Наиболее древний пласт бурятского исторического фольклора связан с образом Чингисхана. Этот правитель занимает особое место в исторической памяти всех монгольских народов, поскольку именно он в XIIIвеке объединил монгольские племена в единое могущественное государство и тем самым заложил основы общемонгольской идентичности. Несмотря на распад Монгольской империи и последующее обособление разных монгольских народов, образ Чингисхана остаётся для них объединяющим символом, связанным с «золотым веком» монгольской истории.
Большинство повествований о Чингисхане характеризуются ярко выраженной мифологизацией образа великого хана. Порою предания о Чингисхане настолько далеки от реальных обстоятельств его происхождения и жизни, что скорее напоминают сюжеты мифов о божествах или сказки. Чингисхан в них выступает не столько историческим, сколько мифологическим персонажем – божеством, мессией, первопредком и культурным героем.
1. Чудесная биография
В преданиях о Чингисхане часто встречаются детали, указывающие на необычное происхождение этого героя. Так, в некоторых преданиях говорится, что мать Чингисхана забеременела от солнечного света. Этот мотив имеет очень давнюю историю: он встречается в «Сокровенном сказании монголов» (1240) – первой литературной биографии Чингисхана, но там от солнечного света рождается не сам Чингисхан, а один из его предков.
Другой распространённый мотив в преданиях о рождении и детстве Чингисхана – это мотив брошенного и найденного ребёнка. Как и мотив чудесного рождения, данный мотив очень распространён в мировом фольклоре и нередко фигурирует в повествованиях о божествах и выдающихся героях прошлого. Мать будущего правителя кладёт его в кожаную корзину (или заворачивает в кожу) и пускает его по реке. В одном из преданий брошенного мальчика находят китайцы, которые растят его до десяти лет, а потом прогоняют его, поскольку он был непослушным. После этого он находит людей, которые совершали обряд поклонения тэнгриям. Они, увидев мальчика, решают, что он послан им свыше, и провозглашают его своим ханом.
Мотив изначального высокого предназначения также устойчиво встречается в преданиях о Чингисхане у всех монгольских народов. Часто утверждают, что Чингисхан был сыном Неба, посланным на землю для установления порядка среди народов. Иногда к этому образу добавляются буддийские детали: Чингисхана называют посланником самого Будды и чакравартином, то есть ханом-покровителем буддийской религии.
Смерть Чингисхана, как и его рождение, в фольклоре мифологизирована. Существуют предания о том, как Чингисхана убивает его новая жена либо злая колдунья, на которой он хотел жениться. Есть также предания, утверждающие, что Чингисхан в будущем вернётся на землю. Его возвращение порою связывают с буддийским эсхатологическим мифом: когда придёт будда Майдари и будет происходить смена эпох, Чингисхан вернётся, чтобы бороться со злыми силами.
2. Чингисхан как культурный герой
В фольклоре монгольских народов Чингисхан часто выступает культурным героем: он создаёт предметы и обычаи, прочно вошедшие в жизнь людей.
Так, например, ему приписывают изобретение алкогольных напитков – архи или тарасуна. Согласно преданиям, эти напитки состоят из 9 или 12 ингредиентов, список которых может выглядеть так: слюна бешеной собаки; лезвие острого ножа; голова гнилой овцы; щеки красивого человека, копыта быстроного коня; прозрачность текущей воды; пламя горящего огня; сок растущей зеленой травы; моча коня-рысака; рог коровы; сброшенная кожа гигантского змея; в три раза скрученные путы.
Кроме того, Чингисхана считают учредителем ряда обычаев и обрядов. Например, у бурят есть предания о том, что именно Чингисхан определил порядок проведения свадьбы. Также ему приписывают произнесение первых благопожеланий.
3. Чингисхан в топонимических преданиях
Ряд преданий повествует о происхождении географических названий, связывая их с тем, что в этих местах когда-то побывал Чингисхан и тем или иным образом дал название этой местности. Такие предания встречаются у монголов, бурят, калмыков, и при общей схожести различаются привязкой к конкретным местам и природным объектам. Например, у бурят есть предание о том, что Чингис однажды гнался за лисой, и некоторые названия связаны с событиями той погони: река Онон названа так, потому что возле неё Чингис сделал на стреле зарубку (оноон) для тетивы, а там, где он прошёл, образовался Чингисов вал. Существуют и другие сюжеты топонимических преданий о Чингисхане, которые связывают бурятские топонимы с теми или иными действиями монгольского хана. Порою в этих преданиях фигурируют его родственники и приближённые: например, название реки Иркут (Эрхүү – по-бурятски «капризный») связывают с тем, что там однажды раскапризничалась жена Чингисхана.
4. Чингисхан в фольклорных генеалогиях
Чингисхана также нередко помещают в генеалогии бурятских племён и родов. Распространено утверждение, что Чингисхан является потомком Хоридоя – легендарного прародителя хори-бурят, дочерью которого называют Алан-гоа – праматерь рода Борджигин, из которого происходит Чингисхан. В фольклоре хори-бурят есть песня о Чингисхане, утверждающая родство с великим ханом:
Хорихон гарбалай Шэнгэс хаамнай
Холохон Боржогоной хүбүүн юмэ.
Имеющий хоринское происхождение Чингис-хан наш
Приходится сыном дальнему [роду] борджигин [Дампилова 2022, с. 217].
В некоторых генеалогических преданиях жена Чингисхана рожает детей в отсутствие мужа, и эти дети также становятся родоначальниками. Часто так описывают рождение Эхирита и Булагата – легендарных прародителей одноимённых бурятских племён. Иногда вместо Чингисхана фигурирует один из его братьев или сыновей.
Особенный интерес представляют сюжеты, возводящие к Чингисхану генеалогию российских правителей из рода Романовых. Иногда это объясняется его завоевательными походами: будто бы у Чингисхана и царицы Екатерины родился сын Бата, который стал править в России. В другом предании Чингисхан вступает в связь с женщиной-оборотнем, которая привлекла его внимание в облике лисы, и спустя время её сын находит своего отца. Тогда Чингисхан даёт ему титул хана, и тот становится российским императором Петром I. Ещё в одном случае жена Чингисхана, находясь в России, рожает сына, и он основывает новую династию российских правителей. Подобные предания, как и рассмотренные выше, изображают Чингисхана как героя, устаналвивающего мировой порядок и дающего начало всему. Но они также могли иметь значение для самоидентификации бурят на границе между Монголльским миром и Российским государством. Нередко эти истории завершаются рассказом о том, что буряты приняли подданство царя – потомка Чингисхана. Вероятно, такие предания помогали осмыслить нахождение бурят в российском подданстве с XVII века: ведь если российский правитель – наследник великого монгольского хана, их переход из монгольского подданства в российское получает своё объяснение.
Вы прочитали главу из книги: Исаков А. В. Бурятский исторический фольклор : учебное пособие. Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2023. 60 с.
Телеграм-канал "Бурятская литература с Александром Исаковым"