледже, но позже понял, что формальное образование сковывает его творческие амбиции и отчислился, уйдя в свободное плавание, в результате которого причалил ко мне с запросом на то, что он не знает, чем ему сейчас заниматься. Первая встреча была посвящена его непониманию того, каким образом ему может быть полезна профориентация, если он «сам все о себе знает» и не собирается никуда больше поступать, просто сейчас у него некоторый «творческий кризис»...
1 год назад
Профориентация: основные запросы
Моя практическая деятельность началась с профессионально-личностного консультирования с подростками и молодыми людьми, то есть с профориентации. Думаю, для многих это слово отзывается флешбэками из школы, где вы проходите какие-то долгие тесты, в которых вам нужно было выбирать из двух альтернатив, кем вам больше хочется стать: лесником или химиком… А по итогу каких-то внятных результатов вы еще и не получили…Да, такие ассоциации встречаются очень часто Однако профориентационное консультирование...
1 год назад