Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

За что судили покорителей Арктики?

Сегодня, когда пришло понимание на стратегическом уровне и развернулось интенсивное освоение Арктики, в том числе нашими военными, есть повод вспомнить тех российских офицеров, которые 100 с лишним лет назад решали те же задачи, но сегодня забыты. В основном - по причине их осуждения и применения к ним в большинстве случаев - ВМН. О А.В. Колчаке писать не буду, поскольку о нем, как о полярном исследователе и руководителе Белого движения, написано достаточно много. Старт советской северной гидрографии и полярной науке дало строительство и освоение в 20-е годы прошлого века на Новой Земле первой полярной обсерватории Маточкин Шар. В состав Отдельного Северного гидрографического отряда во главе с Н.Н. Матусевичем входили известные полярники: В.А. Березкин, В.Ю. Визе, Н.И. Евгенов, И.Д. Жонголович, Н.В. Розе, П.К. Хмызников, Ю.Д. Чирихин, А.П. Никольский и др. Несколько фамилий морских офицеров, в том числе из этого списка, мне встретились в начале 90-х годов в спецхране РГВА. Это бы
Оглавление

Сегодня, когда пришло понимание на стратегическом уровне и развернулось интенсивное освоение Арктики, в том числе нашими военными, есть повод вспомнить тех российских офицеров, которые 100 с лишним лет назад решали те же задачи, но сегодня забыты. В основном - по причине их осуждения и применения к ним в большинстве случаев - ВМН. О А.В. Колчаке писать не буду, поскольку о нем, как о полярном исследователе и руководителе Белого движения, написано достаточно много.

Старт советской северной гидрографии и полярной науке дало строительство и освоение в 20-е годы прошлого века на Новой Земле первой полярной обсерватории Маточкин Шар. В состав Отдельного Северного гидрографического отряда во главе с Н.Н. Матусевичем входили известные полярники: В.А. Березкин, В.Ю. Визе, Н.И. Евгенов, И.Д. Жонголович, Н.В. Розе, П.К. Хмызников, Ю.Д. Чирихин, А.П. Никольский и др.

Несколько фамилий морских офицеров, в том числе из этого списка, мне встретились в начале 90-х годов в спецхране РГВА. Это было пухлое дело (объемом в 532 страницы), в рамках которого в октябре 1937 - январе 1938 года в Ленинграде арестовали 247 человек. Большинство из них расстреля­ли во внесудебном порядке как «членов РОВС» (Российского общевоинского союза).

Среди арестованных было несколько бывших флотских офицеров, служба которых связана с освоением Арктики, в частности:

«Розенталь Александр Эдуардович, 1887 г.р., быв. мор. офицер, зам. начальника гидрографического сектора Севморпути;
Никольский Анатолий Поликарпович, 1889 г.р., бывший мичман царского и колчаковского флота, инженер;
Хмызников Павел Константинович, 1896 г.р., мичман царского флота, руководитель гидрографического отряда на судне»[1] и др.

В процессе сбора информации этот список постепенно расширялся. Помимо общей непростой обстановки, которая названа в советской истории периодом массовых репрессий, на аресты полярников повлияла неудачная навигация 1937 года. Отправленные по указанию О.Ю. Шмидта по Северному морскому пути караваны транспортных судов, в том числе обычного, а не ледового класса, из-за ранней зимы, неразберихи и головотяпства чиновников, а также из-за отсутствия полноценной ледовой авиаразведки[2], оказались в ледовом плену. В арктических льдах зазимовал, оказавшись в принудительном дрейфе, практически весь флот Главсевморпути – свыше двадцати транспортных судов и три ледокольных парохода – «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин».

Ледокольный пароход "Г. Седов"
Ледокольный пароход "Г. Седов"

Оценка сложившейся ситуации была типичной для тех лет – «вредительство». Так началась тотальная чистка исследователей Арктики…

Сотрудниками НКВД было заведены дела, по которым проходило несколько десятков человек, включая сотрудников и руководителей Арктического института, известных полярных исследователей. В то же время, руководитель Главсевморпути О.Ю. Шмидт избежал репрессий, хотя ближайшее окружение Отто Юльевича существенно поредело.

Наш рассказ - о репрессированных из числа бывших морских офицеров. Некоторые из них проходили по делу «контрреволюционной шпионско-диверсионной группе в системе Главного управления Севморпути в Ленинграде». По версии НКВД, в нее вошли: «начальник Гидрографического управления Главсевморпути Орловский П.В., его заместитель по научной части Евгенов Н.И., начальник Гидрографического сектора Гернет Е.С., начальник сектора навигационных характеристик Хмызников П.К. и начальник сектора ограждения Петров Ю.К.»[3].

Все они, кроме Орловского, являлись бывшими морскими офицерами.

Офицер Российского императорского флота лейтенант Николай Иванович Евгенов

Н.И. Евгенов - один из самых выдающихся советских полярных исследователей, доктор географических наук, профессор.

Н.И. Евгенов
Н.И. Евгенов

Николай Иванович Евгенов родился 15 августа 1888 года в Новгородской области. В 1909 году окончил Морской корпус. В 1913 году на гидрографическом судне «Таймыр» принял участие в первом переходе вдоль полярного побережья Сибири с востока на запад. Всего Евгенов совершил в Заполярье более двадцати морских походов. Он был ведущим лоцманом трассы Северного морского пути, впервые произвел в Арктике ряд исследований в области метеорологии (исследования высоких слоев атмосферы, климатических характеристик северных морей и др.). Арестован 27 мая 1938 года. В течение полутора лет содержался под следствием в ДПЗ и «Крестах». В декабре 1939 года Особым совещанием при НКВД Евгенов был приговорён к 8 годам ИТЛ «за участие в антисоветской организации». В начале октября 1943 года условно-досрочно освобожден. Подробнее о Н.И. Евгенове ЗДЕСЬ:

Офицер Российского императорского флота капитан 2-го ранга Евгений Сергеевич Гернет

Е.С. Гернет
Е.С. Гернет

Евгений Сергеевич Гернет родился 31 октября 1882 года в Кронштадте в семье морского офицера. Гернет – личность уникальная: герой русско-японской войны, исследователь Арктики, гидролог, гляциолог, широко эрудированный и разносторонне образованный человек. Он свободно говорил на трех европейских языках, мог объясняться по-японски. Его научными разработками в картографии и гидрографии пользовались многие полярные экспедиции и полярные летчики, в том числе В.П. Чкалов во время своих знаменитых перелетов. Гернет вошел в историю как автор оригинальной теории оледенения Земли[4]. Побывал в Китае – военным советником при Блюхере...

С 1933 года Гернет – в Гидрографическом управлении Главсевморпути, участвовал в нескольких арктических экспедициях. Разработал для высоких широт «Близмеридианальные таблицы, упрощающие нахождение редукции», которые вошли в учебники по мореходной астрономии. Он редактировал лоции полярных морей, продолжал работать над специальными картами, пригодными для морской и воздушной навигации. После ареста Гернета, произведенного 1 мая 1938 года, его карты стали именовать вредительскими. Подробнее о Е.С. Гернете - ЗДЕСЬ:

Офицер Российского императорского флота лейтенант Павел Константинович Хмызников

Павел Константинович Хмызников родился 22 февраля 1896 года в Санкт-Петербурге. Основные вехи своей службы он отразил в заявлении на имя прокурора СССР после осуждения: «По влечению к морю в 1910 году я поступил в Морской корпус, который окончил в 1915 году и вышел мичманом в Балтийский флот. В 1916-1917 году я окончил класс специалистов подводного плавания, а в апреле 1918 года участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт, командуя подводной лодкой «Волк», которую благополучно провел сквозь льды…».

П.К. Хмызников
П.К. Хмызников

П.К. Хмызников – участник первой советской полярной экспедиции 1920-1922 годов, исследовавшей устье реки Лены. В 1923 году он в составе экспедиции на ледоколе «Малыгин» организовывал строительство радиостанции на Новой Земле, потом участвовал еще в десяти полярных экспедициях, часть из которых возглавлял. А в 1933-1934 годах был гидрологом на «Челюскине».

Подробнее о П.К. Хмызникове ЗДЕСЬ:

Как уже сказано, Евгенов, Гернет, Хмызников и Петров проходили по делу «контрреволюционной шпионско-диверсионной группе в системе Главного управления Севморпути в Ленинграде». Евгенов, по версии следствия, оказался резидентом английской разведки и передавал англичанам «секретные военно-морские карты Финского залива, Черноморского и Мурманского побережья, сведения о состоянии военно-морских сил РККФ, усовершенствованиях судовой артиллерии, минном хозяйстве и о вводе в строй новых кораблей».

Хмызникова и Гернета, следователи решили сделать японскими шпионами. Они, якобы, передавали японцам «секретные материалы гидрографических экспедиций, морские карты и лоции трассы Северного морского пути»...

Это дело трижды направлялось для рассмотрения в Военную коллегию Верховного суда СССР, 15 июня 1939 года направлено на дополнительное расследование «в связи с недостаточностью материалов по шпионажу и недоказанностью вредительства». Однако никаких доследований не проводилось, и в итоге "шпионов"-полярников репрессировали во внесудебном порядке. Особое совещание НКВД СССР 23 декабря 1939 года вынесло решение: Орловскому и Евгенову – по 8 лет лагерей, Хмызникову, Гернету и Петрову – по 5 лет.

Несколько слов о последнем. Юрий Константинович Петров родился в 1886 году Петербурге. В 1907 году окончил штурманский класс Морского корпуса. В 1928 году – третий помощник капитана ледокола «Красин». Награждён за поход Грамотой ЦИК СССР. Ходил по полярным морям на «Ермаке» и «Малыгине». В 1934 году он получил благодарность и премию «за ударную работу на ледоколе „Ермак“ в Карском море». В 1938 году – начальник сектора навигационного ограждения Гидрографического управления Главсевморпути.

О научной деятельности им пришлось забыть. Кроме Н.И. Евгенова, никому из них уже не суждено было вернуться к любимому делу. В сентябре 1943 года Хмызников умер в лагере. Гернет отбывал наказание в Казахстане, работал в колхозе счетоводом. Когда срок ссылки истек, он собрался выехать в Казань к дочери, но умер от инфаркта прямо на улице. Петров после окончания срока ссылки остался в Кустанайской области, работал кладовщиком и сапожником. Освобождён из ссылки в июне 1943 года. Осенью 1946 года Юрий Константинович обратился с просьбой о снятии судимости и разрешении работать по своей морской специальности: Через три года, в октябре 1949 г., Особое совещание МГБ СССР в снятии судимости отказало. Реабилитирован в феврале 1958 года.

В заключение расскажу еще о трех полярниках, репрессированных в 30-е годы по другим делам.

Н.П. Исполатов
Н.П. Исполатов

Исполатов Николай Петрович. Родился 7 октября 1891 г. в Пермской губернии. Произведен в мичманы 6 ноября 1914 г. В годы гражданской войны служил в армии Колчака. Амнистирован. Арестован в октябре 1937 года. На момент ареста - начальник отдела эксплуатации госпароходства. Проживал в г. Красноярске. По постановлению «тройки» при Управлении НКВД по Красноярскому краю приговорен за "антисоветскую пропаганду" по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лагерей. Дело прекращено 17 ноября 1939 года.

Розенталь Александр Эдуардович. Родился 19 ноября 1887 г. в Черниговской губернии. Крещен в православие. В 1902 году зачислен в Морской кадетский корпус. С 1913 г. лейтенант Розенталь служил артиллерийским офицером на крейсере «Аврора». В годы Гражданской войны был мобилизован как офицер в Народную армию Комуча, потом служил у Колчака, произведён в капитаны 2 ранга. Арестован в Иркутске в январе 1920 года. Особым отделом 5-й армии РККА был помещён в концлагерь в Красноярске - «до конца Гражданской войны». В октябре 1920 г. - амнистирован, назначен делопроизводителем отдельной Обской гидрографической партии, а через месяц возглавил её. В 1924 году откомандирован в Новосибирск, в распоряжение комитета Северного морского пути для назначения на должность заведующего транспортным отделом и начальника речной части торговой Обь-Иртышской экспедиции. С 1930 г. проживал в Ленинграде, откуда в 1935 году выслан в Якутск, работал в гидрографическом отделе Якутского территориального управления Главсевморпути. Арестован 25 декабря 1937 года. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 2 июня 1940 года приговорён к 8 годам лагерей. Для отбытия наказания он был направлен в Казахстан на станцию Карабас. 25 января 1941 года умер, отбывая наказание в Карагандинском ИТЛ. Реабилитирован в октябре 1957 года.

Ю.Д. Чирихин
Ю.Д. Чирихин

Юрий Дмитриевич Чирихин. Родился в 1898 году в г. Казани. В 1917 году окончил Морской кадетский корпус. В 1920-1921 годах участвовал в первой советской полярной экспедиции, проводил инструментальную съемку в устье реки Лены. В 1926 году обследовал в составе экспедиции район Маточкина Шара. В 1928–1929 годах Чирихин возглавлял отряд Якутской экспедиции Академии наук СССР, обследовавшей реку Индигирку и ее устье. В 30-е годы жил в Якутске, работал в гидрографическом отделе в Якутии. Арестован 12 декабря 1937 года. Как и Хмызников, был обвинен в том, что передал японцам кроки астрономических пунктов рек Момы и Индигирки, «разрабатывал вредительские планы при проводке судов по Лене». Осужден Особым совещанием на 5 лет лагерей. Чирихин, как и Хмызников, скончался в лагере в марте 1943 года.

[1]Здесь и далее цит. по: РГВА, ф. 24560, оп. 15, д. 386 (дело № 0905).

[2]Почти все самолеты были брошены на поиски бесследно исчезнувшего С.А. Леваневского.

[3]Надзорное производство ГВП №47517-38 по делу Орловского П.В. и др.

[4] Гернет Е.С. Ледяные лишаи. Токио, 1930; 2-е издание - М., 1981 г.