18,7K подписчиков

Когда и где злые и лукавые фарисеи искушали Христа вопросом о подати кесарю? За два дня до еврейской Пасхи, в Иерусалимском храме. В этот день Спаситель по обыкновению долго поучал народ. Затем Он особенно тепло, по-дружески, наставлял апостолов ("Я уже не называю вас рабами <...>; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин.15:15)), как будто прощался с ними. Предупредил их о том, что будет дальше, сказав: "Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие" (Мф.26:2).

Вот тут-то, в самый неподходящий момент, и подошли фарисеи со своей очередной головоломкой-апорией о подати кесарю. Хитрые фарисеи спросили Христа: "Как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?". Враги Спасителя решили поймать Его в ловушку. Любой ответ Иисуса - "да" или "нет" - мог выйти для него боком. Если бы Спаситель сказал, что "да", подать кесарю платить надо, Он бы скомпрометировал себя в глазах народа, который считал Его Мессией. Народ бы решил, что Иисус никакой не Мессия, раз признает власть римлян и даже требует платить им дань. Фарисеи в этом случае могли бросить клич народу побить лжемессию камнями. Если бы Христос сказал, что подать платить не надо, то фарисеи сразу же обвинили бы Христа перед Понтием Пилатом в мятеже и Его распяли бы на кресте как разбойников-партизан: Дисмаса и Гестаса. О благоразумном разбойнике можно прочитать здесь.
Однако Христос ответил божественно мудро. Он попросил показать монету, которой платится подать (а она платилась динарием, на котором был изображен Тиберий); спросил, кому принадлежит изображение на монете (конечно, все знали, что изображение принадлежит кесарю), и предложил отдавать кесарево - кесарю, а Божие - Богу (Матф. 22:15-22). Иначе говоря, предложил людям исполнять свои обязанности, как в отношении к Богу, так и в отношении к государственной власти, поскольку последнее ни в коем разе не противоречит первому.
По сути дела, в этих словах Спасителя содержится ядро Его учения о Царстве Божием на земле. Это Царство устраивается на земле, не вопреки, а благодаря земным законам. Однако никаких пространственных пределов; Божие Царство не имеет. Оно "везде, где любят Бога и ближних, где исполняется воля Божия, где царит Бог" (Б. Гладков).
Читайте также другие статьи: