Найти в Дзене
Петергоф. Коттедж — драгоценная шкатулка для ухода от реальности
Петергоф. Дворец Коттедж. 1826-1829. А. А. Менелас. Перестройка 1842. А. И. Штакеншнейдер. Фото 2024 АЯ. Часть 1. Коттедж в духе английской неоготики (Gothic Revival) был построен в 1826-1829 на месте бывшей резиденции А. Д. Меншикова "Монкураж" по заказу императора Николая Павловича для его супруги Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Шарлотты Прусской). Архитектором был выходец из Шотландии Адам Адамович Менелас, приглашённый в Россию Чальзом Камероном в качестве помощника. Менелас успешно строил не только в готике, но и в стиле классицизма...
2 месяца назад
#храмы #барокко #Рим #Борромини #центрические_здания Рим. Церковь Сант иво алла Сапиенца. 1642-1660. Ф.Борромини. Фото 2009 АЯ Шедевр барокко - центрический ярусный храм со сложным звёздчато-лепестковым планом, созданным на основе наложенных друг на друга треугольника и трифолия, был виртуозно встроен в уже существовавший к тому времени двор римского Университета и стал главным украшением всего архитектурного комплекса. Снаружи башнеобразный многолепестковый объём церкви увенчан знаменитой миниатюрной вавилонской башенкой, ставшей чем-то вроде архитектурного мема своей эпохи, и представляющей собой спиралеобразную коническую структуру с ажурной короной (или тиарой), несущей яблоко с крестом. Внутри складчато-ребристый нижний ярус храма оформлен коринфскими пилястрами, которые словно пытаются сдержать драматически пульсирующую поверхность, состоящую из изящно закруглённых экседр пространственного трилистника и контрастирующих с ними сдавленных выпуклостей на срезанных углах треугольника. Верхний ярус купола представляет собой сложный ребристо-складчатый свод, в целом повторяющий очертания плана. Купол освещён шестью окнами, чередующимися по размеру и форме арочных проёмов. Вся поверхность сводов испещрена разнообразными лепными украшениями в виде херувимов, коронованных пальмовых и лавровых венков, геральдических звёзд и шестиверхих горок (фамильный герб папы Александра VII из рода Киджи, при котором заканчивалось строительство храма). Символика трёхосно-центрического плана очевидным образом связана с геометрической Тринитальной иконографией, широко распространённой в архитектуре барокко, и уходит корнями в эпоху готики, когда споры строителей великих соборов занимали споры о символическом и эстетическом превосходстве равнобедренного, либо равноконечного треугольника, как основного модуля при сооружении нервюрных сводов.
3 месяца назад
Вечный русский стиль
Что такое Русский стиль? Тема достаточно хорошо изучена. Но интересно поразмышлять над ее составляющими. Русский стиль – это ведь не только кокошники и, скорее, не столько кокошники, сколько какое-то особое самосознание. Постоянный спор: «русский» (= народный, посконный, домотканый) или «нерусский» (зарубежный, космополитичный, тлетворный, хотя эти «Тлетворные» влияния часто оказывались вполне благотворными для развития нашего «посконного» и «домотканого»). Если покопаться, сам наш Русский стиль зачастую оказывается не таким уж «русским»...
3 месяца назад
#храмы #Тушино #новостройки #церкви #русская_архитектура #интерьеры #новый_русский_стиль #Москва Москва. Тушино. Церковь Св.кн.Владимира. 2019-2023. С.Э.Чобан (общий проект), А.И.Болдырев (ГАП), Д.М.Смирнов (интерьер). Изысканно-холодноватый, но по-своему выразительный пример "нового русского стиля". Столпообразный храм, завершённый горкой кокошников и луковичной главой, очень удачно поставлен на живописном берегу Москва-реки и является центральным и фактически единственным архитектурным акцентом нового района, хаотически застроенного высотками разнообразной уродливости и дороговизны. Рядом расположен отдельно стоящий круглый музейно-выставочный павильон. Отлично прорисованный лаконичный вертикализированный силуэт храма отсылает к шатровой церкви Вознесения в Коломенском (1528-1532, Петрок Малой) и храму Св.Алексия в Лейпциге (1912-1913, В.А.Покровский) - памятнику русской победы над Наполеоном. Хотя конструктивная идея перекрытия в форме открытой в интерьер горки кокошников восходит к другому произведению неорусского стиля - Спасской церкви в посёлке Клязьма Московской области (1913, В.И.Мотылёв по рисунку С.И.Вашкова). Тонко проработанные орнаменты фасадных прясел явно вдохновлены владимиро-суздальской романикой и, прежде всего, Георгиевским собором в Юрьеве-Польском (1230-1234, 1471). Храм поставлен на высоком подклете и окружён гульбищем, которое несколько неудачно перебивается входными пилонами, похожими на дзоты какого-то бункера или вентиляционные блоки. Интерьер вызывает скорее смешанные чувства. В целом стилистика его явно навеяна мотивами ар-деко (что уже нехарактерно для русской православной архитектуры, но именно это и необычно). Центрическое пространство - хорошо освещено и устремлено ввысь. Остроумно продумана вечерняя подсветка сводов горки кокошников изнутри, подчёркивающая парящую конструкцию "семи небесных сфер". Вертикализм пространства и светлая цветовая гамма с использованием мрамора и мозаик красновато-золотисто-серебристых оттенков, в целом создают возвышенное и приподнятое впечатление. Однако жёсткие, острые и холодные формы некоторых деталей декора и в особенности механистичные неживые образы, такие как огромное металлическое распятие по центру алтарной стены выглядят несколько пугающе. Честно говоря, креститься на такое распятие рука не поворачивается... Здесь уже явно чувствуется, как говорится, "рука мастера", автора мрачного храма в Кубинке и аляповатого собора в Сретенском монастыре. Фото 2025 АЯ.
4 месяца назад
Репост
5 месяцев назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала