Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Петергоф. Коттедж — драгоценная шкатулка для ухода от реальности
Петергоф. Дворец Коттедж. 1826-1829. А. А. Менелас. Перестройка 1842. А. И. Штакеншнейдер. Фото 2024 АЯ. Часть 1. Коттедж в духе английской неоготики (Gothic Revival) был построен в 1826-1829 на месте бывшей резиденции А. Д. Меншикова "Монкураж" по заказу императора Николая Павловича для его супруги Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Шарлотты Прусской). Архитектором был выходец из Шотландии Адам Адамович Менелас, приглашённый в Россию Чальзом Камероном в качестве помощника. Менелас успешно строил не только в готике, но и в стиле классицизма...
2 месяца назад
#храмы #барокко #Рим #Борромини #центрические_здания Рим. Церковь Сант иво алла Сапиенца. 1642-1660. Ф.Борромини. Фото 2009 АЯ Шедевр барокко - центрический ярусный храм со сложным звёздчато-лепестковым планом, созданным на основе наложенных друг на друга треугольника и трифолия, был виртуозно встроен в уже существовавший к тому времени двор римского Университета и стал главным украшением всего архитектурного комплекса. Снаружи башнеобразный многолепестковый объём церкви увенчан знаменитой миниатюрной вавилонской башенкой, ставшей чем-то вроде архитектурного мема своей эпохи, и представляющей собой спиралеобразную коническую структуру с ажурной короной (или тиарой), несущей яблоко с крестом. Внутри складчато-ребристый нижний ярус храма оформлен коринфскими пилястрами, которые словно пытаются сдержать драматически пульсирующую поверхность, состоящую из изящно закруглённых экседр пространственного трилистника и контрастирующих с ними сдавленных выпуклостей на срезанных углах треугольника. Верхний ярус купола представляет собой сложный ребристо-складчатый свод, в целом повторяющий очертания плана. Купол освещён шестью окнами, чередующимися по размеру и форме арочных проёмов. Вся поверхность сводов испещрена разнообразными лепными украшениями в виде херувимов, коронованных пальмовых и лавровых венков, геральдических звёзд и шестиверхих горок (фамильный герб папы Александра VII из рода Киджи, при котором заканчивалось строительство храма). Символика трёхосно-центрического плана очевидным образом связана с геометрической Тринитальной иконографией, широко распространённой в архитектуре барокко, и уходит корнями в эпоху готики, когда споры строителей великих соборов занимали споры о символическом и эстетическом превосходстве равнобедренного, либо равноконечного треугольника, как основного модуля при сооружении нервюрных сводов.
3 месяца назад
Вечный русский стиль
Что такое Русский стиль? Тема достаточно хорошо изучена. Но интересно поразмышлять над ее составляющими. Русский стиль – это ведь не только кокошники и, скорее, не столько кокошники, сколько какое-то особое самосознание. Постоянный спор: «русский» (= народный, посконный, домотканый) или «нерусский» (зарубежный, космополитичный, тлетворный, хотя эти «Тлетворные» влияния часто оказывались вполне благотворными для развития нашего «посконного» и «домотканого»). Если покопаться, сам наш Русский стиль зачастую оказывается не таким уж «русским»...
3 месяца назад
#храмы #Тушино #новостройки #церкви #русская_архитектура #интерьеры #новый_русский_стиль #Москва Москва. Тушино. Церковь Св.кн.Владимира. 2019-2023. С.Э.Чобан (общий проект), А.И.Болдырев (ГАП), Д.М.Смирнов (интерьер). Изысканно-холодноватый, но по-своему выразительный пример "нового русского стиля". Столпообразный храм, завершённый горкой кокошников и луковичной главой, очень удачно поставлен на живописном берегу Москва-реки и является центральным и фактически единственным архитектурным акцентом нового района, хаотически застроенного высотками разнообразной уродливости и дороговизны. Рядом расположен отдельно стоящий круглый музейно-выставочный павильон. Отлично прорисованный лаконичный вертикализированный силуэт храма отсылает к шатровой церкви Вознесения в Коломенском (1528-1532, Петрок Малой) и храму Св.Алексия в Лейпциге (1912-1913, В.А.Покровский) - памятнику русской победы над Наполеоном. Хотя конструктивная идея перекрытия в форме открытой в интерьер горки кокошников восходит к другому произведению неорусского стиля - Спасской церкви в посёлке Клязьма Московской области (1913, В.И.Мотылёв по рисунку С.И.Вашкова). Тонко проработанные орнаменты фасадных прясел явно вдохновлены владимиро-суздальской романикой и, прежде всего, Георгиевским собором в Юрьеве-Польском (1230-1234, 1471). Храм поставлен на высоком подклете и окружён гульбищем, которое несколько неудачно перебивается входными пилонами, похожими на дзоты какого-то бункера или вентиляционные блоки. Интерьер вызывает скорее смешанные чувства. В целом стилистика его явно навеяна мотивами ар-деко (что уже нехарактерно для русской православной архитектуры, но именно это и необычно). Центрическое пространство - хорошо освещено и устремлено ввысь. Остроумно продумана вечерняя подсветка сводов горки кокошников изнутри, подчёркивающая парящую конструкцию "семи небесных сфер". Вертикализм пространства и светлая цветовая гамма с использованием мрамора и мозаик красновато-золотисто-серебристых оттенков, в целом создают возвышенное и приподнятое впечатление. Однако жёсткие, острые и холодные формы некоторых деталей декора и в особенности механистичные неживые образы, такие как огромное металлическое распятие по центру алтарной стены выглядят несколько пугающе. Честно говоря, креститься на такое распятие рука не поворачивается... Здесь уже явно чувствуется, как говорится, "рука мастера", автора мрачного храма в Кубинке и аляповатого собора в Сретенском монастыре. Фото 2025 АЯ.
4 месяца назад
Репост
5 месяцев назад
#Грабово #Архитектурная_графика #усадьбы #Пензенская_область #эклектика #историзм #необарокко #неоренессанс #XIX Грабово. Пензенская область Усадьба Устиновых. Проект 1885, архитектора В.Шретера обнаружился в журнале "ЗОДЧИЙ". 1885. №4. Современное фото взято из: dzen.ru/...cko
5 месяцев назад
Древнеримский Маяк-колокольня над рекой Проней. Церковь в селе Перевлес Рязанской области.
Опубликовано: Яковлев А. Н. Храм Рождества Богородицы в селе Перевлес и его архитектурный контекст // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 8 / Центр. научно-реставрац. проектные мастерские; М.; СПб: Изд. дом «Коло», 2016. С. 175–190. Церковь Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи в селе Перевлес, Пронского уезда Рязанской губернии (Старожиловский район Рязанской области) по данным свящ. Иоанна Добролюбова построена в 1824‑1839 гг. на средства помещика Ивана Ивановича Барыкова[1]...
5 месяцев назад
Старожилово. Конный завод фон Дервизов. 1890-1896. Не Шехтель.
Полный текст статьи опубликован: Яковлев А. Н. Рязанская область. Старожилово. Конный завод фон Дервиза. 1890–1896 гг. (Рязанская обл., пгт. Старожилово) // Каталог конных комплексов России, являющихся объектами культурного наследия. М., 2018. С. 230–235. * * * Крупнейший исторический комплекс конезавода в усадьбе Старожилово Рязанской области, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, складывался в несколько этапов. Существующие здания конезавода представляют собой яркий и стилистически целостный многофункциональный архитектурный ансамбль в формах кирпичного стиля с элементами неоготики...
5 месяцев назад
Церковь Преображения в селе Телебукино Касимовского района Рязанской области и квадратные храмы со скруглёнными углами
Опубликовано: Яковлев А. Н. Церковь Преображения в селе Телебукино Касимовского района Рязанской области и ее архитектурный контекст // Яхонтовские чтения. Вып. 11. Рязань, 2024. С. 139–175. Аннотация В статье рассматривается история и архитектура церкви Преображения в селе Телебукино. Этот храм связывают с творчеством И. С. Гагина, среди чертежей которого есть проект храма. Однако даты постройки не позволяют утверждать авторство Гагина, но лишь его участие в завершении строительства. В статье также...
6 месяцев назад
#Петербург #Казанский_собор #фотография #классицизм #архитектура #храмы #православие #XIX #Воронихин С.-Петербург. Казанский собор. 1799-1811. А.Н.Воронихин. Уникальные фото интерьера и купола. Фото 2017 АЯ.
6 месяцев назад
#Петербург #классицизм #храмы #Воронихин #ДПИ С.-Петербург. Казанский собор. 1799-1811. А.Н.Воронихин. Дарохранительница в алтаре. 1800-е. Выполнена Воронихиным по заказу А.С.Строганова. Изящное сооружение с использованием полудрагоценных и драгоценных камней, позолоченной бронзы, серебра и финифти имитирует классицистический храм с четырьмя крестообразно расположенными колонными портиками под треугольными фронтонами, увенчанный купольной ротондой с фонариком-беседкой в форме кольцевой колоннадой в завершении купола. Центральный квадратный в плане объём ларца (где и хранились святые дары), облицованный белым мрамором украшен миниатюрными эмалевыми иконами, написанными на финифти академиком Д.И.Евреиновым, в духе живописи В.Л.Боровиковского, работавшего над иконостасом собора. На переднем фасаде ларца изображено Воскресение. Главный фронтон и фриз портика украшены надписями: "Прежде освящённая Святая святымъ Со страхомъ Божiимъ и вѣрою приступите". Все детали изготовлены из различных цветных камней. Среди них: розовый порфировидный гранит, и серый и белый мраморы, и полевошпатовый порфир, разнообразные уральские яшмы. Колонны портиков выточены из однотонной серовато-зелёной калканской яшмы, из тёмно-красной сургучной и узорчатой красно-белой уразовской яшмы, известной также под названием “мясной агат”, из “кровавой” яшмы, т. е. гелиотропа, тёмно-зелёной породы с ярко-красными, как кровь, пятнами, и из полосчатой палево-вишнёвой ямской яшмы. Купол, покоящийся на барабане из ямской яшмы, выполнен из калканской яшмы и украшен ажурным золочёным орнаментом. Верхний фонарик-беседка, купол которого также сделан из калканской яшмы, увенчан тремя золочёными фигурками с крестом. Колонны фонарика вырезаны из красивого розового орлеца (родонита), основания их изготовлены из золотистого кварцита. Подставкой для дарохранительницы служит крупнокристаллическое габбро. По бокам лестниц, ступени которых сделаны из калканской яшмы, помещены золочёные фигурки евангелистов и святителей. Пьедесталами для статуэток служат ленточная красно-зелёная кушкульдинская яшма и розовый полевошпатовый порфир. Схема: Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Лит.: Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. СПб.: Издательство СПбУ, 1993. Булах А. Г. Казанский собор в Петербурге. Каменный декор и его реставрация 1801–2012. СПб.: Нестор-история, 2012. Фото 2017 АЯ.
6 месяцев назад
#Стокгольм #Швеция #фотография #коллаж #неоклассицизм #архитектура #XX #фонтаны #соборы #скульптура Стокгольм. Площадь Брантинга (Brantingtorget). Дом с площадью-ротондой (1945–1950, архитектор Артур фон Шмалензее). Фонтан со статуей девушки “Утро” (1962, скульптор Ивар Джонсон). Это двор жилого дома государственной канцелярии шведского парламента - Ригсдага. Названа площадь в честь премьер-министра Швеции от социал-демократической партии - Карла Яльмара Брантинга. Здание выдержано в стиле послевоенного неоклассицизма второй волны и является своеобразной, но узнаваемой отсылкой к стилю и типологии замкнутых или полузамкнутых "королевских площадей" французского классицизма XVII-XVIII веков., таких как знаменитая Вандомская Площадь (Площадь Луи XIV) с однообразными фасадами, Площадь Побед в Париже, или Королевская Площадь в Бордо. Вообще же типология круглой площади-двора восходит к эпохе Ренессанса и проявилась в таких хрестоматийных памятниках, как замок Фарнезе в Капраролле и дворец Карла V в Гранаде. В России аналогичный двор был создан внутри Императорской Академии Художеств в Петербурге. Фото 2013 АЯ.
7 месяцев назад