Иногда реставраторы создают подделки! Ходит слух, что Мона Лиза, выставленная в Лувре, вовсе не оригинал, а лишь копия. Настоящая картина хранится в запаснике музея, чтобы сохранить ее от пагубного воздействия окружающей среды. Реставрация книг и фотографий → Лувр утверждает, что это не правда, однако такая практика действительно существует, хоть и редко. Иногда лучший способ защитить ценные произведения искусства, которые выставляются публично, — разместить их в закрытом помещении. Как правило, это касается уличных скульптур или, например, фресок. Многие музеи Европы размещают оригинальные работы в более защищенных условиях, а публично выставляют копии из морозостойких материалов. Эти копии создают как раз профессиональные реставраторы и мастера. Например, оригинал статуи Давида Микеланджело во Флоренции с 1873 года хранится в Академии изящных искусств, а на площади Синьории выставлена копия. То же самое касается конной статуи Марка Аврелия в Риме и статуи Парфенона в Афинах. Что касается картин, некоторые музеи могут выставлять репродукции — для образовательных и просветительских целей. Шедевры, которые находятся в других коллекциях, воссоздают в оригинальном размере с сохранением деталей и фактуры. То же самое касается книг и других печатных изданий. А бывает, когда музей сам не знает, что выставляет подделку, но об этом мы расскажем в следующем посте.
Интересно
Делимся интересными фактами о реставрации и истории древностей России и мира
подборка · 106 материалов
Работа реставратора чаще всего начинается с удаления поверхностных загрязнений: пыли, копоти, грязи. Бумага — пористый материал, который в зависимости от сорта по-разному вбирает загрязнения: пыль и грязь оседают не только на поверхности, но и проникают внутрь пор, откуда их очень сложно удалить. Например, меловые бумаги мелкопористые, а верже — крупнопористые. Реставрация старинных книг и фотографий → Для удаления таких загрязнений используют резиновую крошку из мягкой белой карандашной резинки: мастер работает легкими круговыми движениями, без нажима. Наиболее загрязненные участки листов очищают с помощью ластиков. В реставрации используются разные ластики: мягкие и жесткие, тестообразная клячка и ластик-карандаш. Выбор ластика зависит от степени и характера загрязнений и фактуры основы. Например, клячка хорошо подойдет для графического материала (угля, пастели, графита). Она не размазывает рисунок в отличие от обычного ластика. Для более интенсивных загрязнений и менее рыхлой основы применяют ластик с добавлением песка, а ластик-карандаш позволяет очищать пространства между буквами подписи или владельческой надписи. На картинке к посту реставрация литографии 1855 года с применением метода очистки листа резиновой крошкой. Видео реставрации →
Бывают случаи, когда на реставрацию присылают вещи из пластика, считая их костяными. Первые изделия из пластика появились в 60-е годы XIX века. Вещи из кости можно было приобрести на каждом углу, а вот пластик был новым модным материалом. Реставрация старинных книг и фотографий → В середине XIX века повсеместная индустриализация привела к дефициту материалов животного происхождения. Слоны и черепахи были на грани вымирания ради слоновой кости и панцирей, из которых производили множество товаров: от клавиш пианино до бильярдных шаров и гребней. Ситуацию изменило изобретение Александра Паркса, который в 1856 году представил миру первый пластик, известный как паркезин. Из пластика в XIX веке начали производить все: шкатулки, гребни, зубные щетки, фотопленку и прочие товары. Первый пластик был дорогим, но позже, из-за легкости производства, стал доступным большему количеству людей. К слову, одним из самых важных с точки зрения культуры применений пластика стало изготовление кинопленки, сделавшей кинематограф неотъемлемой частью нашей жизни.
Келлская книга — узоры, которые запутывали дьявола Новая книга в нашей библиотеке — Книга Келлса, один из самых ярких памятников средневекового искусства и христианской культуры. Келлская книга — это манускрипт, созданный около VIII века ирландскими монахами. Книга известна прежде всего своими красочными миниатюрами, орнаментами и узорами, причудливо сочетающими элементы христианской и языческой кельтской культуры. Реставрация старых книг и фотографий → Все рисунки выполнены вручную пером и красками. По мнению исследователей, у книги было до четырех иллюстраторов, и ни одно изображение в ней не повторяется. Всего в книге 680 страниц. Интересно, что пергамент в Ирландии не белили, предпочитая теплые охристые оттенки — это придает книге особый «золотой» окрас. Келлская книга содержит четыре Евангелия на латыни. Однако разобрать слова в ней непросто — из-за пышной орнаментации и переплетения букв. В народе даже бытовало мнение, что узоры защищали священные тексты от зла и запутывали сатану. Так или иначе, Келлская книга — это больше парадная рукопись, она предназначена не для повседневного использования, а для торжественных богослужений и украшения алтаря. Сегодня манускрипт находится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. Из-за большой известности книги найти ее репринт не составит труда, поэтому при желании вы можете добавить ее в свою коллекцию.
Осколки средневековых книг В старинных книгах XVI и XVII веков реставраторы обнаружили фрагменты средневековых рукописей, скрытые внутри переплетов. В прошлом пергамент был дорогим материалом, поэтому переплетчики часто использовали старые рукописи, разрезая их на полоски для укрепления книжных корешков. Так многие манускрипты стали невидимой частью переплетов. Сегодня эти «переработанные» фрагменты позволяют заглянуть в прошлое и узнать больше о культуре и жизни Средневековья. Чтобы найти такие фрагменты, реставраторы применяют рентген и эндоскопическую камеру — последняя позволяет делать видеозапись внутренней части переплета. Затем из отдельных кадров собирают изображения фрагментов рукописей. Среди находок — тексты на средневековых языках и даже музыкальные ноты XIV века. Так, в переплете одной из книг был найден фрагмент поэмы на немецком языке XIV века — Sibyllenbuch («Страшный суд»). В другой книге того же века обнаружили кусочки древнеримского закона — Codex Gregorianus. Эти фрагменты использовались как обвязка переплетов. А в одном из нидерландских архивов, в переплетах книги XVII века, нашли тексты на древнеанглийском языке, которые, возможно, принадлежали принцессе Гунхильде. О других находках, сделанных во время реставрации, читайте в посте →
Древнерусский цветник В нашем словаре реставратора красивое пополнение: «Цветник» — общее название рукописных сборников древнерусской литературы. Изначально слово было метафорой: переписчик уподоблял себя трудолюбивой пчеле, выбирающей лучшие «цветы» — сочинения, изречения и цитаты из интересных ему произведений. Отбор текстов зависел от вкуса составителя, но чаще всего в него включали сочинения религиозного характера. Один из ярких примеров, цветник XVIII века рязанского крестьянина Сергея Ивановича Алфутова. Он работал над ним 33 года. Книга, созданная в память о его покойных родителях и жене, предназначалась для сыновей — Филиппа и Дмитрия. Она состоит из нескольких десятков переписанных сочинений и занимает более 500 листов. Среди них есть как популярные тексты того времени, например, «Слово Ипполита папы Римского о скончании мира, об антихристе и о Втором пришествии», так и менее известные. Некоторые сюжеты Алфутов проиллюстрировал. Так, на развороте цветника можно увидеть ветхозаветный сюжет — встречу Иосифа со своим отцом Иаковом. Все о реставрации книг →