Найти в Дзене
дневник ролевика

Русских матросов учили-таки фехтованию!..

Долгие поиски увенчались успехом. Я нашел-таки железобетонное подтверждение тому, что матросов Русского императорского флота середины XIX века, аккурат времен Крымской войны, непосредственно перед ней, учили-таки фехтованию! Не офицеров. А именно матросов. Членов абордажных команд или, как тогда говорили, партий. Напоминаю: с XVIII века морских солдат на русском флоте не было. Тяжкая обязанность абордажного боя ложилась на самих матросов. На каждом военном корабле существовало четкое расписание - какие члены экипажа в какую абордажную партию входят, каким оружием снабжены и какую задачу должны выполнить. Для лучшего понимания вопроса - процитирую здесь себя же, из статьи. посвященной организации абордажного боя на русском флоте: После упразднения морских солдат и переложения задач рукопашного боя на матросов абордажные партии начали комплектоваться из номеров расчетов артиллерийских орудий - комендоров (стрелков), картузников (заряжающих), а также сигнальщиков и некоторых других матро

Долгие поиски увенчались успехом. Я нашел-таки железобетонное подтверждение тому, что матросов Русского императорского флота середины XIX века, аккурат времен Крымской войны, непосредственно перед ней, учили-таки фехтованию!

Не офицеров. А именно матросов. Членов абордажных команд или, как тогда говорили, партий. Напоминаю: с XVIII века морских солдат на русском флоте не было. Тяжкая обязанность абордажного боя ложилась на самих матросов. На каждом военном корабле существовало четкое расписание - какие члены экипажа в какую абордажную партию входят, каким оружием снабжены и какую задачу должны выполнить.

Кстати, на этом фото - классическая сабельная стойка того времени, с переносом веса на заднюю ногу.
Кстати, на этом фото - классическая сабельная стойка того времени, с переносом веса на заднюю ногу.

Для лучшего понимания вопроса - процитирую здесь себя же, из статьи. посвященной организации абордажного боя на русском флоте:

После упразднения морских солдат и переложения задач рукопашного боя на матросов абордажные партии начали комплектоваться из номеров расчетов артиллерийских орудий - комендоров (стрелков), картузников (заряжающих), а также сигнальщиков и некоторых других матросов.
Для сравнения: расчет 9-дюймового корабельного орудия XIX века состоял из 9 человек. Из них 5 - собственно орудийная прислуга, 2 - подносчики снарядов и зарядов, и еще 2 - картузники.
В основном абордажные партии комплектовались именно из орудийной прислуги, поскольку при сближении кораблей она все равно не могла стрелять из пушек, и, таким образом, оказывалась как бы "не у дел".
Абордажная команда, по нормам середины XIX века, на русском флоте делилась на следующие партии: стрелковую, 1-2 собственно абордажных (в зависимости от класса корабля) и резервную.
В стрелковую партию включались первые, пятые и шестые номера открытых (верхних) батарей, и шестые номера закрытых. Это, к слову, не снижало общей способности корабля дать последний артиллерийский залп, т.к. обстрел верхней палубы противника из ружей начинался примерно со 100 метров.
Когда корабли сходились, первая абордажная партия закидывала на борт противника "кошки" и стягивала суда бортами. После чего она же и начинала рукопашный бой. В первый взвод первой абордажной партии входили третьи и четвертые номера от всех орудий. Именно на их плечи ложилась основная тяжесть боя. Во второй взвод включались седьмые и восьмые номера от всех орудий (исключая малокалиберные пушки на марсовых площадках). Задачей второго взвода был перехват управления парусами захваченного судна.
Если в бой вступали стрелковая партия и оба взвода абордажной, это приводило к тому, что стрелять корабль мог только одним бортом, поскольку на свободный борт переходили оставшиеся не у дел канониры от подбоевого борта. Грубо говоря: если корабли сходятся левыми бортами, то свободные от участия в абордаже номера расчетов левого борта переходят на правый, и наоборот.
...
Общая численность абордажников, по "Положению Морского ведомства от 1849 года", составляла:
на линейных кораблях - от 59 до 40 рядовых (не считая унтер-офицеров) в стрелковой партии, от 124 до 86 рядовых в первой абордажной партии и от 154 до 114 - во второй, в зависимости от класса корабля;
на фрегатах было 26-28 стрелков из нижних чинов и 129-149 абордажников в обеих партиях;
на корветах - по 39 стрелков и рукопашников;
на бригах - 32 стрелка и 30 рукопашников.

Вооружение абордажников состояло из пистолетов (основного оружия), мушкетонов и некоторого количества холодняка - абордажных пик, топоров-интрепелей и тесаков либо палашей. Причем последние среди всего холодного оружия доминировали.

И вот в этом-то и заключалась проблема. Вплоть до конца Крымской войны русский флот не имел нормального абордажного оружия. Во всяком случае, Черноморский, на Балтийском имелся свой нормальный палаш, скопированный с английского, но официально на всех русских флотах он принят не был.

Черноморский флот был вооружен списанными из армии саперными тесаками. Вот такими:

-2

Только со сточенной пилой вдоль обуха. Кто видел это оружие в реальности, подтвердит - это годзилла чудовищных размеров, длиной всего лишь чуть больше локтя, но шириной клинка с ладонь матерого комбайнера, а толщиной около сантиметра. И веса соответственного

Менее подходящего оружия для морского боя в замкнутом пространстве и найти сложно.

В марте 1853 года генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич запросил Главного начальника Черноморского флота и вице-адмирала Берха узнать мнение генерал-адъютанта Корнилова о замене саперных ножей на флоте палашами.

Корнилов ответил обстоятельным рапортом:

«7 Апреля 1853 г.

Г-ну Исправляющему должность Главного Командира Черноморского флота и портов.

Вследствие предписания Вашего Высокопревосходительства от 4-го числа сего месяца за № 22997 имею честь представить при сем копию с докладной записки, поданной мною в С-Петербурге г. Начальнику Главного Морского Штаба Е.И.В. 21 Декабря 1852 г. о требующемся заготовлении для Черноморского Флота в число абордажного оружия пистолетов и палашей сходно образцам, удостоенным уже Высочайшего утверждения, причем нужным считаю присовокупить, что снабжение флота более удобными саблями я нахожу необходимым и что нынешние саперные ножи вовсе не соответствуют вооружению абордажных на военных судах партий, в чем я ныне, в бытность мою в Константинополе, имел случай еще более убедиться, посетив французский винтовой корвет «Chaptal», английский винтовой корвет «Wasp», голландский фрегат «Доггербанк» и турецкие корабли. К этому я также должен прибавить, что форма саперных ножей вовсе не подходит к обучению матросов на эспадронах, ныне в черноморских экипажах столь развитому, причем имею честь представить на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства рисунки: а) саперного ножа, b) палаш, Высочайше утвержденного в Балтийском флоте, доставленного в 1835 г. к бывшему Главному Командиру Черноморского флота и портов адмиралу Лазареву, c) французской абордажной сабли и d) английской абордажной сабли.

Начальник штаба Черноморского Флота и портов Контр-Адмирал Корнилов»

И приложил рисунок. Вот этот рисунок:

-3

Сверху вниз здесь: эскиз французского абордажного палаша, английского с парохода "Владимир" (пароход, а точнее, паровой фрегат сей был английской постройки, 1848 года, и в комплект снаряжения и оборудования там входили британские палаши образца 1845 н.), палаш русский Балтийского флота, и тесак Черноморского флота.

Палаш Балтфлота, в свою очередь, повторял британский же образец, только 1804 года, взятый когда-то с корвета "Наварин". Вот такой:

-4

Про этот палаш известно многое, и я тоже про него писал.

В письме Корнилова, текст которого попался мне впервые, для нас очень важны вот эти строки:

-5

То есть матросов не просто обучали фехтованию, но еще и классическому сабельному, на эспадронах - облегченных фехтовальных саблях, от которых произошла современная спортивная сабля.

Да еще и это фехтование было, оказывается, на Черноморском флоте весьма развитым!

Действительно, после эспадрона переходить на чудовищный саперный тесак... Это не то что не всякий матрос - не всякий мастер меча сможет приноровиться. Потому что этот тесак - даже не мачете. Он раза в три тяжелее классического мачете, хотя и примерно соответствует ему размером.

Вот так, господа. Обучение матросов фехтованию на русском флоте было. Сам начштаба Черноморского флота контр-адмирал Корнилов подтверждает.

Источник:

А.Л. Устьянов, "АБОРДАЖНЫЕ ПАЛАШИ ОБРАЗЦА 1854 ГОДА ДЛЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА"

Почитать историю русского абордажного палаша можно здесь.

Про тактику русских абордажников (уставную, по крайней мере) - здесь.

На продолжение работы блога, поиск новых интересных материалов:

Сбер - 2202 2007 1964 2231

ВТБ - 2200 2404 3058 8836

Т-банк - 2200 7010 3870 1063