Найти в Дзене
Закреплено автором
Реставрация: книги и фотографии | Севастополь, Крым
Приветствую вас, ценители старины! Меня зовут Ольга Каганович. На протяжении 20 лет я восстанавливаю книги, документы и фотографии из частных и музейных коллекций, а также обучаю реставрационному делу. Немного информации обо мне. 👩‍🎨 Как я стала реставратором В этой профессии я оказалась случайно. По специальности я переводчик. Им и устроилась работать в Херсонес в проект «Мегарик» по оцифровке редких архивных и библиотечных изданий. Над проектом работало много приглашенных специалистов из США, в их числе была девушка-реставратор, которая специализировалась на реставрации книг и документов. Меня прикрепили к ней в качестве переводчика, но она была не особо разговорчива. Чтобы не сидеть без дела, я начала понемногу ей помогать — это стало первым толчком на моем пути к работе реставратором. 📚 Что реставрирую В основном я работаю с книгами, документами и фотографиями, с органическими материалами, такими как кожа или текстиль. 🖌 Какие инструменты использую Конечно существует множество инструментов, которые пригодятся в реставрации. Однако у меня есть любимые, без которых практически невозможно работать. Например, «косточки» — плоские палочки, заостренные с одного конца и закругленные с другого. Они используются для работы с переплетами и бывают как из настоящей кости, так из тефлона, который не дает глянцевый отблеск на вещах. Полезный инструмент в работе — японская реставрационная бумага типа «Козо». Она изготавливается из коры тутового дерева и имеет на разрыве специальные махры (волоски-волокна), которые отлично смешиваются с волокнами реставрируемого документа. Чтобы японская бумага дала махристость, ее разрывают мокрой кистью. 📜 Что больше всего увлекает в работе Больше всего мне нравится в работе не техническая часть, а сами экспонаты, которые я реставрирую. У каждого из них своя аура, энергетика и судьба. Побывав в моих руках, в экспонате остается часть меня, а потом он идет все дальше и дальше — и это интересно. 🏛 О 35-ой береговой батареи Севастополя Я работаю на батареи уже более 10 лет. Изначально батарея как музей не существовала. Когда мы были детьми, это было место, где можно покупаться или полазить в развалинах. Мы не понимали всей важности этого места. С возрастом, когда появилась осознанность и были обнаружены первые материалы о батареи и судьбе ее защитников, это сильно повлияло на меня. Помню первую книгу, которую мне дали на реставрацию… Я очень волновалась, она была первым объектом в коллекции. 📌 О сообществе Это сообщество создано для тех, кто интересуется вопросами восстановления и хранения домашних предметов старины. Здесь я буду писать о трудовых буднях реставратора, интересных находках и о том, как сохранить домашнюю коллекцию. Группа ВКонтакте → ©Re
2 года назад
Иногда реставраторы создают подделки! Ходит слух, что Мона Лиза, выставленная в Лувре, вовсе не оригинал, а лишь копия. Настоящая картина хранится в запаснике музея, чтобы сохранить ее от пагубного воздействия окружающей среды. Реставрация книг и фотографий → Лувр утверждает, что это не правда, однако такая практика действительно существует, хоть и редко. Иногда лучший способ защитить ценные произведения искусства, которые выставляются публично, — разместить их в закрытом помещении. Как правило, это касается уличных скульптур или, например, фресок. Многие музеи Европы размещают оригинальные работы в более защищенных условиях, а публично выставляют копии из морозостойких материалов. Эти копии создают как раз профессиональные реставраторы и мастера. Например, оригинал статуи Давида Микеланджело во Флоренции с 1873 года хранится в Академии изящных искусств, а на площади Синьории выставлена копия. То же самое касается конной статуи Марка Аврелия в Риме и статуи Парфенона в Афинах. Что касается картин, некоторые музеи могут выставлять репродукции — для образовательных и просветительских целей. Шедевры, которые находятся в других коллекциях, воссоздают в оригинальном размере с сохранением деталей и фактуры. То же самое касается книг и других печатных изданий. А бывает, когда музей сам не знает, что выставляет подделку, но об этом мы расскажем в следующем посте.
6 дней назад
Работа реставратора чаще всего начинается с удаления поверхностных загрязнений: пыли, копоти, грязи. Бумага — пористый материал, который в зависимости от сорта по-разному вбирает загрязнения: пыль и грязь оседают не только на поверхности, но и проникают внутрь пор, откуда их очень сложно удалить. Например, меловые бумаги мелкопористые, а верже — крупнопористые. Реставрация старинных книг и фотографий → Для удаления таких загрязнений используют резиновую крошку из мягкой белой карандашной резинки: мастер работает легкими круговыми движениями, без нажима. Наиболее загрязненные участки листов очищают с помощью ластиков. В реставрации используются разные ластики: мягкие и жесткие, тестообразная клячка и ластик-карандаш. Выбор ластика зависит от степени и характера загрязнений и фактуры основы. Например, клячка хорошо подойдет для графического материала (угля, пастели, графита). Она не размазывает рисунок в отличие от обычного ластика. Для более интенсивных загрязнений и менее рыхлой основы применяют ластик с добавлением песка, а ластик-карандаш позволяет очищать пространства между буквами подписи или владельческой надписи. На картинке к посту реставрация литографии 1855 года с применением метода очистки листа резиновой крошкой. Видео реставрации →
2 недели назад
Бывают случаи, когда на реставрацию присылают вещи из пластика, считая их костяными. Первые изделия из пластика появились в 60-е годы XIX века. Вещи из кости можно было приобрести на каждом углу, а вот пластик был новым модным материалом. Реставрация старинных книг и фотографий → В середине XIX века повсеместная индустриализация привела к дефициту материалов животного происхождения. Слоны и черепахи были на грани вымирания ради слоновой кости и панцирей, из которых производили множество товаров: от клавиш пианино до бильярдных шаров и гребней. Ситуацию изменило изобретение Александра Паркса, который в 1856 году представил миру первый пластик, известный как паркезин. Из пластика в XIX веке начали производить все: шкатулки, гребни, зубные щетки, фотопленку и прочие товары. Первый пластик был дорогим, но позже, из-за легкости производства, стал доступным большему количеству людей. К слову, одним из самых важных с точки зрения культуры применений пластика стало изготовление кинопленки, сделавшей кинематограф неотъемлемой частью нашей жизни.
3 недели назад
Келлская книга — узоры, которые запутывали дьявола Новая книга в нашей библиотеке — Книга Келлса, один из самых ярких памятников средневекового искусства и христианской культуры. Келлская книга — это манускрипт, созданный около VIII века ирландскими монахами. Книга известна прежде всего своими красочными миниатюрами, орнаментами и узорами, причудливо сочетающими элементы христианской и языческой кельтской культуры. Реставрация старых книг и фотографий → Все рисунки выполнены вручную пером и красками. По мнению исследователей, у книги было до четырех иллюстраторов, и ни одно изображение в ней не повторяется. Всего в книге 680 страниц. Интересно, что пергамент в Ирландии не белили, предпочитая теплые охристые оттенки — это придает книге особый «золотой» окрас. Келлская книга содержит четыре Евангелия на латыни. Однако разобрать слова в ней непросто — из-за пышной орнаментации и переплетения букв. В народе даже бытовало мнение, что узоры защищали священные тексты от зла и запутывали сатану. Так или иначе, Келлская книга — это больше парадная рукопись, она предназначена не для повседневного использования, а для торжественных богослужений и украшения алтаря. Сегодня манускрипт находится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. Из-за большой известности книги найти ее репринт не составит труда, поэтому при желании вы можете добавить ее в свою коллекцию.
1 месяц назад
Реставрация «Реальной энциклопедии практической медицины: медико-хирургический словарь для практических врачей» 1909–1915 гг. Реставрация старинных книг → Энциклопедия составлена немецким профессором А. Эйленбургом и переведена на русский язык под редакцией приват-доцента Императорской военно-медицинской академии М. Б. Блюменау. Это последняя дореволюционная публикация медицинской энциклопедии. Из запланированных 20 томов, было выпущено всего 17. Издание было прервано на фоне антинемецких настроений после начала Первой мировой войны. Представленные тома хранились в библиотеке известного профессора Г. А. Илизарова, изобретшего аппарат для сращивания костей. Как и все энциклопедии того времени, издание не оригинально и заключает в себе ряд дополнений, не имевшихся в немецком оригинале: статьи по клинической медицине, невропатологии, о новейших лекарственных средствах, русских и внегерманских лечебных мест и т. п. Тома энциклопедии оформлены полукожанными переплетами с узорным золотым тиснением по корешкам. Обрезы окрашены красным. Во многих томах можно найти тонкое шелковое ляссе и немало цветных вклеек. Реставрационные работы: Проведена дезинфекция и механическая очистка книг. Восстановлены кожаные элементы переплетов и тиснения. Поврежденный коленкор на обложках заменен на мраморную бумагу ручного крашения. Ветхие, разрушенные плесенью страницы книжных блоков укреплены японской реставрационной бумагой.
1 месяц назад
Осколки средневековых книг В старинных книгах XVI и XVII веков реставраторы обнаружили фрагменты средневековых рукописей, скрытые внутри переплетов. В прошлом пергамент был дорогим материалом, поэтому переплетчики часто использовали старые рукописи, разрезая их на полоски для укрепления книжных корешков. Так многие манускрипты стали невидимой частью переплетов. Сегодня эти «переработанные» фрагменты позволяют заглянуть в прошлое и узнать больше о культуре и жизни Средневековья. Чтобы найти такие фрагменты, реставраторы применяют рентген и эндоскопическую камеру — последняя позволяет делать видеозапись внутренней части переплета. Затем из отдельных кадров собирают изображения фрагментов рукописей. Среди находок — тексты на средневековых языках и даже музыкальные ноты XIV века. Так, в переплете одной из книг был найден фрагмент поэмы на немецком языке XIV века — Sibyllenbuch («Страшный суд»). В другой книге того же века обнаружили кусочки древнеримского закона — Codex Gregorianus. Эти фрагменты использовались как обвязка переплетов. А в одном из нидерландских архивов, в переплетах книги XVII века, нашли тексты на древнеанглийском языке, которые, возможно, принадлежали принцессе Гунхильде. О других находках, сделанных во время реставрации, читайте в посте →
1 месяц назад
Древнерусский цветник В нашем словаре реставратора красивое пополнение: «Цветник» — общее название рукописных сборников древнерусской литературы. Изначально слово было метафорой: переписчик уподоблял себя трудолюбивой пчеле, выбирающей лучшие «цветы» — сочинения, изречения и цитаты из интересных ему произведений. Отбор текстов зависел от вкуса составителя, но чаще всего в него включали сочинения религиозного характера. Один из ярких примеров, цветник XVIII века рязанского крестьянина Сергея Ивановича Алфутова. Он работал над ним 33 года. Книга, созданная в память о его покойных родителях и жене, предназначалась для сыновей — Филиппа и Дмитрия. Она состоит из нескольких десятков переписанных сочинений и занимает более 500 листов. Среди них есть как популярные тексты того времени, например, «Слово Ипполита папы Римского о скончании мира, об антихристе и о Втором пришествии», так и менее известные. Некоторые сюжеты Алфутов проиллюстрировал. Так, на развороте цветника можно увидеть ветхозаветный сюжет — встречу Иосифа со своим отцом Иаковом. Все о реставрации книг →
1 месяц назад
Чего боится реставратор? В пору Хэллоуина поговорим о страхе — чего боятся реставраторы. Каждый боится своего: кто-то темных переулков, а кто-то фильмов ужасов. У реставраторов же свои особые страхи: 1. Страх начать Бывает, что в мастерскую поступает «особо тяжелый пациент»: сильные порезы, утраты, разрывы, осыпавшийся красочный слой, грибок и т. д., и т. п. К таким предметам сложно подступиться: «С чего начать? А вдруг мои действия нанесут вред?» Спасает профессионализм и опыт, приобретённый с годами. 2. Страх стереть историю Мы как-то писали, что каждый предмет проживает свою историю, запечатлевая в себе разные периоды времени, наслаивая их годами — будь то просто загрязнения или же авторские поновления. Почитать можно тут → Какой из этих слоев сохранить, а какой стереть — большой вопрос, ведь каждый из них имеет историческую ценность. К слову, профессиональные стандарты реставрации подразумевают обратимость вмешательства: все, что сделано, должно быть можно вернуть назад. 3. Страх навредить Как и хирург, реставратор знает: лишний надрез — и памятник истории может «умереть». Отчасти поэтому реставрация занимает так много времени. Одно из главных правил — не торопиться и кропотливо восстанавливать повреждения. Так или иначе, страх — это гарант качества в работе реставратора. Он заставляет действовать осторожно, осознанно и ответственно. Группа про реставрацию →
1 месяц назад
Ватикан белит стены дворцов молоком И это не шутка… Дворец Бельведер в Ватикане, построенный в эпоху Возрождения, реставрируют с помощью коровьего молока. Молоко дают коровы, которых выращивают в летней резиденции Папы Римского. Его смешивают с гашеной известью и натуральными пигментами, чтобы получить оригинальный кремовый цвет, которым стены были выкрашены еще в 1500-х годах. Такой подход оказался более стойким, чем современные синтетические краски. Ватикан с недавних пор активно внедряет экологические методы реставрации. Такое наставление дал предпоследний Папа Франциск. Например, ватиканские реставраторы показали, что эссенции орегано и тимьяна эффективны в предотвращении против бактерий и грибков, разрушающих мраморные скульптуры. Реставрация старинных книг →
2 месяца назад
Скотч — один из главных врагов реставраторов. Но есть такой предмет, как реставрационная лента. Что это такое? Реставрационный скотч — это специальная клейкая лента, предназначенная для бережного ремонта бумажных материалов. Реставрация старых книг → В отличие от обычного бытового скотча, который со временем желтеет, крошится и оставляет на поверхности следы клея, реставрационная лента создана с учетом требований к архивному хранению и музейной практике. Клеевой слой такой ленты — акриловый или на водной основе, без кислот и агрессивных добавок. Он обеспечивает надежное, но при этом обратимое сцепление: при необходимости ленту можно аккуратно удалить, не повреждая оригинальную поверхность листа. Как правило реставрационный скотч используют в качестве временного решения. Например, чтобы зафиксировать мелкие разрывы, пока реставратор занят другим проектом. Обычный канцелярский скотч для таких целей категорически не подходит. Удалить его следы без потерь практически невозможно.
2 месяца назад
До чего дошел прогресс… В новом храме Иконы Божией Матери «Донская» в Мытищах мастера использовали принтер, чтобы перенести изображения святых на стены. С помощью робота-иконописца одна фреска создается всего за полтора часа, когда как у обычного мастера может уйти не один год. Храм в Мытищах не первопроходец. В одном из церковных прихода Монреаля также использовали технологию печати икон, чтобы завершить работы быстрее — за несколько недель вместо изначальных 18 месяцев. Конечно, не все верующие воспринимают такое новшество положительно. Мы же задаемся профессиональным вопросом — будет ли такие иконы реставрировать в будущем и кто? Реставрация старых книг →
2 месяца назад
Старинные книги — это не только история, но и настоящий кладезь неожиданных находок. Множество предметов были забыты между их страницами. Вот некоторые из них: Реставрация старинных книг → 1. Засушенные растения Вы скажете, кого этим удивить… Например, ботаников. В 2017 году в Великобритании нашли книгу, в которой между страницами была засушена редкая орхидея, вымершая в XIX веке. 2. Деньги, много денег Книга как денежный тайник — это классика. Так, в магазине старинных книг в Ирландии архивисты обнаружили две золотые монеты 1947 года, спрятанные в корешке старого молитвенника. А в Аризоне один доброволец, перебирая старые книги на благотворительной распродаже, обнаружил среди страниц 4000 долларов. Так что чаще заглядывайте в старые книги. 3. Старинные письма В 2024 году волонтеры благотворительного магазина в Шотландии нашли в пожертвованных книгах два письма XIX века, написанных американским поэтом Джоном Гринлифом Уиттьерем. Схожий случай был в Томском университете, где в одной из подаренных для библиотеки раритетных книг под обложкой нашли письмо середины XIX века. 4. Фотографии Часто фотографии используют как закладки. В США сотрудник библиотеки обнаружил между страниц пожертвованной книги фотографию пары со свадьбы, сделанную в 1953 году. Библиотека опубликовала фото в соцсетях в надежде, что семья узнает своих родственников. Уже спустя несколько часов внучка пары увидела снимок и узнала на нем своих бабушку и дедушку. Кстати, ранее мы писали об интересных находках во время реставрации. Прочитать можно здесь →
3 месяца назад