Найти в Дзене
История живописи

Позабытый талантливый художник, которому всю жизнь пришлось бороться с нищетой

"В Дубках, близ Москвы", П.А. Суходольский. 1862. Третьяковская галерея, Москва. Современные исследователи считают, что на самом деле изображена местность под Сестрорецком, а не подмосковные Дубки. На горизонте видна водная гладь залива.
"В Дубках, близ Москвы", П.А. Суходольский. 1862. Третьяковская галерея, Москва. Современные исследователи считают, что на самом деле изображена местность под Сестрорецком, а не подмосковные Дубки. На горизонте видна водная гладь залива.

Эту картину студента Академии приобретет для своей коллекции Павел Третьяков за 300 рублей - замечательный старт для начинающего живописца, не так ли?.. Правда, иногда хорошее начало не перерастает в последующую известность и успех... Но давайте обо всем по порядку.

Будущий художник Петр Александрович Суходольский родился в 1835 году, в одной из деревень Калужской губернии, где у его отца-помещика было имение. По информации местных краеведов, Суходольский был незаконнорожденным сыном помещика, поэтому тот выстроил ему отдельную усадьбу в деревне, которая сейчас называется Петроселье (Калужской области). Виды тех деревень и сел не единожды будут появляться на полотнах художника.

"Болото", П.А. Суходольский. 1863. Третьяковская галерея, Москва. И эту работу тоже приобретет один из самых известных коллекционеров картин.
"Болото", П.А. Суходольский. 1863. Третьяковская галерея, Москва. И эту работу тоже приобретет один из самых известных коллекционеров картин.

Изначально Суходольский поехал в Петербург поступать в Университет, и это ему удалось: он начал обучаться на историко-филологическом факультете в возрасте 21 года. Но, видимо, тяга к искусству все же взяла вверх и через три года он начинает профессиональное обучение живописи в Академии художеств, попав в класс пейзажной живописи Сократа Воробьева.

Во время обучения он соберет всю возможную коллекцию медалей Академии (малые, большие серебряные и золотые), закончив в 1864 году с максимальной наградой и правом поездки за границу на целых шесть лет.

"Полдень в деревне (Деревня Желны Калужской губернии Масальского уезда)", П.А. Суходольский, 1864. Русский музей, Санкт-Петербург. Дипломная работа студента Академии. Долгое время была украшением интерьера гостиницы "Метрополь".
"Полдень в деревне (Деревня Желны Калужской губернии Масальского уезда)", П.А. Суходольский, 1864. Русский музей, Санкт-Петербург. Дипломная работа студента Академии. Долгое время была украшением интерьера гостиницы "Метрополь".

Однако же художник обратился в совет Академии с просьбой дать ему возможность путешествовать по России. Ему разрешат и через несколько лет он представит результаты своих работ и сам же оценит путешествие:

Пребывание мое в России завлекло меня настолько в изучении нашей северной природы и многих замечательностей колорита в особенности, что я пришел к заключению, что русский пейзаж и фигуры не менее интересны и могут производить на меня большее впечатление итальянских, не говоря уже о немецких. Предмет моих занятий состоял и состоит в этюдах с натуры.
"В деревне", П.А. Суходольский, 1882. Томский областной художественный музей.
"В деревне", П.А. Суходольский, 1882. Томский областной художественный музей.
"Троицын день", П.А. Суходольский, 1884. Художественный музей Республики Беларусь.
"Троицын день", П.А. Суходольский, 1884. Художественный музей Республики Беларусь.

А вот дальше с художником произошла весьма любопытная и необычная история: он поступил на казенную службу, в дальнейшем избирался мировым судьей, а так же был председателем уездной управы и губернским секретарем - весьма разнообразные должности, не так ли?

В очерке о художнике тех времен, были записаны слова его самого: "чего я только не делал; одной шарманки не вертел". Дело в том, что художник успел женился на простой крестьянке и должен был содержать солидную семью, "состоящую из восьми человек детей".

"Лунная ночь", П.А. Суходольский, 1879. Бердянский художественный музей.
"Лунная ночь", П.А. Суходольский, 1879. Бердянский художественный музей.
"Ночной пейзаж", П.А. Суходольский. Калужский областной художественный музей.
"Ночной пейзаж", П.А. Суходольский. Калужский областной художественный музей.

Но снова тяга к живописи (а может необходимость содержать большую семью) берет свое: в 1878 (по другим данным в 1877) году он возвращается в Петербург, и надо сказать, Академия художеств его встретила достаточно благосклонно: выделила ему мастерскую для работы и присвоила в том же году звание академика.

Однако же по-настоящему триумфального возвращения не получилось: не смотря на то, что он много работает, причем не только в пейзажной живописи, но и в исторической и баталистической, как говорили тогда, успех не приходит. Его картины не пользуются спросом, их мало покупают, а критики впоследствии напишут, что "талант Суходольского мельчает". Тем не менее в 1890-х годах художник сможет посетить Эстляндию и Норвегию, где исполнит серию интересных морских пейзажей.

"Горный пейзаж", П.А. Суходольский. Нижегородский художественный музей. Перед нами явно вид одного из многочисленных норвежских фьордов.
"Горный пейзаж", П.А. Суходольский. Нижегородский художественный музей. Перед нами явно вид одного из многочисленных норвежских фьордов.
"Берег моря", П.А. Суходольский, 1898. Частное собрание.
"Берег моря", П.А. Суходольский, 1898. Частное собрание.

Финансовое неблагополучие так и будет преследовать его до самого конца: его имение продадут за долги, а в столице его будут искать кредиторы и судебные приставы. Этот многолетний побег художника от нищеты закончится только с его смертью 7 января 1903 года в столице.

На мой взгляд, весьма точно напишут о Суходольском (хотя это же применимо и ко многим другим его коллегам по цеху) в журнале "Всемирная иллюстрация":

Не задалась жизнь с любимым искусством, а как много было хороших картин у Суходольского и сколько талант его обещал...
Быть талантливым и писать хорошие картины - это одно, а уметь хорошо продавать их, - это другое, что свойственно не каждому из даровитых художников и что требует совершенно особого таланта.
"Утро", П.А. Суходольский, 1890. Национальная галерея Коми, Сыктывкар.
"Утро", П.А. Суходольский, 1890. Национальная галерея Коми, Сыктывкар.
"Вечер", П.А. Суходольский, 1891. Национальная галерея Коми, Сыктывкар.
"Вечер", П.А. Суходольский, 1891. Национальная галерея Коми, Сыктывкар.

Вот о таком художнике с непростой судьбой я вам рассказал сегодня. Надеюсь, что вам было интересно и, возможно, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, будет интересно почитать.

Автопортрет художника. Журнал "Всемирная иллюстрация" № 1327, 1894 год. Суходольский успел поработать и иллюстратором в журналах "Нива" и "Гусляр".
Автопортрет художника. Журнал "Всемирная иллюстрация" № 1327, 1894 год. Суходольский успел поработать и иллюстратором в журналах "Нива" и "Гусляр".