11 подписчиков
"Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть "вооружены" - вооружены знаниями, сведениями.
Вооружайтесь знаниями! Недаром говорится: знание - сила. Но это не только сила в науке, это сила в искусстве.
Искусство недоступно бессильному".
#Сегодня я снова обращаюсь к Лихачёву.
Не раз в своих постах я говорила о личности автора: и в разговоре об убеждениях и мудрой позиции, и когда мы обсуждали образ писателя, или влияние биографии на восприятие творчества, или псевдонимы.
И слово это вместо души моей...
Я прочитала книгу Даниэля Бергера "Кофе с перцем", о которой подробнее расскажу уже на следующей неделе, - и чтобы понять её, мне нужно было обратиться к истории Турции и биографии автора. Эту книгу невозможно понять без определенных знаний - она покажется набором бессвязных и бессмысленных, часто излишне кровавых историй. И снова я говорю о базе - "искусство недоступно бессильному..."
При чтении романа Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков" я встретила фразу, о которую буквально споткнулась. Без биографии и статей об авторе мне не обойтись - они позволили увидеть в романе (и во всём творчестве Брэдбери!) другие смыслы.
"Чаще всего книга - маска, а не портрет автора",
- написал Ирвин Шоу в романе "Вечер в Византии", и это единственная мысль в книге, с которой я не согласна.
Сохраняю другие слова, опровергающие эту мысль (Евангелие от Матфея, 15-17):
"Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит".
Как я скажу о том, чего во мне нет? Как опишу то, чего не знаю?
А Лихачёва мне хочется цитировать снова и снова! Читаю в его книге собственные мысли - и этим мой восторг усиливается!
❓В главе "Понимать искусство" Лихачёв написал:
"Нравится - так и говорите себе и другим, что нравится".
А вы в своих отзывах говорите прямо, понравилась книга или нет, или стараетесь избегать личных оценок?
"Не следует подходить к произведениям искусства предвзято, исходя из "устоявшегося" мнения, из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов.
С произведениями искусства надо уметь оставаться "один на один".
Насколько отзывы влияют на ваше восприятие произведения?
#Лихачёв
2 минуты
7 июня 2024