Найти тему
Закреплено автором
Реставрация: книги и фотографии | Севастополь, Крым
Приветствую вас, ценители старины! Меня зовут Ольга Каганович. На протяжении 20 лет я восстанавливаю книги, документы и фотографии из частных и музейных коллекций, а также обучаю реставрационному делу. Немного информации обо мне. 👩‍🎨 Как я стала реставратором В этой профессии я оказалась случайно. По специальности я переводчик. Им и устроилась работать в Херсонес в проект «Мегарик» по оцифровке редких архивных и библиотечных изданий. Над проектом работало много приглашенных специалистов из США, в их числе была девушка-реставратор, которая специализировалась на реставрации книг и документов. Меня прикрепили к ней в качестве переводчика, но она была не особо разговорчива. Чтобы не сидеть без дела, я начала понемногу ей помогать — это стало первым толчком на моем пути к работе реставратором. 📚 Что реставрирую В основном я работаю с книгами, документами и фотографиями, с органическими материалами, такими как кожа или текстиль. 🖌 Какие инструменты использую Конечно существует множество инструментов, которые пригодятся в реставрации. Однако у меня есть любимые, без которых практически невозможно работать. Например, «косточки» — плоские палочки, заостренные с одного конца и закругленные с другого. Они используются для работы с переплетами и бывают как из настоящей кости, так из тефлона, который не дает глянцевый отблеск на вещах. Полезный инструмент в работе — японская реставрационная бумага типа «Козо». Она изготавливается из коры тутового дерева и имеет на разрыве специальные махры (волоски-волокна), которые отлично смешиваются с волокнами реставрируемого документа. Чтобы японская бумага дала махристость, ее разрывают мокрой кистью. 📜 Что больше всего увлекает в работе Больше всего мне нравится в работе не техническая часть, а сами экспонаты, которые я реставрирую. У каждого из них своя аура, энергетика и судьба. Побывав в моих руках, в экспонате остается часть меня, а потом он идет все дальше и дальше — и это интересно. 🏛 О 35-ой береговой батареи Севастополя Я работаю на батареи уже более 10 лет. Изначально батарея как музей не существовала. Когда мы были детьми, это было место, где можно покупаться или полазить в развалинах. Мы не понимали всей важности этого места. С возрастом, когда появилась осознанность и были обнаружены первые материалы о батареи и судьбе ее защитников, это сильно повлияло на меня. Помню первую книгу, которую мне дали на реставрацию… Я очень волновалась, она была первым объектом в коллекции. 📌 О сообществе Это сообщество создано для тех, кто интересуется вопросами восстановления и хранения домашних предметов старины. Здесь я буду писать о трудовых буднях реставратора, интересных находках и о том, как сохранить домашнюю коллекцию. Группа ВКонтакте → ©Re
2 года назад
Реставратор — как врач. Он тоже носит белый халат и использует медицинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. 👩‍🔬 И главный принцип тот же: не навреди! Любой предмет реставрации — это организм с многовековыми наслоениями. И прежде, чем вмешиваться в его хрупкую структуру, нужно провести обследование: • описать нынешнее состояние предмета • сделать лабораторный анализ его материалов • провести архивные исследования Обследовать книгу → 🩻 Даже аппараты для обследования схожие. Например, рентгенограмма покажет внутреннее строение произведения, пустоты, трещины, скобы. А съемка в ультрафиолетовых лучах покажет записи, тонировки, лаки на поверхности. По результатам обследования проводится «консилиум врачей» — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей. 🩺 Они ставят «диагноз» и утверждают план «операции», то есть план работ по восстановлению. Ну а когда реставрация закончена, «больному» прописывают обязательные рекомендации, которые помогут продлить срок его жизни. Заказать реставрацию → Reставрация ©
1 неделю назад
ЧТО ТАКОЕ КРАКЕЛЮР? Новое слово в нашем словаре реставратора. Кракелю́р — это трещины на красочном слое или лаке в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии. Кракелюр известен с древности. Еще в Средние века пытались создать лаки, которые бы не трескались со временем 🐣 Однако, появление трещин не является неизбежным и обязательным. Чаще всего причина — нарушение технологий при создании картины. Иногда причиной может стать некачественная реставрация. 🔍 Сегодня эксперты могут по кракелюру определить возраст, место происхождения и автора картины. Например, на полотне «Увенчание терновым венцом» Иеронима Босха кракелюры напоминает квадраты. Подобные трещины характерны почти для всех картин голландских художников XVI–XVII веков: они писали маслом на холсте. 🤫 Иногда кракелюры таят сюрпризы. Так на «Черном квадрате» К. Малевича, о котором мы недавно писали, под кракелюрами можно увидеть очертания первоначального рисунка. Кракелюр бывает и искусственным — его часто применяют в современной живописи и декоративно-прикладном искусстве, чтобы придать произведению дух «старины». Reставрация ©
3 недели назад
📖 ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, XIX в. Коллекционировать можно не только старинные книги, но и газеты. Один из интересных экземпляров — «Литературная газета». Это одно из старейших российских периодических изданий, его первый номер вышел 13 января 1830 года в Петербурге. 📝 Газета была организована кружком литераторов при активном участии таких поэтов, как А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и А. А. Дельвиг. Газета пользовалась большой популярностью среди читателей — она издавалась один раз в пять дней. На ее страницах публиковались крупные и выдающиеся писатели России, а также переводы зарубежных авторов, таких как В. Скотт, Э. Гофман, В. Гюго и др. 🙅‍♂️ Однако газета просуществовала не долго. Политический окрас издаваемых в ней статей вызывал пристальный интерес властей. Кроме того, Пушкин активно стремился добиться полной независимости газеты. Как итог, первый редактор газеты был отстранен из-за публикации четверостишья о революции, а новый — публиковал только тексты благонадежных авторов. Интерес к газете упал, а потому уже в 1831 году она перестала издаваться. 📰 Интересно, что в 1840 появилась одноименная «Литературная газета». Она выпускалась до 1849 года и публиковала работы Гоголя, Белинского, Некрасова. 🆕 В 1929 году по инициативе М. Горького появилось еще одно издание «Литературной газеты». Она изображена на картинке к посту. Эта газета выпускается до сих пор! Исторически никакого отношения к одноименному изданию 1830-х годов она не имеет. Тем не менее сама газета заявляет обратное. Реставрация старинный книг и документов →
1 месяц назад
⬛️ ЧТО СКРЫВАЕТ ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ МАЛЕВИЧА? Бытует шуточное мнение, что самое легкое, что можно отреставрировать — это «Черный квадрат» Казимира Малевича. На самом деле «чернота» квадрата таит в себе много интересных находок, которые были обнаружены в 2015 году при исследовании и реставрации картины. А именно: три изображения, три слова и отпечатки пальцев. 🎨 Ученые давно догадывались об изображении под слоем черной краски. Однако, их ждали сюрпризы. Изображений оказалось два — геометрические абстракции синего, желтого, розового и зеленого цветов. Кроме того было выяснено, что квадрат написан двумя черными красками, разными по составу. То есть, насколько и как черен черный квадрат, Малевичу было небезразлично. ✍️ Что же касается надписи из трех слов, она сделана поверх картины карандашом. Отчетливо можно прочитать: «битва негров…», предположительно, «…ночью». Надпись может отсылать к картине Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1882 г. 🫵 Еще при исследовании на картине были обнаружены отпечатки пальцев Малевича. Как считают исследователи, это доказательство того, что «Черный квадрат» был написан художником не случайно, а в результате размышлений и поисков. Заказать реставрацию книг и фотографий → Reставрация ©
1 месяц назад
⏳ СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАЙМЕТ РЕСТАВРАЦИЯ? Один из частых вопросов, который нам задают. Процесс реставрации, как правило, занимает не один день, а иногда и не один месяц 😱 Все зависит от предмета, его размера/объема и прочих факторов. Приведем наглядный пример: нам необходимо отреставрировать книгу в 200 страниц. ✂️ Во-первых, книжный блок нужно аккуратно разобрать на тетради, а тетради на листы. 📝 Каждый из листов необходимо пронумеровать и проверить на порядок — листы могут быть перемешаны или вовсе утрачены. 💧 Далее на каждом листе закрепляются чернила (все тексты и пометки), производится промывка, листы высушиваются и кладутся под пресс. 👩‍🎨 Затем проводится листовая реставрация, например, восполнение утрат, корешковая реставрация, сбор и сшивка блока. И это только часть основных операций. С реставрацией переплета (обложки) та же история: чиста, укрепление, восполнение утрат, покрытие защитным составом, возможно даже изготовление нового — все это не один день работы. 📌 Когда вы заказываете реставрацию, после оценки объема работы, мастер сообщит вам примерные сроки. Но помните, качественная реставрация не делается быстро. Reставрация ©
1 месяц назад
💬 КНИГА НА ПОЛКЕ: СЛОВАРЬ АКАДЕМИИ Продолжаем рассказывать про антикварные и просто интересные книги, которые достойны места на вашей полке. Сегодня речь пойдет о первом толковом словаре русского языка. 📚 «Словарь Академии Российской» был впервые издан в 1789-1794 гг. в шести частях и содержал 43 357 слов. Из названия не трудно догадаться, что разработкой словаря занималась Академия Российская. Она была создана Екатериной II и княгиней Е. Дашковой для изучения русского языка и словесности. ☝️ К слову, Академия Российская была создана по образцу Французской Академии, которая заложила не только основы составления словарей, но и лексики большинства европейский языков. Работа над словарем «Академии Российской» заняла всего 11 лет. Слова были расположены по общему корню так, чтобы было можно определить его происхождение. Издание включало множество новых слов в русском языке — в частности научные термины, введенные М. В. Ломоносовым. 2️⃣ Во втором издании словаря 1806-1822 гг. была изменена структура — слова стали располагаться уже в алфавитном порядке. Кроме того был расширен набор слов до 51 338. Оригинальный словарь XIX века на аукционе может стоит до 500 млн. рублей. Однако в 2001-2006 гг. институтом имени Е. Дашковой был осуществлен проект по переизданию. Так что, если вы хотите пополнить свои полки таким словарем, его не сложно найти. Реставрация книг → Reставрация ©
1 месяц назад
📔 ЗАЧЕМ РЕСТАВРАТОРУ ДНЕВНИК? Нет, не для того, чтобы ставить оценку проделанной работе. Для это есть отзывы — ее можно оставить здесь → Дневник реставратору нужен, чтобы не запутаться во время работе, а еще чтобы подготовить «паспорт объекта». 📚 В цикле реставрационных работ, как правило, несколько этапов. Например, если мы говорим о реставрации книги, то на этапе ее разборки — важно фиксировать порядок листов, чтобы потом ничего не перепутать. Особенно это важно, если у страниц отсутствует нумерация, что характерно для рукописей. 🔬 Если говорить о научной реставрации, то здесь задача мастера — исследовать и фиксировать все этапы существования предмета. Это делается с помощью описания и фотосъемки, из которых потом собирается «паспорт» произведения или отчет. Наглядным будет пример с реставрацией старинных картин, икон или фресок. Известно, что их часто подновляли или перерисовывали слой за слоем. Задача реставратора — задокументировать каждый из них и, по-возможности, сохранить. 🖼️ Например, если вы видите на картине небольшие области, отличающиеся по фактуре и цвету, не думайте, что реставратор схалтурил. Это контрольные участки. Их оставляют, чтобы показать свидетельства разных стадий существования произведения. ✍️ Если вернуться к книгам, то в «дневнике» могут быть зафиксированы авторские пометки на полях, автограф или даже след пролитого кофе — как свидетельство истории, которую пережила книга. Отчет о реставрации готовят не только в научных целях. Его можно запросить и при реставрации произведений из частной коллекции — мастер опишет в отчете проделанную работу, а еще, по-возможности, дополнит его историей появления предмета и интересными фактами. Reставрация ©
2 месяца назад
📔 ПСАЛТИРЬ, 1869 г. Мы уже писали про реставрацию одного Псалтиря здесь. Тот был издан Киево-Печерской лаврой, однако на этот раз к нам попал Псалтирь напечатанный в 1869 году Синодальной типографий в Москве. Синодальная типография — это «колыбель» книгопечатания в России. Она была построена в 1811 году и является прямой наследницей первого Печатного двора на Руси, основанной Иваном Грозном в 1533 году. 📖 Причиной появления Печатного двора в XVI веке стало огромное количество ошибок в рукописных книгах для богослужения, которые допускали переписчики — они приводили к разночтениям и горячим спорам. Строительство в XIX веке Синодальной типографии было продиктовано схожей причиной — чтобы все церковные книги печатались только в одном месте. 🖨 Синодальная типография была одной из самых больших в России и практически полностью удовлетворяла спрос на богословскую литературу. В ней печатались книги на старославянском, французском, немецком, греческом, грузинском и других языках. Значительной частью изданий были: буквари, азбуки, грамматики, хрестоматии и Псалтири — как тот, что представлен на фотографиях. 📌 Реставрация книги: Проведено механическое очищение страниц, удаление предыдущего следов ремонта книги. Выполнена реставрация листов в местах утрат. Сшивка страниц с поддержкой на лентах. Выполнен новый кожаный переплет. Заказать реставрацию → Reставрация ©
2 месяца назад
Завтра Старый Новый год, а сегодня День российской печати! 🗓 13 января 1703 года по указу Петра Великого вышел в свет номер первой рускоязычной печатной газеты. Петр I сам принимал участие в подготовке изданий. Он отбирал материал для публикации, проверял качество переводов и правил корректуру. 📰 Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Постоянного названия газета не имела. В народе ее называли «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские». К современной одноименной газете она отношения не имеет. Свое существование петровские «Ведомости» прекратили в 1917 году после революции. Reставрация ©
2 месяца назад
🎄 ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВЫМ ГОДОМ! В этот новогодний вечер предлагаем посмотреть на старые фотографии и вспомнить, как отмечали праздник раньше. Согласитесь, у таких фотографий особая атмосфера праздника 🎉 🙆‍♀️ Поздравляем с наступающем 2025 годом и желаем, чтобы ни одна книга не потеряла своего обаяния, а каждая старая фотография вновь обрела свою яркость и тепло. Пусть новый год будет как хорошая книга — наполненный приятными поворотами, вдохновляющими героями и страницами, которые хочется перечитывать снова и снова. Reставрация ©
2 месяца назад
🌴 РУКОПИСИ НА ПАЛЬМОВЫХ ЛИСТЬЯХ В XIV-XV веках до н. э. в некоторых регионах Азии (Филиппины, Таиланд, Индонезия) тексты записывали на пальмовых листьях вместо бумаги. Пальмовые листья больших размеров обрезали примерно 15-60 см по ширине и 3-12 см по высоте, затем кипятили, чтобы сделать гибкими, сушили, полировали и, наконец, разглаживали. ✒️ Сами надписи наносились кистью с чернилами либо с помощью надрезов, заполняемых смесью масла и сажи. Как натуральный материал пальмовые листы были подвержены гниению и не защищены от насекомых. Поэтому уже в древние времена было придумано несколько способов их консервации (сохранения): • листья обрабатывали маслом лемонграсса, которое действовало как природное средство от насекомых-вредителей, • покрывали пчелиным воском, • заворачивали в ткань, • помещали в специально созданную «обложку», сделанную обычно из дерева, панциря черепахи или слоновой кости. 🖨 Несмотря на все меры, пальмовая рукопись могла существовать лишь определенный период времени. Поэтому появилась традиция копирования текстов со старых листов на новые. Так продолжалось вплоть до появления в Азии в XIX веке массового книгопечатания. Реставрация старинных книг, документов → Reставрация ©
3 месяца назад
🤫 ЦЕРКОВНЫЕ ОПРОСЫ О ГРЕХАХ Сегодня познакомим вас с интересным феноменом русской православной церкви — епитимийниками. Это сборники, которые содержали указания о том, какие покаяния (наказания, епитимии) должен совершить раскаявшийся в своих грехах верующий. Епитимийники были частью появившейся на Руси в XIV веке традиции исповеди через вопросники (списки вопросов), когда духовник спрашивал прихожанина, совершал ли он те или иные грехи. Если прихожанин сознавался — ему назначалось покаяние. Вопросы могли различаться в зависимости от пола, чина или статуса прихожанина. 📌 До наших дней сохранилось множество епитимийников в составе других церковных книг. С исторической точки зрения вопросники интересны не столько попыткой церкви создать моральные ориентиры в обществе, сколько непреднамеренным его «просвещением» в деле возможного греха. Например, о языческих обрядах, блуде или обмане. 🫣 Неудивительно и то, что прихожане часто скрывали правду во время исповеди, поскольку следующее за этим покаяние могло стать достоянием общественности. При чем не из-за публичного признания (тайна исповеди сохранялось), а из-за вида покаяния. Так, если кто-то читал особую молитву, совершал определенное количество поклонов и прочее — нетрудно было догадаться, какой грех он совершил. Реставрация старинных книг →
3 месяца назад