Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

О капитане Гернете и первой попытке «украинизации» Черноморского флота

Одним из фигурантов дела полярных гидрографов был Евгений Сергеевич Гернет. Личность во многих отношениях уникальная, неоднозначная и в определенном смысле даже авантюрная. Блестящий офицер Российского императорского флота и герой русско-японской войны, капитан дальнего плавания и исследователь Арктики, крупный ученый-гляциолог и разносторонне образованный человек. Гернет свободно говорил на трех европейских языках, мог объясняться по-японски. Жена и внук Евгения Сергеевича написали книгу о нем, в которой есть такие слова: «Он защищал Порт-Артур и командовал Азовской флотилией. Он пререкался с Троцким и консультировал Чан Кайши. Его имя упоминается в комментариях к Собранию сочинений Ленина и в современном "Гляциологическом словаре". Картами, которые он составил, пользовались Папанин и Чкалов. О нем писали Максим Горький и Константин Паустовский»[1]. О его жизни, полной противоречивых шагов и резких поворотов, можно было бы снять захватывающий фильм. О нем действительно писали упомяну

Одним из фигурантов дела полярных гидрографов был Евгений Сергеевич Гернет. Личность во многих отношениях уникальная, неоднозначная и в определенном смысле даже авантюрная. Блестящий офицер Российского императорского флота и герой русско-японской войны, капитан дальнего плавания и исследователь Арктики, крупный ученый-гляциолог и разносторонне образованный человек. Гернет свободно говорил на трех европейских языках, мог объясняться по-японски.

Жена и внук Евгения Сергеевича написали книгу о нем, в которой есть такие слова:

«Он защищал Порт-Артур и командовал Азовской флотилией. Он пререкался с Троцким и консультировал Чан Кайши. Его имя упоминается в комментариях к Собранию сочинений Ленина и в современном "Гляциологическом словаре". Картами, которые он составил, пользовались Папанин и Чкалов. О нем писали Максим Горький и Константин Паустовский»[1].

О его жизни, полной противоречивых шагов и резких поворотов, можно было бы снять захватывающий фильм. О нем действительно писали упомянутые писатели. Его научными разработками в картографии и гидрографии действительно пользовались многие полярные экспедиции и полярные летчики, в том числе Валерий Чкалов во время своих знаменитых перелетов. Добавим к этому, что не только в советское время, но и до революции Гернет побывал в статусе подсудимого. А еще он вошел в историю как автор оригинальной и весьма спорной теории оледенения Земли. Эту теорию Гернет изложил в небольшой книге «Ледяные лишаи. Новая ледниковая теория, общедоступно изложенная»[2], которую издал в 1930 году в Токио, тиражом всего 500 экземпляров.

Об этой его теории расскажу отдельно - в следующий раз.

Эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков» незадолго до гибели, 1904 год.
Эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков» незадолго до гибели, 1904 год.

Евгений Гернет родился 31 октября 1882 года в Кронштадте в семье морского офицера. После окончания в 1902 году Морского кадетского корпуса служил на различных кораблях в составе Порт-Артурской эскадры - старшим штурмовым офицером на лодке «Отважный», миноносце «Лейтенант Бураков» и др. За проявленные в годы войны с японцами мужество и отвагу был награжден четырьмя боевыми орденами.

В начале 1909 года Гернет вступил в командование миноносцем «Точный», весной 1910 года получил звание старшего лейтенанта. А 8 июля – неожиданно покинул место службы и исчез. Где он находился до 9 ноября 1911 года - неизвестно. Событие для боевого офицера странное и до сих пор необъяснимое. Все его библиографы отмечают – темная история. Установлено, что он был осужден военно-морским судом на 3 года заключения в крепости - за служебный подлог, растрату казённых денег и побег со службы. Однако мотив в найденных документах не указан. Поэтому версий и предположений на сей счет немало: пытался взять 980 руб. из корабельной кассы, чтобы заплатить карточный долг, а потом вернуть деньги, взяв их у отца; деньги взял на свои реформаторские гидрографические проекты и т.п. Известно также, что 4 мая 1912 года российский император заменил назначенное Гернету судом наказание на исключение из службы с лишением дворянства, чинов и орденов, а 28 июля 1914 года все утраченные Гернетом права и привилегии были ему возвращены.

В годы Первой мировой войны Евгений Гернет командовал зафрахтованным у англичан и зачисленным в Черноморский флот транспортом № 67, затем транспортом № 5 (бывший германский пароход «Асгард»), на котором участвовал в сражении под Трапезундом. Был ранен и награжден пятым орденом.

Е.С. Гернет. Батум. 1916 г.
Е.С. Гернет. Батум. 1916 г.

В 1917 году Гернет был назначен старшим офицером, а затем командиром эсминца Черноморского флота "Калиакрия". Экипаж транспорта № 5, с которого он перешел на эсминец, подарил любимому командиру при расставании серебряный портсигар с надписью: "Командиру – Человеку».

Капитан 2 ранга Е.С. Гернет выступил одним из инициаторов увода ядра Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск.

Украинская рада с начала 1918 г. пыталась установить контроль над Черноморским флотом, направляла командованию флота радиограммы о том, что на кораблях должны быть подняты украинские флаги, а всякие сношения с Россией будут расценены как измена Родине.

В апреле украинская армия под командованием полковника П.Ф. Болбочана двинулась в Крымский поход с целью установления контроля над полуостровом и захвата Черноморского флота.

29 апреля Рада была упразднена и власть при поддержке немцев перешла к гетману Скоропадскому. От немцев, которые находились всего в 10 верстах от Севастополя, поступило требование признать флот украинским и поднять украинские флаги.

В ночь на 30 апреля 1918 года комфлота контр-адмирал М.П. Саблин, с целью оттянуть время, приказал поднять на кораблях флаги Центральной рады (уже упраздненной) . Однако несколько командиров из бригады эсминцев, в том числе Гернет, отказались это сделать и решили самостоятельно идти в Новороссийск. А "украинизировавшимся" кораблям сообщили о готовности торпедных ударов по любому, кто попытается их остановить. На офицерском собрании Е.С. Гернет был утвержден командиром этого отряда. Вскоре севастопольский рейд покинули 14 эсминцев, вспомогательный крейсер, 10 сторожевых катеров-истребителей и 8 транспортов. Позже к ним присоединились еще несколько кораблей. В Севастополе под украинскими флагами остались только старые броненосцы и подводные лодки под командованием контр-адмирала Остроградского, который объявил себя «украинцем». Но уже 1 мая украинские флаги сняли и остатки Черноморского флота России были объявлены собственностью Германской империи. А отряд под командованием Е.С. Гернета 1-2 мая 1918 года прибыл в Новороссийск. Дальнейшая судьба была печальной. 17 июня часть кораблей вернулась в Севастополь, чтобы сдаться немцам, а командиры оставшихся, в том числе Е.С. Гернет - ввиду безвыходности сложившегося положения выработали "план потопления кораблей" на рейде Цемесской бухты.

Это было одно из самых трагических событий в истории русского флота.

Эсминец «Дзержинский» (бывший «Калиакрия»)
Эсминец «Дзержинский» (бывший «Калиакрия»)

Гернет затопил свою "Калиакрию" на небольшой глубине, рассчитав, что позже миноносец можно будет поднять и вернуть в боевой строй. Так и случилось. Корабль подняли в 1925 году, дали ему имя "Дзержинский" и после ремонта включили в состав Черноморского флота.

Спасти удалось и катера, которые погрузили на железнодорожные платформы и доставили на Волгу. Там они составили основу формируемой Волжской военной флотилии. Руководить ею на первых порах было поручено Е.С. Гернету. Потом он служил помощником начальника тактического отдела Морского генштаба, возглавлял дивизион сторожевых кораблей на Балтике и переход отряда кораблей с Балтики на Каспий. Затем успешно командовал Азовской военной флотилией, портами Черного и Азовского морей, был начальником Новороссийского района обороны Кавказского побережья.

После окончания гражданской войны Гернет отказался от всех предлагаемых ему должностей в Реввоенсовете Республики и уехал на Дальний Восток, где был капитаном на судах Совторгфлота - пароходах "Симбирск" и "Индигирка". Но вскоре Гернета направили в Китай - военным советником, а весной 1927 года его откомандировали в японский город Кобе в качестве представителя по фрахту кораблей, где он написал и издал упомянутую книгу.

Евгений Сергеевич Гернет возвратился в Советский Союз летом 1931 года, с 1933 года трудился в Гидрографическом управлении Главсевморпути. Он много сделал для освоения Арктики. Гернет не только принял участие в нескольких полярных экспедициях, но и сформулировал теорию оледенения, которая легла в основу современных представлений об этом процессе, разработал карты для полярной навигации, применив для их построения косую цилиндрическую проекцию. Техническое решение оказалось оригинальным и очень удачным для практического применения. Его "Близмеридианальные таблицы, упрощающие нахождение редукции" вошли во все учебники по мореходной астрономии. А еще он редактировал лоции полярных морей, читал лекции в Гидрографическом институте, продолжал работать над специальными картами, пригодными для морской и воздушной навигации…

После того как Гернета арестовали 1 мая 1938 года, его карты также стали именоваться в материалах дела вредительскими.

Особое совещание при НКВД СССР 23 декабря 1939 года приговорило Гернета к 5 годам лагерей.

Е.С. Гернет в Казахстане. 1940 г.
Е.С. Гернет в Казахстане. 1940 г.

Е.С. Гернет был отправлен отбывать наказание в Казахстан, незадолго до освобождения работал в колхозе "Спартак"счетоводом [3]. Когда срок ссылки истек, Гернет собрался выехать в Казань к младшей дочери, но умер от инфаркта прямо на улице. Произошло это 8 августа 1943 года.

Гернет был реабилитирован военным трибуналом Московского военного округа в 1956 году.

[1] Гернет Г. Е. Друкарев Е. Г. Он умер от радости. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2011.

[2] Гернет Е.С. Ледяные лишаи. Токио, 1930; 2-е издание - М., 1981 г.

[3] В 1989 году на территории совхоза "Спартак" Павлодарской области Гернету был установлен памятник.