Найти в Дзене

Сегодня оглядим левую доску пилотов Ту-154Б-2 и отыщем как показанный на врезке указатель высоты УВ-5, так и табло высоты «Н» — оно стоит над авиагоризонтом. Это часть радиовысотомера РВ-5 — специализированного радара, «стреляющего» точно вниз, принцип его действия объяснён в статье «Как самолёт находит путь? Часть III — радиолокация». Красный флажок — блинкер, он убирается, если РВ-5 включён и исправен. Белая стрелка показывает высоту над подстилающей поверхностью.


Но с показаниями РВ-5 надо быть осторожнее — луч «стреляет» вертикально вниз относительно фюзеляжа, и в крене показывает не непосредственно высоту над поверхностью, а так называемую наклонную высоту — гипотенузу, которая больше истинной. Но когда крена нет — точнее РВ высотомера нет, ибо остальные приборы, что высотомеры, что вариометры, работают на атмосферном давлении, то есть показывают условную высоту по давлению. РВ очень помогает при полёте по приборам на малых высотах, об этом можно почитать, например, на канале «Рассказы командира Ми-6» в статье «Штурману посвящается».

А к скольким катастрофам привело пренебрежение радиовысотомером на посадке — в статье «Отчего самолёт встречается с землёй внезапно?» РВ-5 можно настроить на сигнализацию опасной высоты: если высота меньше заданной — будут гореть жёлтая лампа на приборе справа внизу и жёлтое табло «Н», а в наушниках будет несколько секунд звучать тональный сигнал. Задаётся высота кремальерой — рифлёным кольцом у основания жёлтой лампы, по краю шкалы бегает треугольный индекс задатчика, он сейчас не виден. Как видим, РВ-5 умеет показывать высоты от 0 до 700 м, а на высотах больше 3000 м он выключается при помощи барорелé — чтоб не работал лишнего, всё равно с высокогорных аэродромов Ту-154 работать не может.

Всех с праздником! Ровно 30 лет назад, 14 февраля 1994 года, отечественная правоохранительная система избавила нас от Андрея Романовича Чи-Ка-Ти-Ло, не самого «успешного», но самого известного душегуба СССР и России. В правоохранительной системе есть свои медработники, и один из бывших фельдшеров ФСИН публикует свои воспоминания о работе и на скорой помощи, и во ФСИН на своём канале «Фельдшер».
Сегодня оглядим левую доску пилотов Ту-154Б-2 и отыщем как показанный на врезке указатель высоты УВ-5, так и табло высоты «Н» — оно стоит над авиагоризонтом.
1 минута
118 читали