Найти тему
11,9 тыс подписчиков

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ СЕРИАЛА "ИГРЫ"

В дни, когда стартуют первые части сериала "Игры" режиссёра Евгения Стычкина, хотел бы напомнить о своей давней публикации, посвящённой московской олимпиаде-80, вернее, о том, как западное телевидение (конкретно - западногерманское) освещало наши летние жаркие игры и, в особенности, бойкот, организованный странами Запада. В публикации, кстати, фигурирует Томас Бах - тот самый, тогда ещё действующий и титулованный рапирист, а ныне президент МОК. Тогда, кстати, молодой и принципиальный Томас Бах выступал против бойкота. Но молодость прошла и наступило другое состояние духа - чиновничество международного уровня.
Так вот, два слова о новом сериале, а именно о начале сериала, который я посмотрел в и-нете.
Должен сказать, что "Игры" меня не удивили и не порадовали чем-нибудь принципиально новым, они ровно укладываются в формат, который уже лет пятнадцать-двадцать выработался в отечественном кино и на ТВ, и о котором я писал в заметке "Сегодняшнее кино о 1970-80-х" пять лет назад. Можно даже сказать, что "кино о застое" само превратилось в некий застой, наверное, даже более стабильный. Во-первых, это зрительский аттракцион и путешествие "назад в СССР" через очень насыщенное воспроизведение бытовой и предметной среды конца 1970-х. Это любование "материализмом" брежневского Советского Союза зачастую важнее драматургии. Тем более, что операторская работа, действительно, на высоте, демонстрирует нам опоэтизированный гламур фасонов костюмов, платьев, машин (как правило, чистых). То есть постановщики играют в эти "Игры", наслаждаясь "обществом потребления", как они его понимают применительно к той эпохе: дефицитные шмотки, престижные должности, нужные связи и т.п.. Отчасти я об этом писал в связи с сериалом "Следователь Тихонов" (2016) режиссёра Сергея Снежкина.
Отсюда, во-вторых, получается выбор главного героя - это мальчик-мажор, у которого папенька на высокой должности. Через этого мальчика-мажора постановщики путешествует по миру "гламурного общества потребления позднего СССР": статусные должности, близость к власти и т.п. Повторюсь, этот субъективный ракурс на эпоху стал едва ли не определяющим в современном российском кино на тему 1970-х годов. Логично, что такой взгляд на вещи диктует и определённую этическую картину мира: власть окарикатурена и шаржирована (образ Брежнева в исполнении Юрия Стоянова не вырос до чего-то большего, чем скетч из "Городка"), бюрократия абсолютизирована и доведена до абсурда, высоких идеалов и благородных устремлений на общественном, да и на личном уровне почти не просматривается. То есть можно сказать по первым сериям, что перед нами "гламурный кинофельетон", к реализму имеющий очень опосредованное отношение.
В-третьих, отсюда вырастает отношение к диалогам как к чему-то второстепенному. Не удивлюсь, если реплики для Брежнева сочинял сам Юрий Стоянов. Похоже, что реплики и для других героев придумывались в последний момент, возможно, на съёмочной площадке. У постановщиков нет цели сообщить в репликах нечто новое для зрителя - всё уже сказано выбранной идеологической схемой, в которой давно закреплены персонажи-типажи и шаблонные ситуации. Повторюсь, таково моё впечатление по первым сериям и, как догадываюсь я, подход в этом сериале не изменится.
P. S. А вот ещё отзыв на первые две серии от Николая Курилова, с которым я полностью согласен:
Александр Седов
23 декабря 2020
Западное ТВ о бойкоте московской Олимпиады-80
Пик конфронтации между СССР и Западом.
2 минуты
171 читали