Рим. Темпьетто Сан Пьетро ин Монторио. Донато Браманте. 1502. Фото 2009 АЯ
АЯ
60
подписчиков
Алексей Яковлев. Искусствовед, историк архитектуры, фотограф.…
Звенигород. Московская область. Саввино-Сторожевский монастырь. Основан в 1398. Собор Рождества Богородицы. 1405. Приделы 1650-х. Звонница с храмом Сергия Радонежского. 1652. Зодчий И.М.Шарутин. Фото 2012 АЯ.
А. Н. Яковлев. Антикизирующие церкви-ротонды в России эпохи классицизма. Часть первая
Опубликовано: Яковлев А. Н. Антикизирующие церкви-ротонды эпохи классицизма. Часть первая // Архитектурное наследство. Вып. 73. СПб., 2020. С. 99–122. В данной публикации внесены некоторые правки и добавления. * * * Во 2-й половине XVIII – начале XIX вв. архитектурная иконография ротонд вдохновлялась идеей подражания античности. Это ярчайшим образом проявлялось в прямом копировании или вольном цитировании значимых античных образцов[1]. Античный идеал нашёл в эпоху классицизма XVIII в. своё наилучшее воплощение в формах круглых построек[2]: как церковных[3], так и светских[4]...
Готическая фантазия,)) Берлин. Лютеранская кирха на Бюлоффштрассе. 1894. Архитектор Йоханнес Отцен. Фото 2019 АЯ
Репост
Новый Иерусалим. Истра. Московская область. Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. 1656-1685, 1756-1761. Фото 2007, 2020, АЯ
Репост
Дорогие друзья! 21 сентября 2024 года в Музее архитектуры имени А.В. Щусева откроется выставка "Собирая Свод", посвящённая проекту Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Экспозиция подготовлена сотрудниками Государственного института искусствознания совместно с коллективом музея. Выставка, посвящённая важнейшему государственному проекту в сфере выявления, изучения и каталогизации памятников архитектуры и монументальной живописи, без сомнения, является эпохальным культурным событием. Хорошо известный специалистам, этот проект впервые открывается для широкой публики. На выставке представлены редкие архивные материалы, уникальная архитектурная графика из собрания Музея архитектуры и архива Свода памятников, а также более ста фотографий шедевров русской архитектуры и монументального искусства. В рамках выставки запланированы кураторские экскурсии и тематические лекции сотрудников Свода памятников. Следите за объявлениями. Приходите, будем рады видеть всех на выставке!!! Совместный проект Государственного института искусствознания и Музея Архитектуры имени А.В. Щусева "Собирая свод". Кураторы Алексей Гриц, Татьяна Дудина, Алексей Яковлев. 21.09.2024–27.10.2024. Улица Воздвиженка 5/25. ГНИМА имени А.В. Щусева, Аптекарский приказ. muar.ru/...vod Телеграм канал Государственного института искусствознания МК РФ t.me/...ias
Муромцево. Владимирская обл. Усадьба В. С. Храповицкого. Дом-замок. 1884-1889, 1906. Архитектор П. С. Бойцов. Церковь Св. Александры. 1895-1899. Архитектор П. С. Бойцов. Дом-замок, напоминающий одновременно средневековые замки Луары и Шотландии строился в два периода и является одним из лучших памятников историзма в России. Сначала соорудили левую часть с круглой башней под шатровой крышей. Затем, когда потребовалось место для размещения гостей, пристроили огромный четырёхэтажный правый корпус, украшенный несколькими башнями. Живописная асимметричная композиция с островерхими башенками, балкончиками, разными террасами и верандами не только вызывает ассоциации с романтическими образами рыцарского века, но и создаёт ощущение бытового комфорта и уюта, который столь ценили в эпоху эклектики. Дом был оборудован по последнему слову техники, здесь было электричество и водопровод. Роскошные интерьеры были отделаны в разнообразных исторических стилях. В советское время в здании разместился лесхозтехникум, после закрытия которого в 1977 началось запустение. Изуродованный и выпотрошенный в 1990-е дом превратился в руину. Показательная история бесхозяйственности и тотального воровства нашего времени! Храм в формах русского стиля сохранился несколько лучше, хотя и утратил звонницу. В 2010-х усадьбу взял на баланс Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Парк ухожен и доступен, вокруг дома сделана цивилизованная ограда. Появилась надежда на возрождение ансамбля. Фото 2023. АЯ.
Бесконечный итальянский дворик. Флоренция. Санта Кроче. Фотоколлаж 2009 АЯ.
А. Н. Яковлев. Храмы-ротонды эпохи ампира в России, как отражение крупных архитектурных конкурсов.
Опубликовано: Яковлев А. Н. Храмы-ротонды эпохи ампира в России, как отражение крупных архитектурных конкурсов // Архитектурное наследство. Вып. 78. СПб.: Коло, 2023. С. 81–100. * * * В эпоху правления Александра I архитектура классицизма выходит на новый виток развития, что связано с формированием стиля ампир[1], ставшим кульминацией классицизма и одновременно его финалом. Исследованию сложных стилевых проблем данного периода посвящена обширная литература[2]. Черты новой эпохи ярко отразились в развитии и трансформации типа храмов-ротонд в России[3]...
Курск. Сергиево-Казанский собор. 1753-1778. Шедевр столичного зрелого барокко "стиля Растрелли" в русской Провинции. В дореволюционной литературе памятник пытались связать с творчеством обер-архитектора Елизаветы Петровны. Но автором, видимо всё-таки был не он, а кто-то из его учеников и последователей. Западный фасад колокольни был переработан в эпоху классицизма в 1830-е архитектором С.П.Грозновым. Храм сооружён, как гласит храмозданная надпись: "усердием Курского купца Карпа Ефремова сына Первышева". В строительстве также участвовал подрядчик Курский купец Исидор Мошнин, владевший кирпичными заводами. После чудесного спасения при падении его малолетнего сына отрока Прохора Мошнина с колокольни этого храма мальчик на всю жизнь остался инвалидом. Однако посвятив себя служению Богу, впоследствии прославился как преподобный старец Серафим Саровский. Величественное сооружение имеет продольную композицию "кораблём" в два этажа. В основе её массивный одноглавый четверик, завершённый очень необычной и узнаваемым куполом с арочными люкарнами и квадратным фонарём под квадратной же луковичной главой. К нему примыкает короткая трапезная, а завершает композицию трёхъярусная колокольня с поздним колонным портиком на западном фасаде. Размах чувствуется во всём: в верхнем храме трапезная двусветная, а четверик имеет окна аж в три яруса! Барочный декор фасадов поражает сочной пластикой и обильными рокайльными орнаментами. Стены расчленены пилястрами сдвоенными на углах объёмов. Колокольня имеет поярусную ордерную декорацию со сдвоенными колоннами. Причудливо украшенные наличники окон и рокайльные картуши ясно выделяются на фоне бирюзовых стен. В интерьерах прекрасно сохранились резные золочёные иконостасы и рокайльная лепнина на сводах. Особенно выразителен главный многоярусный иконостас, украшенный многочисленными колоннами и резными орнаментами и устремлённый ввысь к монументальному восьмилотковому купольному своду, также богато орнаментированному лепниной.