10,4 тыс подписчиков
"Весенний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1903. Брянский художественный музей.
Ранняя весна в представлении Юлия Юльевича Клевера, причем без его излюбленных закатов, да и корявых деревьев можно сказать, что практически не виднеется на этой картине. В статье о художнике я рассказывал вам о его "фабрике картин", когда их производство практически было поставлено на поток. Не знаю как к такому отнеслись бы сейчас, но тогда критики были не в восторге, так, художник и историк искусства Александр Бенуа (младший брат Альберта, о котором я совсем недавно вам рассказывал) писал о Клевере и других пейзажистах тех времен:
"Главная отличительная черта третьего и последнего периода академического пейзажа - это его более ясно и определенно выразившаяся зависимость от восторжествовавшего в 60-х и 70-х годах реализма. Академические пейзажисты третьего периода сумели воспользоваться находками, сделанными художниками-искателями, но притом они не пожелали изменить своего душевного отношения к делу, а лишь умеренно приладились к новому направлению, приглаживая и прихорашивая добытые открытия, в сущности, профанируя и опошляя таким образом то, что было драгоценного и священного в тех находках. Сюда принадлежат талантливый, но позорно изманерничавшийся Клевер, Суходольский..."
Напомню читателю, что упомянутый Петр Суходольский значительную часть жизни боролся с нищетой и старался обеспечить большую семью, поэтому упрекать его в том, что он (как и Юлий Клевер) стал, по выражению Бенуа "рыночным художником имеющим уже, скорее, что-то общее с малярами и живописцами вывесок, нежели с истинными художниками" я бы все-таки не стал.
1 минута
21 марта 2023
648 читали